Действие для достижения поставленной цели
Каждый человек в любую минуту своей жизни, за исключением времени сна, стремится к какой-либо личной или общественной цели и совершает ряд действий ради ее достижения, т. е. выполняет поставленную перед собой задачу.
Велика ли эта цель, как, например, у К. С. Станиславского, всю жизнь стремившегося найти самый совершенный реалистический метод для воплощения на сцене «жизни человеческого духа» роли и пьесы, или мала, как у ребенка, собирающего цветы, чтобы подарить их матери,— достижение цели невозможно без ряда внутренних и внешних действий.
В жизни стремление к достижению цели рождается само собой, в зависимости от необходимости ее осуществления, исторических событий, характера человека, его склонностей, любви, ненависти и множества причин, перечислить которые невозможно.
«Сценическое творчество — это постановка больших задач и подлинное, продуктивное, целесообразное действие для их выполнения».
На сцене желание достигнуть поставленной цели возникает с помощью творческого воображения. Снова если бы и предлагаемые обстоятельства помогут занимающемуся сделать для себя заманчивой и интересной ту вымышленную цель, которая перед ним поставлена. Тогда у него возникает стремление ее достигнуть — задача. Сценические задачи непременно определяются глаголом «хочу». (Например, хочу успокоить, хочу предостеречь, подразнить, помириться, хочу выяснить отношения и т. д.) Верная сценическая задача вызывает действия для ее выполнения.
Выполнение задачи состоит из трех элементов:
1) из стремления к цели — чего я хочу?
2) из действия — что я делаю для достижения цели?
3) из приспособления (способа) достижения цели — как я это действие осуществляю?
«Этим словом — «приспособление» - мы впредь будем называть как внутренние, так и внешние ухищрения, с помощью которых люди применяются друг к другу при общении и помогают воздействию на объект»,— определяет существо «приспособления» К. С. Станиславский.
Разнообразие, живость, органичность, неожиданность, убедительность приспособлений показывают одаренность актера.
Цель и действие обычно определяются артистом до выхода на сцену. Это сознательные части выполнения задачи. Например: моя цель — купить себе новый костюм; мое действие — занять деньги, недостающие на покупку.
Приспособление полусознательно и бессознательно возникает как способ преодоления тех препятствий, с которыми сталкивается артист в процессе достижения цели (выполнения задачи). Другими словами, оно зависит от тех случайностей и неожиданностей, с которыми приходится сталкиваться на сцене, и проявляется в находчивости при выполнении задачи. Например, для того чтобы занять деньги, я прихожу к своему дяде. Но оказалось, что он заболел и мне нужно найти особенно деликатный способ попросить у него взаймы. В другом случае дядя может считать, что новый костюм это франтовство, ненужная трата денег, и мне нужно убедительно и серьезно доказать ему, что новый костюм мне необходим для дела, и т. д.
При выполнении задачи цель накладывает свой отпечаток на характер действия, определяет самочувствие, в котором действует актер. Для того чтобы объяснить студентам, как меняется самочувствие от перемены цели и как эта новая цель меняет характер действия, мы даем следующие несложные упражнения на физическую задачу.
«Условимся пока иметь дело только с физическими задачами,— пишет К. С. Станиславский.— Они легче, доступнее и выполнимее...» «Верное выполнение физической задачи поможет вам создать правильное психологическое состояние. Оно переродит физическую задачу в психологическую. Ведь... всякой физической задаче можно дать психологическое обоснование... Пользуйтесь неопределенностью границы между физическими и психологическими задачами».
Действие остается — меняется цель (хотение).
Упражнения на изменение цели действия, так же как и предыдущие, должны быть окружены тщательным и подробным составлением предлагаемых обстоятельств. Например. Одеваюсь: а) для того чтобы идти на вечер; б) чтобы идти в больницу к больной матери.
В первом случае надо знать, что это за вечер, кто там будет, важно ли мне туда попасть и т. д.,— словом, все должно быть известно так же подробно, как мы это знаем в реальной жизни. Если там будет человек, который для меня важен, я буду тщательно одеваться и особенно заботиться о своей внешности. Обдумаю и выберу, что мне нужно надеть; если замечу какой-нибудь дефект, то постараюсь его устранить — зашить что-нибудь, почистить туфли, поправить прическу и т. д. Задача осуществлена, когда я готов к тому, чтобы идти.
Во втором случае мне важно знать, сколько времени мать лежит в больнице, тяжело ли она больна или выздоравливает, давно ли мы не виделись и т. д. Если мать больна серьезно, я могу проделать тот же процесс одевания, что и в первом случае, и выбрать, что мне надеть, но характер действия будет совсем другой. Мой вид должен успокоить мать. Мысли мои также сосредоточены на предстоящей встрече, но я полон опасений за судьбу матери, многие действия проделываю машинально и т. д.
Или же, например, прячусь: а) чтобы спастись от погони; б) чтобы в шутку напугать подругу.
Набираю номер телефона: а) чтобы пригласить девушку на бал; б) чтобы узнать результаты приемных испытаний. (Если номер телефона окажется занятым, это увеличит активность действия. Поэтому в подобных упражнениях лучше создавать для себя препятствия и неожиданности.)
Убираю комнату для того: а) чтобы принять важного гостя; б) чтобы приготовить ее к приходу маляров.
Готовлю посылку для того: а) чтобы послать подарок брату к дню рождения; б) чтобы отослать вещи мужа, с которым разошлась.
Наливаю воды: а) чтобы принять лекарство; б) чтобы отнести человеку, которому стало плохо.
Зажигаю спичку: а) чтобы найти в темноте вещь, которую уронил; б) чтобы зажечь фитиль для взрыва фашистского склада.
Закуриваю: а) чтобы отогнать комаров; б) чтобы попробовать, стоит ли мне начать курить?
Слушаю у двери: а) чтобы определить перерыв во время занятий, когда можно войти; б) чтобы найти момент для эффектного появления в веселой компании.
Разрываю письмо: а) чтобы избавиться от лишних бумаг; б) чтобы не иметь дела с пославшим.
Сажусь за стол: а) чтобы написать серьезное и откровенное письмо; б) чтобы написать шутливое письмо для розыгрыша товарища.
Шагаю по комнате: а) чтобы определить ее размер; б) чтобы разносить тесную обувь.
Напеваю: а) чтобы вспомнить мотив; б) чтобы подготовиться к выступлению, не мешая соседу, и т. п.
Итак, перед выходом на сцену актер должен знать, для чего он приходит (его цель, задача) и что он будет делать для достижения цели (выполнения задачи). Приспособления родятся на сцене в зависимости от обстоятельств и преодоления препятствий. Следовательно, не надо заранее придумывать приспособления.