Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | – Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга? (Тепло.) – Давайте сохраним теплую обстановку на протяжении всего урока | Дети улыбаются, приветствуют друг друга и настраиваются на работу | Имеют учебно-познавательную мотивацию, планируют учебное сотрудничество |
II. Актуализация знаний | – Второй раздел учебника называется «Народная мудрость». – Как вы понимаете выражение «народная мудрость»? – Прочитайте в учебнике название цветка и его ле- пестков. – Все это жанры устного народного творчества, или фольклора. – Что же такое фольклор? – Почему народное творчество сравнивается с живым цветком? – Попытайтесь сформулировать цель нашего урока. – Посмотрите, какой у нас красивый цветок. И все его лепестки-жанры мы не сможем охватить за один урок, а продолжим знакомство на последующих уроках | Высказывают свое мнение. Работают с иллюстрацией в учебнике, читают название цветка и его лепестков. Высказывают свое мнение. – Народное творчество дошло до наших дней, оно живо, поэтому фольклор называют живым цветком. – Изучить жанры устного народного творчества | Строят речевые высказывания. Осуществляют самоконтроль. Умеют слышать и слушать. Осуществляют анализ, целеполагание, прогнозирование |
III. Знакомство с новым произведе- нием. Слушание и обсуждение русских народных песен | – Знакомство с фольклором начинается с первых дней жизни человека. Как вы думаете, что это за жанр? – Оказывается, народное творчество входит в нашу жизнь очень рано, намного раньше, чем мы овладеваем родной речью. – Для маленьких детей мамы, няни поют колыбельные песни. Это песни, которыми убаюкивают ребенка. Слова в них ласковые, певучие, в них нет резких взрывных звуков. В таких песнях чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки, уютно мурлыкающий кот. В этих песнях говорится о тишине и покое. – Давайте послушаем одну из таких колыбельных песен. – Для чего детям поют колыбельные песни? – А кто из вас знает колыбельные песенки? – Как их надо исполнять? – Кто сочинял колыбельные песни? – Но народ сочинял не только колыбельные песни. У каждого народа есть хороводные, свадебные, праздничные песни. Эти песни живут в народе много-много лет. И дошли они до наших дней. – Давайте с вами послушаем русские народные песни и узнаем, к каким музыкальным жанрам они относятся. – В учебнике вы можете ознакомиться с текстом рус-ской народной песни «Я с горы на гору шла…». – Послушайте, как она звучит, и постарайтесь определить, к какому музыкальному жанру она относится. – Как надо читать эту песню – плавно или быстро? Поясните свой ответ. – Прочитайте, выделяя голосом повторяющиеся слова. – Как художник показал, что это русская народная песня? – Какие краски он выбрал? Почему? – Какие строчки из песни подходят к иллюстрации? Предлагает конкурс на самое выразительное чтение | – Колыбельная песня. Прослушивают колыбельную песню. – Детям поют колыбельные песни, для того чтобы защитить их от темных сил, убаюкать. Вспоминают песни, которые им пели мамы, бабушки. – Спокойно, плавно, ласково, тихо. – Народ. Слушают песни, выполняют первое задание (соотносят название песни с мелодией). – Историческая, хороводная, плясовая, протяжная, рекрутская, наигрыш. Слушают песню. – Это хороводная песня. Читают по частям. – Надо читать плавно, потому что это хороводная песня. Читают, выделяют слова. – Нарисовал девочку в русском сарафане. – Светлые, нежные. Высказывают свои предположения. Выразительно читают | Осуществляют осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Умеют слышать и слушать. Осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков. Владеют диалогической (монологической) речью. Формулируют и аргументируют свое мнение, учитывают разные мнения. Соотносят звучание и на-звание. Осуществляют смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации |
Физкультминутка | Мы похлопаем в ладоши Дружно, веселее. Наши ножки постучали Дружно и сильнее. По коленочкам ударили Тише, тише, тише. | Наши ручки, поднимайтесь Выше, выше, выше. Наши ручки закружились, Ниже опустились, Завертелись, завертелись И остановились | | Выполняют физкультминутку | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
IV. Закрепление изученного:работа по карточкам | – А сейчас я приглашаю в творческую мастерскую. У вас три карточки. Прочитайте задание на этих карточках и выберите только одну с тем заданием, которое вам понравилось больше | Работа по карточкам | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний |
V. Итог урока. Рефлексия | – Как по-другому называется устное народное твор- чество? – С какими жанрами мы сегодня познакомились? – Я предлагаю вам выбрать предложение и закончить его. • Я понял, что… • Было интересно… • Было трудно… • Мне захотелось… • У меня получилось… | – Фольклор. – Колыбельная, хороводная народная песня. Заканчивают предложения по выбору (по цепочке) | Осознают важность и необходимость учения. Осуществляют само- оценку. Адекватно реагируют на трудности |
Урок 7. Загадки народные
Тип урока: изучение нового материала |
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с историей появления, видами загадок, правилами их построения; способствовать развитию умений классифицировать загадки по их видам, обобщать, сравнивать, сотрудничать, работать в малых группах, интереса к собственному творчеству; содействовать формированию у обучающихся универсальных учебных действий, воспитанию интереса к устному народному творчеству, любознательности |
Планируемые результаты |
Предметные: читают загадки, определяют темы загадок, выделяют ключевые слова для поиска отгадки | Метапредметные: познавательные: овладевают техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного; осознанно строят речевые высказывания в устной форме; осуществляют анализ; строят логическую цепь рассуждений; делают выводы; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку; планируют свое действие; коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли | Личностные: исходя из социальных и личностных ценностей, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор; проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности; высказывают свое мнение |
Образовательные ресурсы:выставка рисунков, сведения о загадках, загадки, картинка с изображением снега |