Упражнения для самопроверки. Сенсорное восприятие

Сенсорное восприятие... предмета формы

должно быть направлено не только на то,
чтобы видеть, ... форму наряду с другими узнавать

его ... , но и уметь, абстрагируя форму, признаками

видеть ее в других предметах.Такому... фор- восприятию

мы предметов и ее ... способствуют дидак- обобщению

тические...и упражнения. игр ы

У детей пятого года жизни формируют­
ся умения ..., называть и сравнивать... фи- узнавать
гуры,а также находить предметы,формы геометрические
которых подобны форме данных .... фигур

§ 4. Ориентирование в пространстве

В группе, где находятся пятилетки,продолжают обучать распознаванию пространственных направлений от себя: впе­ред,назад, налево,направо; в конце года они должны уметьобозначать положение того или иного предмета относитель­но себя (впереди—шкаф, сзади— стул,справа— дверь,слева—окно, вверху— потолок,внизу— пол,стена — дале­ко,стул— близко).Уровень приобретаемых знаний о про­странстве и сформированность умений ориентироваться в пространстве зависят от того, как воспитатель организуетработу на занятиях по математике,физкультуре,изобрази­тельной деятельности,конструированию и в повседневнойжизни.Взаимообратные обозначения пространственных от­ношений,направлений,расстояний всегда даются одновре­менно,попарно. Например,справа—слева,далеко—близко.

Программные задания по формированию у пятилеток про­странственной ориентировки и представлений о пространстве можно выполнять в единстве с другими задачами:разместитьна верхней полоске листа бумаги кружочки, на нижней — квадратики;в левую руку взять цифру3, а в правую —цифру 4. Кроме того, их можно выполнять самостоятельно в процес­се дидактических,сюжетно-дидактических,подвижных игр и упражнений.Чаще всего эти задания выполняются в конце или в середине занятия,во время физминутки.

Например,воспитатель предлагает детям встать,опустить руки вниз, правой рукой показать вверх, левой— вниз, двумя руками — вперед,повернуться и показать правой ру­кой назад, потом левой рукой назад, правой рукой направо,левой налево.

Формирование представленийо расстояниидалеко—близ­котесно связано с представлением об отношении типа: длин­нее—короче.Работа начинается с того, что воспитатель вызы­вает к столу четырех детей, предлагает двоим из них встать один против другого на расстоянии длины скакалки(ска-

калку дети держат за концы), а двум другим — скакалку сложить вдвое и также взять ее за концы. «Какие дети стали ближе один к другому, а какие дальше один от другого, почему? Правильно, — говорит воспитатель, — скакалки разной длины. У Коли и Миши короткая скакалка, и они стоят близко один от другого, а у Аленки и Наташи длинная скакалка, и они отошли дальше друг от друга».

Потом воспитатель может предложить такие упражнения: «Сложите ладошки вместе, вот так (руки перед грудью). Встре­тились наши ладошки, поздоровались. Разошлись ладошки в разные стороны, дальше и дальше одна от другой (дети, по­вторяя действия педагога, разводят руки в стороны). Вот как далеко! Пошли ладошки навстречу друг другу, все ближе и ближе друг к другу! Вот как близко! Встретились!» Такие упражнения можно повторить несколько раз (Л.С.Метлина).

На следующем занятии представления закрепляются. При этом широко используется наглядный материал и игровые приемы. Например, на столе у воспитателя слева стоит до­мик, а справа — две игрушки: лисичка и зайчик на разном расстоянии от домика. Потом дети закрывают глазки, а вос­питатель переставляет игрушки. Открыв глаза, дети говорят, кто теперь дальше от домика, а кто ближе к нему. Задание повторяется два или три раза.

Упражнения в обозначении направления от себя: спере­ди, сзади, слева, справа могут планироваться воспитателем в последней (второй-третьей) части занятия. Дети стано­вятся один за другим, и воспитатель спрашивает, кто впе­реди, а кто сзади. Потом дети становятся в шеренгу и гово­рят, кто справа, а кто слева от него: «Справа — Аленка, а слева — Сережа».

Воспитателю средней группы детского сада особое вни­мание следует уделить развитию речи детей, активизации словаря, который характеризует пространственные отноше­ния, направления, расстояния. Этому способствуют разно­образные дидактические игры и упражнения: «Что измени­лось?», «Прятки», «Мышеловка» и др.

Упражнения для самопроверки Основой развития у детей пятого года

жизни ориентировки в ... является прежде пространстве

всего накапливание ... о предметах окружа- знаний

ющего мира и их ... отношениях. Восприя- пространственных

тия пространства не ... лишь накапливани- ограничивается

ем... опыта. чувственного

У детей этого возраста ... интерес ко развивается
все более детальному обозначению про­
странственных .... Чисто ... опыт воспри- отношений сенсорный
ятия ... перестраивается, ребенок начи- пространства
нает воспринимать пространство на ... логическом

уровне. Большое значение для формиро­вания словесной регуляции ... различе- пространственного ния имеет словарная работа на занятиях и вне их.

Наши рекомендации