Развитие понимания долготы звучания 5 страница
За ширмой спрячьте две игрушки — кошку и собаку. Если ребенок еще не умеет говорить — положите перед ребенком две картинки: одну с изображением кошки, а вторую с изображением собаки. Закройте нижнюю часть лица экраном и произнесите: «Ав-ав». Спросите ребенка: «Кто спрятался за ширмой?» Если ребенок уже умеет говорить, попросите назвать гостя (ребенок может назвать любым доступным для него способом: звукоподражанием, облегченным словом и т. д.). Если не умеет — предложите показать на картинке того, кто спрятался за ширмой.
МАРТ
«Машины»
Чему учится ребенок: вслушиваться в слова песенки; правильно воспроизводить звукоподражание «би-би»; продолжать развивать слуховое внимание и память.
Ход игры: покажите ребенку грузовую машину. Рассмотрите ее части (колеса, кабина, кузов, руль). Предложите ребенку покатать машину «по дороге». Дорогой может быть шнур или лента, положенная на пол. Спойте ребенку четверостишие:
По асфальтовой дороге
Быстро едет грузовик.
К нам с тобой он так спешит,
Что гудит-гудит-гудит:
Би-би-би...
Предложите малышу спеть песенку вместе с вами. Постарайтесь, чтобы ребенок подпевал звукоподражание «би-би». Закройте экраном нижнюю часть лица и произнесите: «Би-би». Спросите ребенка: «Что спел грузовичок? Повтори его песенку вместе со мной. Спой песенку грузовика сам».
Обязательно похвалите ребенка за правильно выполненное задание.
Усложнение: дайте ребенку послушать песенку двух машин — большой и маленькой,— поющих одну и ту же песенку, но высоким и низким голосом. Сначала покажите большую машину и спойте низким голосом: «БИ-БИ». Потом покажите маленькую машину испоите высоким голосом: «Би-би». Положите перед ребенком две картинки. Первая с изображением большой машины, вторая —
маленькой. Закройте экраном нижнюю часть лица и по очереди предъявляйте звукоподражания. Просите ребенка повторить песенку той машины, которая сейчас пела, и показать ее на картинке.
МАРТ
«Ванины сапожки»
Чему учится ребенок: сосредотачиваться на песенке; четко и ясно произносить звукоподражание «топ-топ»; подпевать звукоподражания громко и тихо; получать удовольствие от совместной деятельности со взрослыми.
Ход игры: покажите ребенку кукольные сапожки. Скажите: «Это сапожки. Ваня их обувает, когда идет гулять на улицу. Вот так». Обуйте куклу Ваню
в сапоги в присутствии ребенка. Дайте ребенку куклу Ваню, предложите поиграть с ним.
Спойте на любой доступный для вас мотив четверостишие:
Как на крохотные ножки Обували мы сапожки. Каблуками топали, Топали мы по полу: Топ-топ, топ-топ.
Попросите ребенка помочь Ване топать ногами и громко петь: «Топ-топ!»
МАЙ
«Ветер дерево качает»
Чему учится ребенок: вслушиваться в слова песенки и производить движения в соответствии с ее текстом и ритмом (быстро, медленно); произносить звукоподражания в ритм мелодии.
Ход игры: на прогулке с ребенком рассмотрите дерево. Выделите его части
(ветки, листья). Дайте ребенку потрогать ветку и листочки на ней. Назовите:
«Это — ветка, а это — листочек на ней». Попросите ребенка показать ветку и на |
ней листья. I
Покажите, как дует ветер: наберите через нос воздух и выдохните его, не \ надувая щек, плавно на листочки — так, чтобы они зашевелились как от дуновения ветерка.
Попросите ребенка повторить.
Деревца на улице
Ветками качают.
Ветками качают,
Ветер зазывают: ;
У-у-у-у! . !
СЕНТЯБРЬ
« Ладушки-ладошки»
Чему учится ребенок: выполнять движения в соответствии с текстом; развивать координацию движений; развивать слуховое внимание и умение подпевать звукоподражания по тексту песни.
Оснащение: стульчики.
Ход игры: подойдите к детям, сидящим на стульчиках (или на ковре). Попросите их вытянуть вперед ручки. Спойте на мотив украинской народной песни «Ганзя» песенку. Попросите детей похлопать ладошками по вашим ладонями.
У моей-то крошки
Малюсенькие ладошки.
Этими ладошками
Похлопаем немножко.
Подставляй-ка
Их скорей,
Хлопай, хлопай
Веселей.
Оп-оп-оп!
Побуждайте ребенка к подпеванию звукоподражания «Оп-оп-оп!».
Усложнение: измените ритм и темп хлопания в ладоши (быстро или медленно); привлеките к игре других взрослых (папу, бабушку, брата, сестру, дедушку).
ОКТЯБРЬ
«Ищем игрушки»(см. Приложение 2, с. 140)
Чему учится ребенок: соотносить звукосочетания «бум-бум», «у-у-у» с определенным образом музыкальной игрушки (барабан, дудочка); подпевать звукоподражания в заданном темпе и ритме.
5 Зак. № 464 113
Ход игры: положите перед ребенком музыкальные игрушки — барабан и дудочку. Возьмите дудочку, скажите: «Это дудочка, на ней можно играть». Поиграйте на ней. Предложите малышу поиграть на дудочке. Так же обследуйте барабан. После обследования игрушек спрячьте их за ширму, а перед ребенком положите две картинки с изображением барабана и дудочки.
Спойте ребенку песенку:
Наши все игрушки Спрятались в избушке. Что звучало, угадай! И картинку эту дай.
Предложите ребенку дать вам ту картинку, на которой изображена звучащая за ширмой музыкальная игрушка.
Усложнение: увеличение количества музыкальных игрушек до трех.
НОЯБРЬ
«Осенний букет»
Чему учится ребенок: соотносить движения со словами песни; двигаться в соответствии с мелодией и ритмом песни; получать мышечное удовольствие от совместной деятельности.
Ход игры: гуляя с ребенком по осеннему парку, соберите букет осенних листьев. Дома поставьте букет в вазу. Предложите ребенку поиграть с ними. На любой знакомый мотив спойте песенку:
У осеннего букета (держа ребенка за руку, кружитесь
в хороводе около осеннего букета)
Кружим с деткой (дочкой, сыном) хоровод.
До того мы закружились,
Что на землю повалились. (сядьте вместе с ребенком на пол
и продолжайте петь песенку)
Посидели тут немножко,
Подбежали мы к окошку. (поднимитесь и, держа ребенка за
руку, подойдите к окну)
А за нашим за окном (поднимайте и опускайте кисти
обеих рук, изображая падающие
листочки)
Листья падают кругом: Оп-оп-оп-оп!
Стимулируйте подпевание ребенком звукоподражания «оп-оп-оп». Усложнение: при очередном проведении игры предложите ребенку похлопать в ладоши при произношении звукоподражания «оп-оп-оп».
ДЕКАБРЬ
«Песенка о зверятах» (муз. А. Филиппенко)
Чему учится ребенок: подпевать запомнившиеся слова по тексту (произносить знакомые звукоподражания); продолжать формирование у него чувства
ритма; эмоционально откликаться на песенку; продолжать дальнейшее формирование остроты слуха.
Ход игры: покажите ребенку всех животных, о которых поется в песенке (корову, кошку, собаку).
Сначала покажите игрушечных животных, в дальнейшем их можно заменить на картинки. Скажите ребенку, что вы сейчас споете про этих животных песенку.
Пастушок проснулся
Поутру,
Заиграл на дудке:
Ту-ту-ту!
Пастушку мы будем помогать,
Пастушку мы будем
Подпевать!
На лугу коровка
«Му-му-му!»
Замяукал котик:
« Мяу-мяу-мяу!»
А собака лает:
«Ав-ав-ав».
А в саду зеленом
Детвора
Распевает песни:
«А-а-а».
Усложнение: увеличьте количество животных (до пяти).
ЯНВАРЬ
«Возьмем Мишку на прогулку»(муз. А. Филиппенко)
Чему учится ребенок: выполнять действия по содержанию песенки; закреплять представление о предметах одежды; развивать умение вслушиваться в обращенную речь; развивать эмоциональную отзывчивость.
Ход игры: разложите игрушечную одежду рядом с Мишкой. Рассмотрите одежду вместе с ребенком (или детьми), назовите ее. Попросите назвать ребенка.
Скажите ребенку, что вы споете ему сейчас песенку. Спойте песню, сопровождая ее действиями по содержанию (надевайте Мишке штанишки, валенки, шапку).
Я надену Мишке Теплые штанишки, Теплые штанишки Я надену Мишке. Валенки-малышки Я надену Мишке. Вот так и вот так — Валенки-малышки.
А когда идет гулять, Надо шапку надевать. Мишку мы возьмем гулять, Будем саночки катать.
Усложнение: при повторении песенки стимулируйте подпевание выделенных слов; покажите вместо игрушки картинку с изображением медведя и одежды для него; пойте песенку без показа игрушки или картинки.
ФЕВРАЛЬ «Киска»
Чему учится ребенок: соотносить движения со словами песенки; подпевать звукоподражания; продолжать формирование умения двигаться под музыку.
Ход игры: гуляя на улице, понаблюдайте за повадками кошки (как ходит, помахивает хвостом, поет песенки).
Дома возьмите игрушечную кошку и спойте песенку, выполняя действия по тексту.
Киска к Машеньке (Петеньке) идет. Тихо песенку поет: «Приходи ко мне гулять — Будем песни распевать. Мяу-мяу...»
Дайте игрушку ребенку. Спойте песенку и попросите его принести кошку вам. Попросите ребенка спеть песенку кошки «Мяу-мяу». Усложнение: подпевание запомнившихся слов в песенке.
МАРТ
«Кап-кап»(мелодия Е. Макшениной)
Чему учится ребенок: развивать чувство ритма; соотносить движения со словами песни; подпевать простые звукоподражания.
Ход игры: взрослый с детьми рассматривают сосульки на улице. Слушают, как капает капель. На занятии вспомнить то, что наблюдали на прогулке. Предложить детям послушать песенку про весну и капель. Взрослый дает установку: «Слушайте внимательно и помогайте мне петь песенку капелек».
Кап-кап, кап! (ребенок подпевает звуко-
Кап-кап-кап! подражания)
Что там за оконцем?
Кап-кап-кап!
Кап-кап-кап!
Что блестит на солнце?
Кап-кап-кап!
Кап-кап-кап!
Капают капели —
То весна к нам пришла,
Птицы прилетели!
Усложнение: подпевание звукоподражаний.
АПРЕЛЬ
«Ктоэто? Чтоэто?» (мелодия русской народной песни «Ах вы, сени...»)
Чему учится ребенок: совершенствовать слуховое внимание; соотносить звукоподражания с предметом; развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение.
Ход игры: покажите двух кукол, мальчика и девочку (Олю и Колю). Назовите их имена. Говорите «их голосами». Высоким голосом куклы Оли, а низким — Коли. Спрячьте игрушки за ширму. Спойте песенку, а потом позовите ребенка (детей) высоким или низким голосом, произнося «К вам гости пришли».
Спросите у ребенка (детей): «Кто пришел в гости?»
Отгадайте-ка, ребята, Отгадайте-ка, ребята,
Отгадайте-ка, ребята, Постарайтесь их назвать.
Усложнение: увеличение количества гостей до трех; смена гостей (в гости пришли животные).
МАЙ
«Паровоз»
Чему учится ребенок: совершенствовать слуховое внимание; соотносить звукоподражание «Ту-ту-ту» с игрушкой; подпевать простые слова и звукоподражания; развивать чувство ритма.
Оснащение: игрушечный паровоз.
Ход игры: покажите ребенку паровоз, рассмотрите его части, скажите как они называются. Предложите спеть песенку про паровоз:
Вот поезд наш едет, Колеса стучат. А в поезде этом Ребята сидят.
Спойте песенку еще раз, предложите ребенку потопать ножками в такт мелодии и спеть песенку паровозика «У-у-у».
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рекомендации по использованию приложений:
1.Если после игры ребенок просит ее продолжения,
повторите игру, взяв понравившееся стихотворение из
Приложения 1. Это поможет пониманию слов ребенком
и увеличит количество слов в его активной речи.
2. Работая с дидактическим материалом к играм из
Приложения 2, закройте белым листом бумаги не ис
пользуемый материал. Этот прием усилит концентра
цию внимания вашего ребенка.
СЕНТЯБРЬ
*** ***
Как у наших у ребят Дай ладошечку,
Ножки весело стучат. Моя крошечка.
Топают, стараются — Я поглажу тебя по ладошечке.
Громко получается: На ладошку, моя крошка.
ТОП-ТОП-ТОП. Ты погладь и мне ладошку.
Ножки топали, устали Гладим мы, стараемся,
И тихонько топать стали: Вместе получается.
Топ-топ-топ.
А*А
Хлопаем-топаем. Мы хлопаем руками,
Я сейчас ногами Мы топаем ногами,
Громко топать буду: Мы руки подаем
ТОП-ТОП-ТОП! И топаем вдвоем.
А потом ладошками
Похлопаю немножко я:
Оп-оп-оп!
ОКТЯБРЬ
*** ***
Как сегодня рассердился, Колокольчик динь-динь-динь...
Крикнул громко-громко: Звенит, заливается.
«А-А-А!» А потом молчит, молчит —
Ну а кукла испугалась Прячется, старается.
И тихонько разрыдалась:
«А-а-а-а!»
НОЯБРЬ
*** ***
Я на дудочке играю: У меня в ладошке
Ду-ду-ду! Ду-ДУ-Ду! Погремушка-крошка.
Всех детишек собираю: Звенит, заливается —
Ду-ДУ-Ду! Ду-ДУ-Ду! Ваня улыбается.
***
Колокольчик мой веселый, Поиграй скорей со мной! Ты звени, звени, старайся, Перезвоном заливайся: Динь-дон, динь-дон! Слышен звон со всех сторон!
ДЕКАБРЬ
*** ***
Хлопни ложкой поскорей, Мишка прыгал,
Хлопни ложкой посильней, Мишка пел.
Аи да Мишка, повернись! С куклой он
Аи да Мишка, улыбнись! Конфеты ел.
ЯНВАРЬ
*** ***
А вот колокольчик, Вместе с мамочкой вдвоем
Крошечный он. Часы на стенке заведем.
К нему прикоснешься — А потом, а потом
Послышится звон! Будем слушать громкий звон!
***
Бам-бам — громко бьем мы в барабан. Бом-бом — по коленкам тихо бьем!
К игре «Машины» (с. 30)
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ..................................................................................................................... 3
Развитие слухового восприятия, внимания и памяти детей первого года жизни5
Формирование слухового восприятия ребенка первого года жизни ................................ 8
Основные этапы развития слуховой функции ребенка первого года жизни . . 16