Этап заключительный (последняя неделя апреля 2016 года)
Год
Пояснительная записка.
С каждым годом на улицах городов и посёлков увеличивается количество автомобилей, автобусов, троллейбусов, мотоциклов и других транспортных средств. Человек привык к быстрому движению. В кратчайший срок мы стремимся добраться в необходимое нам место, сетуем, если автомобиль или автобус едет медленно, требуем скорости, скорости, скорости...
Становясь пассажирами или водителями собственного автомобиля, мы порой забываем о пешеходе, хотя большую часть времени на улицах городов и посёлков сами являемся именно пешеходами. Психология же пешехода противоположна психологии тех, кто мчит по дорогам. Несущиеся на больших скоростях автомобили оглушают людей шумом, визгом колес, заставляя морщиться от выхлопных газов, пыли, грязи.
В современном городе надо стремиться к тому, чтобы увеличение автомобильного парка не мешало нормальной жизни человека, его труду и отдыху. Над этой проблемой сейчас работают и учёные, и строители, и техники, и работники Государственной автомобильной инспекции. Созданы специальные научно-исследовательские центры по борьбе с загрязнённостью атмосферы в городах, строятся новые скоростные магистрали с подземными переходами для пешеходов, усовершенствуются старые автомобильные трассы, чтобы избежать «пробок», создать максимум удобств транспорту и безопасность пешеходам. Работники Государственной автомобильной инспекции постоянно наблюдают за движением и за выполнением правил дорожного движения водителями и пешеходами.
Многое в организации порядка и безопасности движения на улицах зависит и от пешеходов. Не секрет, что увеличение автомобильного парка повысило возможность дорожно-транспортных происшествий. Зачастую даже незначительные нарушения пешеходом правил дорожного движения, невнимательность людей на улицах приводят к тяжким последствиям, стоят жизни им самим, водителю и прохожим, случайно оказавшимся поблизости.
Под колёсами автомобилей в мире гибнут сотни тысяч человек! И среди жертв дорожно-транспортных происшествий значительный процент составляют дети.
Вид проекта: образовательный, познавательно-игровой
Сроки реализации проекта: 17 августа 2015 года – 30 марта 2016 года
Участники проекта:
v дети разновозрастной группы № 2 (возраст 3 – 7 лет)
v родители воспитанников
v воспитатель группы
v старший воспитатель
Актуальность проблемы.
В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Несмотря на принимаемые меры по снижению количества авто аварий с участием детей и подростков, уровень детского дорожно-транспортного травматизма в России остается высоким.
Чаще всего участниками автопроисшествий становятся дети-пешеходы. Основными причинами ДТП, совершённых по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части. Дети – пассажиры получают травмы в ДТП. Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных задач, требующая безотлагательного решения. Только комплексный подход к воспитанию участников дорожного движения, начиная с дошкольного возраста, должны дать положительный результат.
Меняется время, меняются требования к образовательному процессу. Сегодня главным образовательным документом является Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". Обращаясь к приказу, мы читаем: «Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».
Цель проекта: сохранение жизни и здоровья детей, формирование осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях.
Задачи для воспитателей:
1. Помощью разнообразных приемов и методов оптимизировать работу с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения.
2. Обобщить и расширить представления детей о правилах дорожного движения.
3. Обогащать тематический словарь детей по темам:
«Улица»: автодорога, автомагистраль, шоссе, проезжая часть, мостовая, обочина, тротуар, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, водитель, шофер, пешеходный переход, светофор, милиционер-регулировщик, жезл, перекресток, железная дорога;
«Транспорт»: грузовой транспорт, пассажирский транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, велосипед, мотоцикл, мопед, легковой автомобиль, грузовая машина, грузовик, самосвал, бульдозер, бетономешалка, экскаватор, снегоуборочная машина, трактор, цистерна, «скорая помощь», пожарная машина, ветеринарная помощь, машина ДПС, милиция, маячок, звуковой сигнал, сирена, кузов автомобиля, прицеп, капот, фара, тормоз, двигатель автомобиля, трос;
«Дорожные знаки»: железнодорожный переезд без шлагбаума, пешеходный переход, дети, пункт питания, движение запрещено, остановка автобуса, остановка троллейбуса, опасные повороты, поворот (направо, налево), одностороннее движение, место стоянки, пункт первой медицинской помощи, техобслуживание, АЗС, объезд.
4. Укрепить материально-техническую базу для работы по данному направлению.
5. Выработать систему образовательной работы.
Задачи для детей младшей группы (возраст 3 – 4 года):
1. Развивать интерес к правилам безопасного поведения.
2. Обогащать представления о правилах безопасного пользования как пешехода дорожными знаками и транспортом как пассажира.
3. Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека дорожным ситуациям.
Задачи для детей средней группы (возраст 4 – 5 лет):
1. Обогащать представления детей об основных источниках и видах опасности на улице и дороге.
2. Продолжить знакомить детей с простейшими способами безопасного поведения в опасных дорожных ситуациях.
3. Формировать представления о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Задачи для детей старшего дошкольного возраста (возраст 5 – 7 лет):
1. Формировать представления детей о правилах дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
2. Формировать умения самостоятельного безопасного поведения в жизни на основе правил.
3. Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части.
4. Продолжать знакомить с дорожными знаками.
5. Познакомить с правилами поведения на железной дороге.
6. Совершенствовать культуру поведения детей на улице и в транспорте.
7. Воспитывать осторожное, осмотрительное отношение к потенциально опасным ситуациям в жизни и умение находить выход из сложившейся ситуации.
Задачи для родителей:
1.С помощью разнообразных методов и приемов работы с родителями изучить нормативные документы по охране здоровья и безопасности детей, рекомендации реализуемой программы «Детство» и ООП ДОУ по закреплению знаний о правилах дорожного движения.
2.Формировать сознательное отношение к соблюдению правил поведения вблизи проезжей части дороги родителями в присутствии детей, быть примером для подражания.
План реализации проекта:
1 этап подготовительный (с 17 августа 2015 года по 31 августа 2015 года) Анализ содержания уголка безопасности дорожного движения в группе,выявление существующих проблем, подготовка необходимых материалов, используемых в дальнейшем для преобразования игровой среды. Анализ по выбору и использованию различных форм, методов и средств ознакомления дошкольников с правилами безопасности на улице. Анализ методической литературы. Составление проекта старшим воспитателем и воспитателем группы, принятие и утверждение его к действию на установочном педсовете в августе 2015 года.
2 этап практический (1 сентября 2015 года – 25 апреля 2016 года)Реализация проекта в соответствии с перспективным планированием.Пополнение РППС группового помещения и уголка по ПДД в соответствии с задачами проекта и требованиями охраны жизни и здоровья детей.
этап заключительный (последняя неделя апреля 2016 года)
Подведение итогов работы.
Календарный план по реализации проекта.
1 этап подготовительный (с 17 августа 2015 года по 31 августа 2015 года) Анализ программных задач и содержания уголков безопасности дорожного движения в группах в соответствии с ООП ДО МБДОУ детского сада № 12 г. Нытва, выявление существующих проблем, подготовка необходимых материалов, используемых в дальнейшем для преобразования игровой среды:
v для ребят младшей и средней группы новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостореннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны четко представлять, что когда загорается зеленый сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зеленый сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал. В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:
· макет светофора с переключающимися сигналами;
· дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»;
· на макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.
Большое место и время отводится сюжетно-ролевой игре «Поездка на автобусе» (с ситуациями «заезд на бензозаправочную станцию», «продажа билетов на автобус кондуктором» и др.).
v в старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекресток», «Дорожные знаки». Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:
· макет перекрестка, желательно, чтобы этот макет был со съемными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу;
· набор дорожных знаков:
информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса»;
предупреждающие знаки – «Дети»;
запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», «Въезд запрещен»;
предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», «Движение прямо, направо, налево»;
знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи место»;
знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания», «Место отдыха», «Пункт скорой помощи».
· дидактические игры «О чем говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекресток», «Наша улица».
Кроме того, детей старшей группы знакомят с работой инспектора ГИБДД, ДПС. Значит, должны быть схемы жестов инспектора, атрибуты инспектора: жезл, фуражка.
v подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах, знания детей о ПДД уже систематизируются. Содержание уголка более усложняется:
· собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа сделать импровизированный телевизор);
· организовывается окно выдачи водительских удостоверений, сдавшим экзамен по ПДД.
Анализ по выбору и использованию различных форм, методов и средств ознакомления дошкольников с правилами безопасности на улице:
v Знакомить детей дошкольного возраста с ПДД можно через все виды деятельности. Знакомство с правилами поведения на улице можно осуществлять в ходе проведения деятельности по речевому развитию, по развитию экологических представлений, по развитию элементарных математических представлений.
v На занятиях по развитию элементарных математических представлений мы создаём условия для освоения правил уличного с дифференцированием пространственных направлений, учим детей пользоваться планами, схемами, моделями. Активизируем интерес детей к задачам, в условиях которых отражаются реальные – игровые и бытовые – ситуации, создаём условия для их решения.
v На занятиях по речевому развитию используем различные методы и приёмы по знакомству детей с правилами безопасного поведения. Для этого совместно с детьми мы анализируем движения игрушек на колесах и без колёс, движения предметов по разным поверхностям. На этой основе вводятся правила безопасного поведения на дорогах, проводятся знакомство детей с ПДД.
v На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию проводим индивидуальные и коллективные работы по темам: «Наш город», «Транспорт на улицах города», «Наш любимый детский сад», «Путь домой» и т.д. в детском саду проходят выставки: «Азбука маленького пешехода», «Здравствуй пешеход», « Транспорт» и т.д. интересную работу дети проводят с книжками раскрасками, где развивают любознательность и исследовательскую работу основанную на создании спектра возможностей для моделирования с различным материалом. Конструируют различные улицы из картона, тем самым закрепляют полученные знания о ПДД.
v Большое значение для уточнения и расширения представлений имеют экскурсии. Целью экскурсии может быть как ознакомление детей с улицей, перекрестком, дорожными знаками, транспортными средствами разного назначения, правилами перехода проезжей части дороги и т.д.
Анализ методической литературы.
В образовательной работе по данному направлению используетсялитература:
1. Т.И.Данилова «Программа «Светофор»: обучение детей дошкольного возраста ПДД», С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011 год.
2. Т.А.Шорыгина «Основы безопасности для детей 5-8 лет М.: ТЦ Сфера, 2013 год.
3. Т.Ф. Саулина «Три сигнала светофора»: дидактические игры, сценарии досугов, М: «Просвещение», 2007 год.
4. Т.А.Шорыгина «Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет», М.: ТЦ Сфера, 2013 год.
5. У.Я.Хабибуллина «Дорожная азбука в детском саду»: конспекты занятий, С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013 год.
6. З.С.Дмитриенко «Основы безопасности жизнедеятельности для дошкольного возраста: планирование работы, беседы, игры», С-П: Детство-пресс, 2012 год.
7. Л.А.Вдовиченко «Ребёнок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения», С-П: Детство-пресс, 2011 год.
8. Т.П.Гарнышева «ОБЖ для дошкольников: планирование работы, конспекты занятий, игры», С-П: Детство-пресс, 2012 год.
9. Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения для детей», ООО «Филологическое общество «Слово», 2013 год.
10. Л.Радзиевская Азбука безопасности «Ты и дорога», «ОНИКС», 2006 год.
11. Н.В.Елжова «ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий», Ростов-на-Дону: «Феникс», 2013 год.
2 этап практический (1 сентября 2015 года – 25 апреля 2016 года)
Реализация проекта в соответствии с перспективным планированием совместной деятельности с детьми и родителями.Пополнение РППС группового помещения и уголка по ПДД в соответствии с задачами проекта и требованиями охраны жизни и здоровья детей.
Перспективное планирование совместной деятельности с детьми и родителями
в соответствии с образовательным проектом «Дорожная азбука»
в разновозрастной группе № 2 (возраст 3 – 7 лет)
Формы работы с детьми и родителями | Содержание работы |
Сентябрь
Непосредственно образовательная деятельность | Развитие конструктивной деятельности «Транспорт». Задачи: учить создавать из строительного или бросового материала знакомые виды транспорта, закрепить правила безопасности движения на созданном в группе макете. Художественное творчество– рисование «Улица». Задачи: закреплять умение отражать в рисунке впечатления от окружающего мира, изображать тротуар, пешехода, пешеходный переход, деревья, цветы, светофор, знаки. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка по прилежащей к детскому саду улице: закрепить знания о транспорте, дорожных знаках «Два светофора». Задачи: уточнить представления о назначении разных светофоров на пешеходном переходе. |
Беседа | «Как работают водители». Задачи: закрепить знания о труде водителя; объяснить, почему водитель должен следить за своим здоровьем, проходить медицинскую комиссию. |
Дидактические игры, упражнения | «Дорога в Изумрудный город». Задачи:закреплять знания формы, цвета, содержания дорожных знаков. |
Сюжетно-ролевые игры | «Поездка на автобусе», «Улица»: соблюдение правил дорожного движения - грузовые и легковые автомашины едут по улице, пешеходы идут по тротуару. Автомобили подчиняются сигналам транспортного светофора, пешеходы обращают внимание на светофор для пешеходов. «Больница»: водители проходят медосмотр перед поездкой. |
Чтение художественной и познавательной литературы | С.Михалков «Дядя Степа – милиционер», « Моя улица». «Детская энциклопедия. |
Игровые ситуации | «Странный водитель». Задачи: показать, что может случиться, если водитель плохо слышит или не различает сигналы светофора, уточнить, где ему могут оказать помощь. |
Другие формы работы с детьми | Изготовление макета улицы, обыгрывание. |
Работа с родителями | Знакомство на родительском собрании с образовательным проектом познавательно-игрового характера «Дорожная азбука» |
Октябрь
Непосредственно образовательная деятельность | Развитие конструктивной деятельности «Транспорт». Задачи: совершенствовать умение создавать постройки, используя разные геометрические фигуры; закрепить знание видов транспорта Социальный мир. Тема 1: Встреча с сотрудником ГИБДД – познакомить с трудом работников дорожно-патрульной службы, воспитывать уважение к их работе.Тема 2: «Наш город» - уточнить представления о родном городе: улицы, виды транспорта, дорожные знаки; побуждать вспомнить правила культуры поведения в общественных местах. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка по улице. Задачи: закрепить знание культуры поведения при ходьбе по тротуару. |
Беседы, рассматривание иллюстраций | «Безопасность на улице». Задачи: закрепить знания о культуре поведения во дворе, при ходьбе по тротуару, при переходе проезжей части, на автобусной остановке, в транспорте, при езде на велосипеде. |
Дидактические игры, упражнения | 1. Лото «Найди пару знаку». Задачи:закрепить знания дорожных знаков (цвет, форма, содержание). 2. «Закончи движение машины». Задачи:упражнять в решении проблемных ситуаций при движении транспорта 3. «Кто лучше знает свой город». Задачи: уточнить знания о родном городе и средствах передвижения по нему. |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»:дорожное движение с перекрестком и светофором. |
Чтение художественной литературы | Я.Пишумов «Говорящая машина», Н.Носов «Милиционер» |
Игровые ситуации | «Мы идем по улице» |
Двигательная деятельность | Подвижная игра «Кто быстрее соберет светофор». Задачи: упражнение в беге в разных направлениях, действии по сигналу, закрепление знания цветов и последовательности сигналов светофора. |
Другие формы работы с детьми | КВН по правилам безопасности движения. Просмотр видеофильма «Чтобы не случилась беда…» |
Работа с родителями | Консультация в уголке для родителей «Ваш ребенок и дорога». Создание родителями макета «Автотрасса»,игровых пособий к нему (деревья, остановки, лавочки, дорожные знаки на стоечках). Рекомендации: - при переходе проезжей части обращайте внимание детей на стоящий транспорт и скрытую опасность; - держите ребенка за руку. |
Ноябрь
Непосредственно образовательная деятельность | Развитие конструктивной деятельности «Улица». Задачи: учить выполнять поделки из бумаги путем складывания, объединять их в общую композицию, обыгрывать, закреплять знания о ПДД. Коммуникативное развитие. Составление рассказов из личного опыта «Как я шел с мамой в детский сад». Задачи:учить составлять рассказ на предложенную тему |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка на перекресток. Задачи: учить детей определять скорость транспорта, закреплять знания о ПДД. |
Встреча с работником ДПС города. Беседа | «Правила и безопасность дорожного движения». |
Дидактические игры и упражнения | «Найди свой цвет», «Собери светофор», «Разложи знаки по форме»; «Найди лишний по цвету, форме, содержанию». Задачи: расширение представлений о дорожных знаках и сигналах светофора. |
Сюжетно-ролевые игры | «Поездка на автобусе», «Автотрасса»: в гараже стоит много машин разного назначения; водители берут документы у диспетчера, получают задание, заправляют машину на автозаправочной станции, возят пассажиров, кондуктор продает билеты, вежливо разговаривает с пассажирами. |
Чтение художественной и познавательной литературы | Детская энциклопедия. Рассказ Б.Житкова «Что я видел». Я.Пишумов «Посмотрите, постовой». С.Михалков «Скверная история». А.Северный «Светофор». |
Другие формы работы с детьми | Развлечение «Петрушка на улице». Изготовление атрибутов бензозаправочной станции для игры «Улица» (колонка, шланг, циферблат) |
Работа с родителями | Рекомендации: - при ходьбе по тротуару учите ребенка идти спокойно, рядом со взрослым, с противоположной от проезжей части дороги стороны; - приучайте детей говорить о месте своей прогулки, где и с кем будут играть; - постоянно напоминайте детям, что нельзя подходить к незнакомым машинам, открывать их, брать что-то, садиться в них - это опасно! |
Декабрь
Непосредственно образовательная деятельность | Коммуникативное развитие «Составление рассказов по картинкам пособия «Правила и безопасность дорожного движения». Задачи: формировать навыки составления рассказа по картинке, закреплять знания о поведении на дороге. Художественное творчество - рисование «Пешеходы идут по улице». Задачи: побуждать передавать впечатления от окружающего (дома, транспорт); закреплять умение рисовать фигуру человека в движении, соблюдая пропорции фигуры и частей тела. |
Целевые прогулки и наблюдения | Наблюдение: как взрослые переходят через дорогу с колясками и детьми, обратить внимание, что в это время нельзя отвлекаться и шалить. |
Беседа | «Переходим проезжую часть улицы». Задачи: закрепить правила поведения во время перехода через дорогу по «зебре», знаку. |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»:движение транспорта и пешеходов регулирует светофор, мамы с колясками и детьми постарше переходят улицу. |
Игровые ситуации | «Будь внимательным», ««Зайка собрался к тебе в гости, объясни ему дорогу». Задачи: учить составлять рассказ, включая в качестве ориентиров движения особенности дороги и дорожные знаки. |
Чтение художественной литературы | Н.Носов «Автомобиль». Д.Денисова «Как перейти дорогу». М.Ильин, Е.Сигал «Машины на нашей улице» |
Другие формы работы с детьми | Просмотр диафильма «Загадки светофора» |
Работа с родителями | Помощь родителей в проведении экскурсий по городу. Рекомендации родителям: - учите детей уступать места пожилым, женщинам, девочкам в общественном транспорте; - приучайте вести себя в транспорте спокойно, не ходить по салону без надобности, соблюдать чистоту. |
Январь
Непосредственно образовательная деятельность | Художественное творчество - рисование «Знаки дорожного движения». Задачи: упражнять детей в рисовании разными изобразительными материалами, передавая форму и содержание знаков; закрепить знание знаков дорожного движения. Коммуникативное развитие. Составление рассказов по картине «Улица города». Задачи: учить составлять описательный рассказ, используя точные слова для обозначения предметов; закреплять знания о правилах движения и поведения пешеходов на улице. Познавательное развитие по развитию элементарных математических представлений «Куда пойдешь и что найдешь». Задачи: учить ориентироваться в пространстве в соответствии с дорожными знаками «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево», «Круговое движение». |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка на проспект Ленина. Задачи: дать понятие, что это большой перекресток, познакомить со знаком «Круговое движение». |
Беседа | 1. «Как перейти улицу». Задачи:закрепить правила движения по знаку. 2. «Где ремонтируют машины». Задачи: уточнить знания о мастерских по ремонту автотранспорта, познакомить со знаком «Техническое обслуживание автомобилей» и игровыми действиями «осмотр машины», «закручивание гаек», «мойка». |
Дидактические игры и упражнения | «Угадай, что изменилось». Задачи: побуждать видеть изменения в пространственном расположении транспорта и знаков на улице. «Пройди и собери». Задачи: закрепить знания дорожных знаков. |
Сюжетно-ролевые игры | «Автотрасса»: объединение с играми «Ателье», «Магазин». «Улица»: движение по улице в соответствии с сигналами светофора, роль которого исполняет ребенок. |
Игровые ситуации | «Как поступить». Задачи: закрепить знания действий пешеходов и транспорта при определенных сигналах светофора. |
Чтение художественной литературы | Г.Цыферов «Сказки на колесах». Д.Денисова «Как перейти дорогу». Н.Носов «Автомобиль», С.Михалков «Дядя Степа – милиционер», «Моя улица», А.Северный «Светофор» |
Другие формы работы с детьми | Изготовление атрибутов для настольной игры «Построй город» (дома, транспорт, деревья) |
Работа с родителями | Рекомендации: - при выезде с детьми за пределы населенного пункта обратите внимание на знаки дорожного движения. |
Февраль
Непосредственно образовательная деятельность | Художественное творчество – аппликация «Пешеходы идут по улице». Задачи:учить вырезать симметричные фигуры из бумаги, сложенной вдвое; побуждать создавать коллективную композицию, дополнять ее деталями, отражая впечатления от окружающего мира Развитие конструктивной деятельности. Тема: «Улица» (с использованием строительных наборов, бумаги, бросового материала) – уточнить место расположения домов, зеленых насаждений, проезжей части и тротуара. Коммуникация.Тема:Составление рассказа «Моя улица» - учить составлять последовательный рассказ по схеме, использовать имеющиеся знания о ПДД. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка к проезжей части улицы. Задачи: показать, как тормозят машины в дождливую погоду и как это опасно для пешеходов Целевая прогулка по улице. Задачи:побуждать видеть, как транспортное средство тормозит и продолжает движение по инерции (гололед) |
Беседа | 1.Акция «Лайк – водителю». Задачи:познакомить с акцией и правилами участия в акции. 2.«Правила поведения в транспорте». Задачи:закрепить знания о культуре поведения в общественных местах: уступать место, не ходить по салону, соблюдать чистоту, самостоятельно выходить после взрослых |
Дидактические игры и упражнения | «Построй город»- закрепить знания о частях улицы, движении транспорта по улицам города с выполнением поворотов и движения по кругу в соответствии с дорожными знаками. |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица» - предложить объединить с играми «Семья», «Детский сад», «Магазин» |
Игровые ситуации | «Бабушка на другой стороне улицы» - упражнять в правильном поведении: не вырываться из рук мамы, не бежать навстречу бабушке |
Другие формы работы с детьми | Развлечение «Светофор» |
Работа с родителями | Знакомство родителей с акцией «Лайк – водителю». Рекомендации: - вместе с детьми определите безопасное место во дворе для катания на лыжах, санках; - проверьте, знает ли ваш ребенок свой адрес и фамилию, имя, отчество родителей на случай, если потеряется |
Март
Непосредственно образовательная деятельность | Коммуникативное развитие. Составление рассказа по картине В.Гербовой «Случай в автобусе». Задачи:упражнять в составлении сюжетного рассказа по картине, используя личный опыт Художественное творчество – рисование «Моя любимая улица». Задачи:закреплять умение изображать предметы и явления, отбирая содержание в соответствии с тематикой; закреплять знания о правилах движения автотранспорта и пешеходов |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка к перекрестку на Р.Люксембург. Задачи: дать понятие, что это большой перекресток, познакомить со знаком «Пешеходный переход»; провести акцию «Лайк – водителю» с приглашением работников ДПС города Нытва. |
Беседа | 1.«Чем можем – поможем». Задачи:учить замечать затруднения окружающих на улице и в транспорте и стремиться помочь им, показать, где находится знак «Пешеходный переход», уступить место в транспорте и др. 2. «Что должны знать и уметь водители». Задачи:уточнить знания о транспорте и ПДД, состояние здоровья водителя |
Дидактические игры и упражнения | Загадывание – отгадывание загадок. Настольные игры. «Закончи движение машины» - упражнять в решении проблемных ситуаций при движении транспорта. «Собери знак». Задачи:закрепить знания о дорожных знаках, их цвете и форме, учить собирать их. |
Сюжетно-ролевые игры | «Поездка на автобусе». Задачи:водители берут документы у диспетчера, получают задание, заправляют машину на автозаправочной станции, возят пассажиров, кондуктор продает билеты, вежливо разговаривает с пассажирами, на остановках выходят, переходят дорогу по «зебре» и т.д. «Улица»: водители сдают экзамены на знание ПДД в игре «Школа Светофора» |
Игровые ситуации | «В автобус вошла бабушка», «Малыш требует место у окна». Задачи:закрепить правила поведения в транспорте |
Чтение | С.Маршак «Скверная история» |
Другие формы работы с детьми | Изготовление атрибутов для игры «Улица» |
Работа с родителями | Родительское собрание по итогам работы по образовательному проекту «Дорожная азбука». Раздача памяток «Меры по предупреждению детского травматизма». - учите детей переходить проезжую часть улицы по дорожному знаку «Пешеходный переход», по «зебре»; - приучайте детей переходить проезжую часть спокойно, по прямой, не бежать |
3 этап 3 этап заключительный (последняя неделя апреля 2016 года)Подведение итогов работы. | |||
№ п/п | Наименование мероприятия | Исполнитель | Сроки реализации |
3.1 | Итоговая презентация «Дорожная азбука»: - перед родителями на собрании – на сайтах – в средствах массовой информации – участие в конкурсах разного уровня | Авторы проекта | Конец марта |
3.2 | Создание фотовыставки по итогам работы над проектом в родительских уголках | Педагог группы | Конец марта |
3.3 | Выпуск газеты ДОУ «Крепыш» по результатам работы над проектом | Старший воспитатель | Конец марта |
Ожидаемые результаты:
Дети:
· осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
· проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения на дороге;
· умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
· знание правил безопасного поведения на улицах, на дороге;
· умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
· умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
· умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;
· способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
· представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.
Родители:
· осознанная причастность к воспитанию ребенку - личности безопасного типа.
Педагоги:
· сформированная ориентация на реализацию компетентного подхода к развитию ценностей здорового и безопасного образа жизни;
· укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению.
Достигнутые результаты:
1. В группе имеется уголок безопасности, соответствующий всем направлениям безопасности: ПДД, 01,02,03,04.
2. Дети осознанно относятся к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих их людей.
3. По словам родителей, дети знают правила безопасного поведения на улицах, на дороге, проявляют дисциплинированность, выдержку, самостоятельность в соблюдении правил поведения на дороге.
4. Умеют организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях.
5. Дети способны действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге.
6. Родители стали осознанно и более серьезно относиться к безопасности своего ребенка.
Перспективы развития проекта:
1. Работа по безопасности дорожного движения будет находиться в поле пристального внимания педагогов и родителей в дальнейшей жизни.
2. Поиск и совершенствование работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма среди педагогов детского сада.
3. Передача личного опыта детей другим детям окружающего социума.
4. Дальнейшее укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению.
5. Пополнение РППС в группе и на участке группы: приобрести настольные игры, игровые наборы по ПДД, два самоката, 2 велосипеда, набор знаков на стойках для прогулочного участка.