ГОСПОДСТВО ЗЛА — КОНЕЦ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Если мы одерживаем победу, если мы вырываем из этих цепких лап греха молодые души, то мы совершаем великое дело служения Господу. Церковь не может не иметь молодежной темы в качестве своего приоритета именно в настоящих условиях, в условиях нравственной болезни человеческой цивилизации. Мы это делаем и будем делать не только для того, чтобы как можно больше молодежи и детей было в наших храмах, хотя это тоже важная цель. Но это не конечная цель. Мы это делаем и будем делать для того, чтобы изменилась жизнь человеческого общества, чтобы такие замечательные понятия, как целомудрие, чистота, сила духа, снова стали не просто добродетелями, а замечательным притягательным идеалом для молодежи. Поэтому молодежная тема имеет, если хотите, очень сильное и напряженное эсхатологическое измерение, ведь речь идет о будущем: человеческая цивилизация жизнеспособна настолько, насколько в ней добро превалирует над злом. Если добро исчезает, если зло наступает, то цивилизация перестает быть жизнеспособной; если в мировом масштабе зло будет господствовать над добром, то это будет означать закат человеческой истории. Поэтому то, о чем мы говорим, есть борьба не против плоти и крови и не против светских властей, как иногда кто–то неправильно понимает слова апостола Павла, а против «мироправителей тьмы века сего — духов злобы поднебесных» (см.: Еф. 6:12). Поэтому молодежная работа имеет огромное по своему значению, богословское, если хотите эсхатологическое измерение, хотя направлена в адрес современных молодых людей, которым предстоит жить после нас.
ТЕМЫ КАСАЛИСЬ ЛИЧНОГО РАЗВИТИЯ
Мне понравился его стиль общения. Было легко слушать и смотреть. Темы были очень хорошие, актуальные, не слишком глобальные, а касающиеся, скорее, личного развития.
Елена Сорокина, студентка. Агентство религиозной информации www.blagovestinfo.ru
ЦЕРКОВЬ И МОЛОДЕЖЬ: ВЗАИМНЫЕ ОЖИДАНИЯ
И вторая причина, по которой мне показалось важным в своей первой речи, обращенной к Церкви и нашему народу, сказать о молодежи, следующая. Есть такое банальное, расхожее понятие: «Молодежи принадлежит будущее». Эти слова перестают быть банальными в том случае, если молодежь способна обеспечить будущее. Очень важно, чтобы нынешняя молодежь была способна обеспечить будущее не только Церкви, но и страны, и всего мира, всей человеческой семьи. Поэтому если говорить в категориях конкретных, применительно к нашей церковной работе, то все, что задумывается, что осуществляется сегодня, в конце концов, ляжет на ваши плечи.
Я только что имел замечательную встречу с духовенством, которое сослужило мне в храме иконы Знамения Божией Матери у Рижского вокзала — в день святого мученика Трифона. Мы хорошо помолились, пообщались с людьми, а потом имели очень хорошую беседу с духовенством. Мне рассказали, что делают священники, церковные работники, помогая инвалидам–колясочникам, помогая сиротам, посещая онкологические заведения, — это все замечательно. Но, тем не менее, меня не покидает чувство — и я хотел бы это чувство с вами разделить, — что у всего нашего общества есть какие–то особые ожидания в отношении Церкви, есть какая–то тревога. Об этом мы сегодня говорили со священниками. С одной стороны, есть готовность принять христианское евангельское послание, с другой стороны — есть некоторое опасение: а способна ли будет Церковь передать это послание людям. А способна ли она будет действительно реально воцерковить ту значительную часть общества, которая сегодня, по крайней мере, на интеллектуальном уровне, готова к принятию этого христианского послания? Такая тревога и такие вопрошания существуют.
ПЕРЕДОВОЙ ОТРЯД
И вот для того, чтобы мы оказались достойными нашего призвания, для того, чтобы действительно проповедь, которая сегодня достаточно сильно произносится и достигает многих людей, привела к реальным переменам жизни личности и общества, нужна очень интенсивная работа, и в первую очередь на стыке Церкви и светского общества. Я думаю, что работать в этой пограничной зоне молодому православному человеку сподручней, чем человеку старшего возраста. Во–первых, потому что вы говорите на том же языке, на котором разговаривают ваши неправославные сверстники. Вы во многом являетесь частью одного общего, — с точки зрения молодежной субкультуры, взглядов на жизнь, за исключением той особенности, которую вы имеете как молодые христиане. И поэтому вы более чувствительны к тем сигналам, которые мир передает Церкви. И очень важно, чтобы эта ваша чувствительность сохранялась, и чтобы вы могли в ответ на эти сигналы свидетельствовать о Христе такими словами и, особенно, такими делами, которые бы убеждали современного человека. Поэтому миссионерские задачи, которые сегодня стоят перед нашей молодежью, являются огромными. Я думаю, что именно молодежь должна быть передовым отрядом Церкви, который будет нести миру свежее светлое послание, в центре которого — свидетельство о том, что именно во Христе человек обретает полноту жизни.
Конечно, церковное руководство, иерархия, духовенство должны помогать молодежи. Мяч на нашей стороне, когда речь идет об организации, финансировании, о создании механизмов. Это наша ответственность, но она не является сугубо кастовой ответственностью духовенства. Все эти вопросы нужно обсуждать вместе с молодежью, потому что вам нужно будет работать в рамках тех структур и с использованием тех механизмов, которые строятся и будут строиться в будущем. Ваши встречи должны быть, с одной стороны, наполнены серьезными мировоззренческими дискуссиями. Говоря, выступая, обмениваясь мнениями, споря друг с другом, вы вместе возрастаете интеллектуально, духовно, становитесь зрелыми людьми, способными нести христианское послание миру. Но, с другой стороны, важно, когда вместе с вами присутствуют священнослужители, люди старшего поколения, преподаватели, профессора, когда в этой среде обсуждаются и конкретные вопросы организации церковной жизни, организации молодежного, миссионерского служения.
Такие встречи, как ваша встреча сегодня, должны быть важными форумами, на которых обсуждались бы конкретные задачи, стоящие сегодня перед молодежью, и вырабатывались, в частности, формы, способы и средства осуществления молодежной работы в Церкви, целью которой, чем бы вы ни занимались, является миссия и свидетельство о Христе.
Я хотел бы сказать, что очень надеюсь на вас как Патриарх. Вы — мои союзники. Я очень хотел бы вместе с вами делать то, что мы все должны сегодня делать, возрождая жизнь нашего народа. Мы не в бирюльки играем. Мы боремся за каждого человека, за его душу, за будущее нашей страны и за будущее всего мира. Я хотел бы, чтобы вы очень серьезно восприняли вашу очень важную миссию в жизни Церкви.
МЕТОДЫ МОЛОДЕЖНОЙ РАБОТЫ
Ответы Святейшего Патриарха на вопросы участников форума
— Ваше Святейшество, известен опыт западных христиан по проведению Всемирных дней молодежи, имеющих огромный общественный резонанс и привлекающих к церковной жизни значительное количество молодых людей. Насколько в ближайшей перспективе возможно проведение общецерковных православных дней молодежи? Как Вам видится подобное мероприятие в России?
— Хороший вопрос, и я знаю, от кого он пришел. Мы в Смоленске обсуждали эту тему. Когда я был митрополитом Смоленским, я послал небольшую группу в Австралию на один из Всемирных молодежных съездов. И мне рассказали много интересного. Да, действительно, молодежные съезды, которые собирают десятки тысяч людей, оказывают огромное влияние на саму молодежь и особенно на те страны и города, в которых эти съезды проходят. Я был бы счастлив, если бы мы с вами могли начать молодежный съезд в Москве в «Лужниках», когда было бы сто тысяч молодежи. Давайте пойдем по этому пути. Но для того, чтобы такой съезд собрать, нужно очень хорошо работать. Именно поэтому нужно развивать молодежную работу на уровне приходов, благочиний, епархий, нужно построить сеть молодежной работы. Первое, о чем я попросил Владыку Феофилакта (Епископ Бронницкий Феофилакт (Курьянов), викарий Московской епархии, глава Комиссии по делам молодежи при Епархиальном совете города Москвы. Ныне — епископ Смоленский и Вяземский), который отвечает за молодежную работу в Москве, — дать мне список высших учебных заведений, в которых проводится молодежная работа и где ее нет.
В каждом учебном заведении должна быть своя ячейка, своя организация. При всем том, что молодежная работа сильна своей незаформализованностью, она, тем не менее, должна основываться на совершенно конкретной технологии. Нужно знать, как все это делать. Как можно заниматься молодежной христианской работой, если в университете или институте нет своей молодежной христианской организации? Мы живем действительно в условиях свободы, в замечательном открытом обществе, где все это возможно, поэтому нам нужно начинать или продолжать, в первую очередь, крепить наши ряды вот на этом низовом уровне, и тогда молодежные съезды, объединяющие десятки тысяч молодых людей, будут не показухой, не шоу телевизионным, а реальным проявлением нашей работы — они будут свидетельствовать о том, что происходит в жизни Церкви и общества.
В прошлом году на XII Всемирный Русский Народный Собор — Собор детей и молодежи — собралось более семи тысяч молодых людей. Дай Бог, чтобы такие многочисленные молодежные встречи действительно проходили. Потому что, собирая информацию о том, как этот собор повлиял на молодежь, я понял, что одним из самых важных факторов воздействия была эта массовость, когда молодые люди со всей России увидели своих собратьев из других регионов, собранных в таком большом количестве.
Я думаю, что нам предстоит идти интересным путем. Важно, чтобы это был не путь парадных рапортов опроведенных мероприятиях, а чтобы этот путь включал в первую очередь реальную работу с людьми на уровне приходов, школ, институтов, университетов, колледжей, ПТУ. Чтобы на всех этих уровнях осуществлялась молодежная христианская работа, у нас должны быть молодежные лидеры, владеющие технологией, знающие, как производить эту работу. Работа среди молодежи должна быть интересной, потому что молодежь динамична, всякая скука сразу выбивает человека из равновесия. Для этого должны быть вдохновенные харизматические молодежные лидеры, способные увлечь, объединить. Конечно, Церковь должна заниматься воспитанием таких лидеров, формированием таких лидеров, созданием инфраструктуры молодежной работы, которая вышла бы далеко за границы приходов. Это задача Синодального отдела и епархиальных отделов. Нам нужно разрабатывать методологию молодежной работы и отрабатывать на «полигонах» соответствующий опыт. А когда наступит время, мы не искусственным образом, по приказу из Москвы, а естественным образом, под давлением молодежной энергии проведем такой съезд, что, может быть, и в Лужниках будет тесно.
— Ваше Святейшество, какие, на Ваш взгляд, стороны церковной жизни помогают, а какие мешают молодежи в ее церковной жизни, в ее социальной активности? Мы в нашем волонтерском движении столкнулись с тем, что волонтерство в умах многих и молодых, и зрелых людей является атрибутом западного благочестия, и нас даже за «своих» не особо принимают. Хотелось бы услышать Ваше мнение.
— Я думаю, во внешней церковной человеческой жизни были, есть и будут какие–то светлые и, к сожалению, темные моменты. Мы не можем отделить человека сего положительными и отрицательными качествами от реальной церковной жизни, поэтому во многом наши успехи и наши поражения упираются в человеческий фактор, в подготовленность или неподготовленность священников, в их способность принимать к сердцу проблемы, в том числе, молодежи, или отсутствие такой способности, в наличие или отсутствие знаний. Поэтому я бы не стал указывать пальцем, что хорошо, а что плохо, потому что все лежит на поверхности.
Приход, в котором молодой человек себя не находит, в котором, в лучшем случае, ему могут поручить такое важное и почетное дело, как убрать храм перед службой, а дальше никуда не пустят, — в таком приходе, наверное, трудно развивать молодежную работу. Но ведь это происходит тоже не потому, что настоятель какой–то заскорузлый грешник и человек, пастырски нечувствительный. Многие люди просто не знают, как нужно работать с молодежью, а в наших семинариях ничего подобного не преподается. Мы посылаем священников в университеты, а кто их обучал работе с молодежью? Мы посылаем наших священников в тюрьмы и в исправительные учреждения, а кто их обучал этой сложнейшей специфике? Поэтому, если говорить о недостатках, то многие недостатки упираются в нашу систему образования. У нас нет специальной подготовки духовенства, которое было бы хорошо обучено и способно было бы работать в молодежной среде. У нас есть самородки, которые сами чему–то научились, но они научились не потому, что их учили этому, а потому, что имеют собственную инициативу, способности и таланты.
Если мы хотим иметь такие съезды, о которых сегодня говорили, если мы хотим иметь значительные успехи в молодежной работе, то, конечно, главное, чем надо озаботиться, — это подготовкой как духовенства, так и мирян. Где мы готовим молодежных лидеров? Ведь молодежный лидер в Церкви — это не обязательно священник. Это он или она, которые имеют желание стать таким руководителем. Но помимо желания нужно еще и знание. Поэтому система подготовки молодежных лидеров–мирян, соответствующая подготовка духовенства, обучение их технологии работы с молодежью — это то, что должно стоять на нашей повестке дня. Вот тогда, с Божией помощью, наша работа станет более систематической и более масштабной. Поскольку мы находимся на территории Даниловского монастыря, я бы хотел сказать, что этому есть замечательные примеры. Если говорить о городе Москве, это молодежная работа, которая проводится в этих стенах. Владыка Александр рассказывал мне о других замечательных молодежных инициативах, которые существуют в нашей Церкви. И конечно, мы будем поддерживать все эти инициативы, но в основе всего должна стоять школа, подготовка, знание и создание системы. Дай Бог нам, развивая эти важные направления, поднять общий уровень работы с молодежью. Я хотел бы сердечно поблагодарить тех, кто сегодня трудится с молодежью: Владыку Александра и возглавляемый им отдел; Владыку Феофилакта, отца Алексия, отца Иоасафа, которые в этих стенах трудятся. Много таких людей. Я вижу здесь представителей Смоленской епархии, которые сделали очень много в этой непростой, бедной епархии, разрушавшейся в течение многих войн, для того, чтобы организовать на высоком уровне эту работу. Я знаю, что и в других епархиях происходят добрые и светлые дела. И я хотел бы в заключение всем вам пожелать на этом пути полного успеха, а всем нам — благословения Божия.
КАК ОТЫСКАТЬ ДОРОГУ К СЧАСТЬЮ?
В завершение своего визита в Санкт–Петербургскую епархию вечером 29 мая 2009 года в Ледовом дворце Северной столицы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил перед студентами высших учебных заведений Санкт–Петербурга, учащимися духовных школ, членами молодежных организаций. На вечере присутствовали свыше восьми тысяч студентов и представителей молодежных организаций
РАДОСТЬ ВЫБОРА
Дорогие друзья! Для меня большая радость встретиться сегодня с вами. Я сожалею, что свет в зале установлен так, что я не могу видеть ваших глаз. Но я многое чувствую, даже если глаз не видно; я чувствую ваше настроение. Я понимаю, что встреча с Патриархом для многих людей сегодня происходит в первый раз. Я сознаю ответственность, которая лежит на мне сегодня, — сказать нечто, что реально помогло бы вам в жизни. Сейчас я ехал в машине и думал: если в какой–то самый ответственный момент жизни, когда будет решаться ваша судьба, когда перед вами будет стоять страшная по своей значимости дилемма — поступить так или иначе, — вы, вспомнив мои слова, поступите правильно — это будет величайшей наградой мне, и не только мне, а всем тем, от имени которых я буду сегодня говорить, а я буду говорить от имени многих.
Что является самым главным для человека? К чему устремляются наши помыслы? К чему устремляется и на чем фокусируется наша жизненная энергия? Ответ на эти вопросы чрезвычайно важен. Конечно, существует много разных ответов на вопрос о том, что есть главное в жизни. Но, наверное, если свести к некоему общему знаменателю все частные выборы в пользу того или иного «главного в жизни», то это понятие можно описать одним простым человеческим словом: счастье. Если вы спросите человека: «Что вы хотите в жизни?» — один вам ответит: «Я хочу стать министром». А другой скажет: «А я хочу выйти замуж» или «Жениться, иметь большую семью». Третий сообщит: «А я хочу быть богатым, процветающим человеком». Ответов может быть множество, но если привести их к общему знаменателю, то ответ один: «Я хочу быть счастливым». Мне приходится часто встречаться с пожилыми людьми. Бывало так, что я как священник напутствовал умирающих. Я имел возможность говорить с людьми, которые прожили уже всю свою жизнь, и должен вам сказать, что очень часто человек, приближаясь к концу жизни, не чувствует себя счастливым — жизнь прошла, а самая главная цель не достигнута. Поэтому я хотел бы сегодня поговорить с вами о счастье. Размышляя над этой темой, я вдруг неожиданно вспомнил замечательные слова Мартина Лютера Кинга. Я встречался с этим человеком в далеком 1968 году, когда уже была достигнута некая победа в борьбе цветного населения Соединенных Штатов за свои права, и слышал его выступления. И вот в одном из этих выступлений он сказал замечательную фразу: «У меня есть мечта». Он не был мечтателем, он был блестящим политиком, оратором, христианским пастором. Но у него была мечта, и эта мечта привела к совершенно конкретным свершениям. Я думаю, что счастье, о котором мы с вами рассуждаем сегодня, есть то, что возникает в сознании человека как, может быть, некая иллюзия, как мечта. Но одни эту мечту осуществляют, а другие — нет. Более того, считая, что возникшая мечта есть реальный образ человеческого счастья, люди, достигнув того, о чем мечтали, вдруг, к удивлению своему, сознают, что они очень далеки от подлинного счастья. А теперь давайте подумаем о том, как мы себе представляем человеческое счастье. Ну конечно, счастье — это благополучие, это здоровье, это хорошая семья, это материальный достаток, это хорошая работа, это образование. Из всех этих параметров и складывается некий образ счастливой жизни. И это правильное представление о счастье — счастье действительно определяется многими факторами. Но вот что происходит в реальной жизни: человек начинает свой жизненный путь, в молодости у него, как и у Мартина Лютера Кинга, есть мечта — своя собственная мечта, связанная с профессиональной, общественной деятельностью, с семейной жизнью, с личным успехом. А потом вдруг в какой–то момент оказывается, что эту мечту невозможно реализовать, и происходит изменение вектора жизни, мечта распадается, идеалы разрушаются, и человек становится совсем другим — в нем развивается цинизм и недоверие к жизни, он подвергает самой разрушительной внутренней критике свою мечту, называя ее чем–то наивным, нереалистичным. Высокие идеалы, которые чаще всего связываются с юношеской мечтой и вплетаются в понимание молодым человеком счастья, с течением лет подвергаются осмеянию и забвению, и можно слышать: «Ну какими же мы были дураками! Во что мы верили!»