ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. Заполните следующую таблицу
СТУДЕНТОВ.
- Заполните следующую таблицу.
Автор | Принцип природо-сообразности | Цель и задачи | Содержание и принципы обучения | Формы организа-ции обучения | Трудовое воспита-ние | Нравст-венное воспита-ние | Учитель, требова-ния к учителю |
Я.А. Коменский Дж. Локк Ж.-Ж. Руссо И.Г. Песталоцци И.Ф. Гербарт А. Дистервег |
2. Аргументируйте свое отношение и проанализируйте позицию К.Д. Ушинского по вопросу о самобытности национальных систем воспитания.
3. Законспектируйте историко-педагогические источники №№ 10-12.
4. Сравните уровень развития культуры и образования в Западной Европе и России в IX- XII веках и аргументируйте свой ответ.
ТЕМЫ
Для самостоятельного изучения по истории педагогики и образования
- Педагогические идеи стоиков.
- Религия в педагогических системах Древнего Востока.
- Раннее христианство и воспитание.
- Педагогический идеал Возрождения.
- Влияние Реформации на педагогическую мысль и практику школы.
- Педагогические идеи французских материалистов.
- Новые типы учебных заведений в 17- начале 19 вв.
- Реформы западного образования начала 19 –начала 20 вв. Содержание и практика реализации.
- Детское и юношеское движение начала 19 –начала 20 вв.
- Марксистская педагогика.
- Фашистская педагогика.
- Школа и педагогическая мысль России с древних времен до конца 18 в.
- Русское просветительство.
- Педагогические взгляды декабристов.
- Школа 2-30-х гг. в СССР: многообразие форм и единство содержания.
- История Орловского государственного университета.
- Школа и педагогическая мысль Орловщины.
- Педагогические теории и практика современности.
- Общение С.Т. Шацкого с детьми («Бодрая жизнь»).
- Проблема природосообразности воспитания, учет индивидуальных особенностей (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский).
- Семейный дух школы И.Г. Песталоцци и Я. Корчака.
- Идеи свободного воспитания (Ж.-Ж. Руссо, Вентцель, Л.Н. Толстой) и практика работы советской школы 20-х годов.
- Общение В.А. Сухомлинского с детьми.
- Я. Корчак и его воспитанники.
- Проблема самобытности русской педагогики.
- Просвещение в Киевской Руси.
- Теории генезиса воспитания.
- Народное и общечеловеческое в творчестве К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, Бунакова.
- Эволюционная педагогика Вахтерова.
- Общечеловеческие духовные ценности народной педагогики.
- Проблема гармонического развития личности и гуманистического воспитания в зарубежной педагогике.
- Трудовое воспитание и политехническое образование в истории педагогической мысли.
- Вопросы коллективного воспитания в истории педагогики.
- Взгляды зарубежных и русских педагогов на формирование личности.
- Проблема дисциплины в зарубежной и русской педагогике.
- Идеи педагогики сотрудничества в истории развития педагогической мысли.
- Гимназическое образование в Орловском крае.
- Лицеи России: история и современность.
- Подготовка учителей в России в конце 19 – начале 20 вв.
- Педология, развитие идей в советской педагогике и школе 20-3—х гг.
- Проблема познавательной активности учащихся в истории развития школы.
- Проблема развития творческих способностей в истории педагогики.
- Педагогическая система А.С. Макаренко.
- Воспитание детей в семье и подготовка их к будущей семейной жизни в творчестве А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского.
СПИСОК
Историко-педагогических источников, необходимых для
Собеседования на зачете
- Монтень М. О воспитании детей.//Опыты: В 3 кн., кн. 1. – М., 1979, с. 135-166.
- Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. Кн. 1, гл. 13, 15, 21-24.
- Эразм Роттердамский. Похвала глупости. Гл 13, 14, 32. – М., 1991.
- Коменский Я.А.. Великая дидактика. Гл. 16-18, 23, 26.
- Локк Дж. Мысли о воспитании.
- Ж.-Ж. Руссо. Эмиль или о воспитании.
- Песталоцци И.Г.. Лебединая песнь. Лингард и Гертруда.
- Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей.
- Поучение Владимира Мономаха детям.
- Ушинский К.Д.. О пользе педагогической литературы.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Введение.
- Ушинский К.Д. Родное слово.
- Пирогов Н.И. Вопросы жизни.
- Сорока-Росинский В.Н. Путь русской национальной школы.
- Каптерев П.Ф. Общий ход развития русской педагогики и ее главные периоды.
- Шацкий С.Т. Бодрая жизнь.
- Макаренко А.С. Педагогическая поэма.
- Макаренко А.С. Лекции для родителей.
- Толстой Л.Н. Воспитание и образование.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.
ВОПРОСЫ
к зачету по курсу "Педагогика" для студентов 2 курса