Неуспеваемость как педагогическая проблема
В ходе обучения и оценивания знаний учащихся возникает проблема неуспеваемости или неудач в учебе отдельных учеников.
Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой результаты обучения не соответствуют дидактическим и воспитательным нормам образовательного учреждения. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности и поведение, противоречащее требованиям школы, общества.
Причины неуспеваемости:
1.Социально-экономические - материальная необеспеченность семьи, неблагоприятная обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей.
2. Причины биопсихического характера - это наследуемые особенности, способности, черты характера.
3. Педагогические причины. Педагогическая запущенность чаще всего является результатом ошибок, низкого уровня работы школы. Грубые ошибки педагога ведут к психической травме. Исследования называют более конкретные причины неудач в учебе:
• жесткая, унифицированная система обучения, содержание образования, одинаковое для всех, не удовлетворяющее потребностей детей;
• единообразие, стереотипный выбор методов, форм обучения;
• неумение ставить цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами;
• пренебрежение развития учеников, натаскивание, ориентация на зубрежку.
Вывод:дидактическая, психологическая, методическая некомпетентность учителя ведет к неудачной учебе.
Для устранения дидактических причин неуспеваемости используются следующие средства:
1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, компьютеризация.
2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.
3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставания в учебе.
4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуально планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.
Ошибки оценивания
К основным типичным субъективным ошибкам оценивания в школе и вузе относятся:
великодушие, снисходительность. Проявляется в завышении отметок. Крайней формой великодушия в оценках обучаемых явилась процентомания, искореняемая теперь в школах;
• перенос симпатии или антипатии с ученика на оценку (отметку);
• оценка по настроению;
• отсутствие твердых критериев (за слабые ответы преподаватель может ставить высокие отметки или наоборот);
центральная тенденция (проявляется в стремлении избежать крайних отметок, например не ставить двоек и пятерок);
• неустойчивость системы (преподаватель или долго не спрашивает, или весь урок ведет опрос);
• близость оценки той, которая была выставлена ранее (например, на предыдущих экзаменах другими преподавателями или учителю трудно сразу после двойки поставить пятерку);
• ошибки ореола (проявляются в тенденции преподавателя оценивать только положительно или отрицательно тех учащихся, к которым он относится соответственно либо положительно, либо отрицательно);
• перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету;
• завышение или занижение отметок и др.
Однако за каждым намеренным завышением и занижением оценки может стоять разный смысл. Например, выставление положительной оценки слабому ученику может восприниматься как фактор психологической поддержки его в учебных продвижениях. Поэтому не все субъективные оценочные суждения следует рассматривать как ошибки.