Организационная структура урока. Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) Формируемые способы
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | Сегодня у нас необычный урок На нём подведем мы работы итог. О жанрах устного народного Творчества поговорим, То, что читали, повторим. Во саду ли, в огороде Девица гуляла, Во саду ли, в огороде Цветочки поливала. Один цветочек сорвала И нам в класс передала | Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей | Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу на уроке |
II. Проверка домашнего задания | – Какую былину мы прочитали на прошлом уроке? – Какие три направления были написаны на камне? – Какие дороги выбрал богатырь? Почему? | Отвечают на вопросы учителя | Ориентируются в своей системе знаний |
III. Актуализация знаний | – Сегодня мы продолжим знакомство с устным народным творчеством. Мы будем работать над чтением, развивать свою устную речь, учиться красиво рассказывать, учиться думать, наблюдать, слушать учителя и слушать друг друга, учиться радоваться своим успехам и успехам товарищей. Посмотрите на доску. Здесь распустился прекрасный цветок. Лепестки на нашем цветочке не простые, а волшебные. Мы должны помочь расцвести этому сказочному живому цветку русского фольклора. Попробуем, ребята? А для этого нам надо выполнить задания. Читает стихотворение «Волшебный цветок». Зимний лес стоит печальный, Он под снегом прячет тайны. Подо льдом река молчит, Птичья песня не звучит. На дворе трещит мороз. Люди в шубы прячут нос. Ветер, вьюга, холодок. А у нас… расцвел цветок! Не простой цветок – волшебный. – Что написано в центре цветка? – Что означают эти буквы? – Какие жанры устного народного творчества вы знаете? – Литературное произведение пишется, а устное народное – сказывается. – Объясните, что значит устное творчество. Произведения устного народного творчества (фольклор) есть у каждого народа. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи людей, их взгляды на мир и человека, представления о добре и зле. Разделимся на три команды по рядам. В конце урока определим, кто самый эрудированный по теме «Устное народное творчество» | Внимательно слушают. – У.Н.Т. – Устное народное творчество. Отвечают на вопросы | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру |
Физкультминутка | Стрекоза Утром стрекоза проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – полетела. У реки остановилась, Над водою закружилась | Выполняют физкультминутку со-гласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
IV. Знакомство с новой темой | – Что относится к устному народному творчеству? – У каждого народа есть свое устное творчество. Оно бережно сохраняется и передаётся из поколения в поколение. Если бы не было устного народного творчества, мы бы не знали о прошлой жизни наших предком, не знали бы народных героев. В устном народном творчестве отражается вся жизнь народа, сохраняется богатство родного языка. Построить хорошую жизнь можно, только зная свое прошлое, принимая знания и мудрость наших бабушек и дедушек. – С какими жанрами фольклора мы будем работать сегодня на уроке? – Вы знаете, почему их так называют? – Что вы должны узнать сегодня на уроке? – Повторим правила работы в группе. – После каждого выполненного задания волшебный цветок будет открывать лепесток с буквой. Так мы с вами разгадаем слово, которым называют устное народное творчество. Задание 1. Определите жанр устного народного творчества (см. ресурсный материал). Задание 2. Прибаутки. – Пользуясь определением прибаутки, найдите ее среди других карточек. Прочитайте и подготовьтесь к инсценировке. Задание 3. Считалки. – Издавна говорили, что матушка Русь богата не только лесами, реками, красивы и необычны ее слова, праздники, песни, игры. С давних времен мальчишки и девочки любили играть, а чтобы не ссорились, умели считалки говорить да и сами сочиняли их. – Найдите считалки на своих столах и подготовьтесь дружно их прочитать (см. Ресурсный материал). Задание 4. Скороговорки. – Поиграем в скороговорки. Для этой игры нам нужна будет считалка для выбора того, кто из группы будет участвовать. С помощью считалки выберите того, кто будет читать скороговорки. Он будет выполнять роль учителя, а остальные ребята – повторять за ним. а) Летели лебеди с лебедятами. б) У елки иголки колки. в) Проворонила ворона вороненка. г) Шапка да шубка – вот и весь Мишутка. д) Дятел дуб долбил, да не додолбил. Задание 5. Поговорки. Даны отдельные слова на карточках, надо собрать поговорку, поместить ее на доске и объяснить значение. – Часто в жизни мы встречаемся с поговорками. Найдите на столе разобранную поговорку. – Соберите поговорки и объясните их значение. а) Время, час, делу, потехе. (Делу время, потехе час.) б) На, наступил, ухо, медведь. (Медведь на ухо наступил.) в) В, добре, человек, добрый, век, проживет. (Добрый человек в добре проживет век.) г) Хорошо, а, дома, в, гостях, лучше. (В гостях хорошо, а дома лучше.) д) Пятниц, семь, неделе, на. (Семь пятниц на неделе.) Задание 6. Частушка. – Частушка – один из самых популярных и любимых жанров народного творчества. Частушку можно услышать повсюду. – Прочитайте частушку самостоятельно. – Ребята, вы убедились насколько многообразно и неповторимо устное народное творчество | – Песни, пословицы и поговорки, считалки, потешки, заклички, скороговорки, колядки, дразнилки и т. д. – Поговорки, считалки, скороговорки, частушки, прибаутки и т. д. – Как еще называют устное народное творчество; что означают и какими бывают прибаутки, поговорки, скороговорки, считалки, час-тушки и т. д. • Не говорить всем сразу. • Всем смотреть на говорящего (учителя или ученика). • Реагировать жестами или знаками на каждую реплику говорящего (согласен, не согласен, не понял). • Возражая другому или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично. Выполняют задания. Заранее подготовленные девочки в платочках поют частушки. У доски выступают по одному представителю от каждой команды (см. Ресурсный материал) | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы |
V. Итог урока. Рефлексия | – Вот и открыл волшебный цветок свои лепестки, и мы можем узнать, каким еще словом называют устное народное творчество. Это слово – фольклор (в переводе с английского означает «мудрость»). Фольклор – народная мудрость. – Мир фольклора – это мир, каким он должен быть по народным представлениям: справедливым и прекрасным, как этот цветок. Ум, доброту, трудолюбие, вежливость люди во все времена уважали. А глупость, лень, хвастливость, зло всегда высмеивали. Река русской речи находится в постоянном движении. Каждое поколение добавляет свои мудрые высказывания. И мы с вами ещё не раз обратимся к устному народному творчеству и каждый раз фольклорная мозаика будет нас удивлять новыми, затейливыми красивыми узорами. – Вам понравился наш урок? – Чем понравился? – Что особенно запомнилось? – Чему вы научились на уроке? – Что вы хотели узнать? – Что удалось узнать? – Кого бы вы хотели похвалить за работу на уроке? – Волшебный цветок дарит вам маленькие волшебные цветочки. В середине цветочка нарисуйте смайлик: веселый – «Я отлично поработал на уроке, могу помочь другому»; серьезный – «Работал хорошо, но не совсем активно»; грустный – «Мало работал на уроке, нужно еще стараться» | Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одно-классников | Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения учебного материала |
Домашнее задание | Найти все жанры устного народного творчества, о которых узнали на уроке, или придумать свои | Записывают задание на дом, задают вопросы | Умеют слушать и вступать в диалог |
Ресурсный материал
Задание 1.
Маленькие песенки, напоминающие сказочки. Помогают детям увидеть смешное в жизни и научиться передавать в слове. (Прибаутки.)
Короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для выбора ведущего или распределения ролей в игре. (Считалки.)
Шуточная фраза, построенная так, что ее трудно произнести. Служит для развития артикуляции речи. (Скороговорка.)
Образное выражение, содержащее отношение к чему-либо или раскрывающее особенности характера человека, без вывода. (Поговорка.)
Один из самых популярных и любимых малых жанров народного творчества, полный юмора, в стихотворной форме. (Частушка.)
Задание 3.
Считалки.
1) Раз, два, три, четыре, пять, Будем в прятки мы играть. Небо, звезды, луг, цветы – Ты пойди-ка поводи. 2) Шла кукушка мимо леса За каким-то интересом. Инте-инте-интерес, Выходи на букву «с». | 3) Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем мы играть: В кошки-мышки, салочки, Прятки, догонялочки. Книжки будем мы читать, Будем очень много знать. 4) Трынцы-брынцы, бубенцы, Раззвонились удальцы. Диги, диги, диги, дон, Выходи скорее вон! | 5) Мы собрались во дворе, Дело было в сентябре. Раз, два, три, четыре, пять, Мы решили поиграть. Сколько будет два плюс три? Если знаешь, то води! |
Задание 6.
1) Эй, девчушки-хохотушки, Начинаем петь частушки, Начинаем веселей, Чтоб порадовать гостей. 2) Не хотела я плясать. Стояла и стеснялася, А гармошка заиграла – Я не удержалася. | 3) А у нас во дворе Квакали лягушки, А я с печки босиком, Думала – подружки. 4) По деревне я шла И Ванюшку видела – Под кустом сидел и плакал: Курица обидела. | 5) Я плясала в три ноги, Потеряла сапоги. Оглянулася назад: Сапоги мои лежат. 6) Если б не было воды, Не было б и кружки, Если б не было девчат, Кто бы пел частушки? |
Потешка– элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.
Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) – стихотворная, короткая, веселая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:
Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.
Считалка– небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка – элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.
Аты-баты, шли солдаты, Аты-баты, на базар. Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар. | Аты-баты, сколько стоит? Аты-баты, три рубля Аты-баты, он какой? Аты-баты, золотой. | Аты-баты, шли солдаты, Аты-баты, на базар. Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар. | Аты-баты, сколько стоит? Аты-баты, три рубля. Аты-баты, кто выходит? Аты-баты, это я! |
Урок 11. Обобщение по теме.
Рубрики «Книжная полка», «Проверь себя»
Тип урока: проверка знаний | ||
Педагогические задачи: создать условия для обобщения знаний о жанрах устного народного творчества, их различения; показать красоту языка русского народа, мудрость, скрытую в пословицах; способствовать отработке четкости в произношении скороговорок, развитию интереса к устному народному творчеству, музыкальных способностей, интереса к традициям своего народа; содействовать воспитанию любви к русскому языку, устному народному творчеству, патриотических чувств, уважения, трудолюбия | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: различают малые фольклорные жанры (песенки, приговорки, небылицы, докучные сказки, пословицы и поговорки, загадки) | Метапредметные: познавательные: овладевают умением презентовать прочитанное; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку; планируют свое действие; осуществляют самоконтроль и самооценку; коммуникативные: понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии | Личностные: высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами и авторитетным мнением; уважают мнение других об обсуждаемой проблеме; проявляют интерес к процессу познания |
Образовательные ресурсы:карта с маршрутом путешествия, карточки с частями пословиц, ромашка с заданиями на лепестках (скороговорки), аудиозапись колыбельных песен |