Сенсорное восприятие как основа процесса формирования субъективного образа окружающего мира.

Цели и задачи лекции: сформировать представление о значимости слухового восприятия для развития ребенка и социализации его в обществе, дать понятие о сенсорных системах и их значении, на основе представленных материалов сформировать мотивацию к углубленному изучению данного курса.

По данным ВОЗ в 2002 году в мире насчитывалось порядка 250 млн. человек с нарушениями слуха, что составляет 4,2% от всей популяции земного шара, отмечено увеличение поражений слуховой системы среди населения, особенно промышленных стран с 6% до 8%.

В России более 13 млн. лиц с социально значимыми нарушениями слуха, в том числе детей и подростков более 1 млн. По данным иностранных авторов в индустриально развитых странах рождается один глухой ребенок на 1000 новорожденных.

Известно, что ребенок как слышит, так и говорит. Погрешности речи ребенка взрослые в большинстве случаев замечают сразу. Но не все догадываются, что они могут быть связаны с недостатками слуха. Ведь небольшой дефект слуха, как правило, незаметен для окружающих. А между тем, возникнув в раннем возрасте (до 4-5 лет) и оставшись незамеченным, он может трагично отразиться на судьбе ребенка. Даже небольшое снижение слуха, врожденное или наступившее в раннем возрасте, отрицательно влияет на формирование речи ребенка, что в свою очередь нарушает процессы формирования личности ребенка. Первые два года жизни являются самыми важными для развития речи, познавательных и эмоциональных навыков ребенка(критический возраст). Лишение акустической информации в критический период созревания интегральных связей мозга может привести к необратимым потерям в формировании речи.

Исследования показывают, что взрослым нет необходимости слышать слова во всех деталях, чтобы понимать речь. Если разговор ведется на достаточно знакомом языке, то невоспринятые слухом элементы слов дополняются по смыслу, по догадке. Именно поэтому даже подчас значительное снижение слуха мало отражается на общении и деятельности взрослого человека.

Совсем иное положение у маленького ребенка, который при помощи слуха не только общается, но и овладевает речью, учится произносить слова.

Для полного понимания чужой речи необходимо усвоить значение грамматических изменений слова, например, падежных окончаний. А это опять-таки требует хорошего слуха.

Ребенок, который недостаточно хорошо слышит, воспринимает слова с пропусками, нечетко, не улавливает связи между словами в предложении. Нетрудно представить себе, как это осложняет развитие речи и ее понимание. Особенно страдает произношение.

Такие дети, как правило, начинают говорить поздно, словарь их беден, предложения они строят неправильно. Особенно характерно для них смазанное, нечеткое произношение. На слух они плохо отличают, например, С от Т и потому говорят "тани" вместо "сани", путают звонкие и глухие ("пумака" вместо "бумага"), свистящие и шипящие ("сапка" вместо "шапка").

Иногда они пропускают в словах безударные слоги и называют предметы искаженными до неузнаваемости словами.

Все эти дефекты в устной речи могут быть выражены слабо и остаются незамеченными. Страдания ребенка начинаются, когда он поступает в школу. Грамотой он овладевает с большим трудом, ибо ему мало понятен звуковой состав слова. Читая, он, "не узнает" слов, потому что в его представлении они имеют совсем иной звуковой состав. Например, в книге написано "зима", а он знает слово "димА".

Но этого мало. Ограниченный запас слов, в свою очередь затрудняет понимание прочитанного. И даже в том случае, когда слова понятны, ребенок часто с трудом разбирается в содержании текста. Это объясняется тем, что, плохо улавливая безударные части слова, их окончания, он не усваивает и значения грамматических форм, согласования слов в предложении, а значит, и его смысла.

Даже при небольшом, но рано возникшем понижении слуха детям трудно учиться писать. Когда слабо слышащий ребенок пытается воспроизвести на бумаге плохо известное ему слово, он либо совсем не может этого сделать, либо записывает искаженные слова, например, "ля кулял" вместо "я гулял".

Дефекты письма и непонимание текста учебников приводят к неуспеваемости. Порой, не проверив слух, этих детей переводят в щколы для умственно отсталых, но и здесь они тоже не успевают все по тем же причинам.

Всего этого можно избежать, если недостатки слуха будут вовремя замечены.

Анализ основных причин, вызывающих нарушения слуха у детей в анте-, пери-, неонатальном периодах, позволяет отметить, что наибольший удельный вес занимает патология беременности 20,6%, патология родов 17,5% (преждевременные, стремительные, затяжные роды, частичная отслойка плаценты и другие причины, приводящие к нарушению кровообращения головки у рождающегося малыша, внутричерепная травма плода во время родов 10,4%), недоношенность 22,3% (вес до 1500 г), асфиксия в родах 11,9% и т.д. Нередко причиной снижения слуха у новорожденного являлись инфекционные болезни, перенесенные матерью во время беременности( 4,8% краснуха, грипп, вирусный гепатит, цитомегаловирус, токсоплазмоз, сифилис), использование при лечении этих заболеваний препаратов с ототоксическим действием 3,9%, резус-конфликт матери и плода, кистозы во время беременности, алкогольная интоксикация, воздействие радиации.

Наследственные заболевания в 2001 году составили 10,2%, частота врожденной тугоухости составляет 1,5 на 1000 новорожденных.

Среди других причин, которые могут вызывать нарушение слуха у детей, следует отметить: детские инфекции (краснуха, паротит, корь, ветряная оспа, коклюш) 2%; эпидемический менингит 2%, грипп 3%; осложнения после прививок; черепно-мозговая травма, наркоз 2,9%; применение ототоксических антибиотиков 3,9%.

Большое влияние на речь ребенка имеет неблагоприятное течение беременности. Это отнюдь не парадокс, если вспомнить, что речью управляет центральная нервная система. Поэтому любые проблемы - от неполноценного питания и алкоголя, до инфекционных заболеваний и недосыпания будущей матери - влияют на общее развитие ребенка, в том числе и на развитие его ЦНС, следовательно и на будущую работу речевого центра. Особенно чувствительны для речевого развития будущего ребенка проблемы первой половины беременности (даже сильный ранний токсикоз).

Также отрицательное влияние на возможности формирования речи ребенка оказывают неблагополучные роды. Если ребенок в это время испытывал кислородное голодание, могут быть затронуты речевые клетки. У такого ребенка до трех лет может возникнуть задержка речевого развития - он может говорить только отдельными словами или заменять речь мимикой и жестами.

Если сам ребенок растет ослабленным, часто болеет, то речь, как и общее развитие ЦНС, как и весь его организм в той или иной мере недоразвиты. Кроме того, у ребенка, часто или постоянно страдающего насморком, речь приобретает “гнусавый” оттенок. Звуки М, Н, в произношении которых участвует носовой резонатор, искажаются. То же самое происходит, если у ребенка вовремя не удалены полипы или аденоиды или еще не прооперированы врожденные расщелины верхней губы (в простонародье “заячья губа”), мягкого неба (“волчья пасть”) и мягкого язычка. Первый из этих дефектов сегодня оперируется прямо в роддоме путем хейло-пластики. Устранение расщелины неба (орано-пластику) производят в дошкольном возрасте.

Снижение слуха является проблемой, которая приводит к проблемам в общении между людьми, в результате плохо слышащий человек замыкается, избегает общения с людьми, становится незащищенным , зачастую недоверчивым и одиноким, что приводит к депрессии, служит причиной быстрого утомления и требует значительных затрат энергии, может привести к потере работы.

Но раннее выявление нарушений слуха позволяет уже с 5-6 мес. начинать реабилитационные мероприятия и способствовать дальнейшему внедрению этих детей в речевую среду.

При наличии раннего и адекватного воздействия (своевременное лечение или слухопротезирование, занятия с сурдопедагогом и логопедом) эти тяжелые последствия могут быть уменьшены или даже преодолены. Выявление нарушений слуха у детей должно начинаться с первых месяцев жизни.

Все отклонения в развитии речи слабо слышащего ребенка можно предупредить и полностью ликвидировать, если своевременно будут применены специальные методы обучения.

При наличии раннего и адекватного воздействия (своевременное лечение или слухопротезирование, занятия с сурдопедагогом и логопедом) эти тяжелые последствия могут быть уменьшены или даже преодолены. Выявление нарушений слуха у детей должно начинаться с первых месяцев жизни.

Тогда не стоит оставлять визит к логопеду на последний предшкольный год, как поступают многие родители. Каждый упущенный год только усложняет работу, так как дефект звукопроизношения закрепляется, а сам процесс формирования речи к 6-7 годам уже практически закончен. Детей, имеющих к пяти годам те или иные дефекты произношения сегодня очень много: практически тридцать процентов пятилеток не могут похвастаться “чистой” речью. Причин этому множество.

Для успешного воспитания и обучения детей данной категории необходимы знания о состоянии слуховой функции и речи ребенка, о характере патологии органов слуха, сведения о которых отражаются в курсе «Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи».

Данный курс относится к числу специальных дисциплин и занимает важное место в подготовке логопедов в качестве будущих педагогов в специализированных детских дошкольных учреждений.

Основной задачей курса является подготовка студентов по теоретическим и практическим вопросам оториноларингологии в объеме, необходимом педагогу-логопеду и педагогу-дефектологу для плодотворного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями на основе индивидуального подхода, используя методы коррекции и компенсации слуха в зависимости от наличия слухового восприятия, развития речи и общего развития ребенка.

Наши рекомендации