Специфика процесса нравственного воспитания

Нравственное воспитание имеет своиспецифические цели. Они определяются господствующими общественными отношениями и духовными ценностями. Цель воспитания—формирование нрав­ственно устойчивой цельной личности. Это определяет направление и организацию всего процесса нравственного воспитания.

Специфика процесса нравственного воспитания обусловлена также и его содержанием — общественной моралью, необходимо­стью внедрения норм общественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого школьника. Мо­ральные нормы касаются всех сторон общественной и личной жиз­ни людей. С их помощью оценивается и регулируется любая че­ловеческая деятельность. Труд существует не просто как физиче­ское усилие, но как общественно-значимая деятельность, оценива­емая общественным мнением с позиций отношения к ней человека, ее количества и качества. Учебная деятельность ребенка не просто интеллектуальное усилие, направленное на освоение знаний, уме­ний и навыков, но деятельность, нравственно оцениваемая с точки зрения прилежания, ответственности, целеустремленности. Отно­шение детей к жизни не только основа их общественного взаимо­действия и общения, но и проявление личностных качеств, отве­чающих или не отвечающих нормам и требованиям общественной морали.

Нравственная воспитанность или невоспитанность человека в зависимости от социальных условий может проявляться в различ­ных качественных состояниях. Индивидуальное нравственное со­знание может находиться в противоречии с нравственными обще­ственными отношениями. Противоречие между индивидуальной и общественной моралью проявляется в скрытых формах безнрав­ственности и невоспитанности. Оно возникает, когда под влиянием эгоизма потребительской психологии, стремления к наживе, моло­дой человек, маскируя свое подлинное лицо, действует в обход правовых и моральных норм. Орудием разрешения этого проти­воречия являются демократизация и гласность, способствующие разоблачению двуличия, двурушничества и лицемерия.

Низкая нравственная воспитанность проявляется в импульсив­ном поведении, недостаточно осознанном в рамках норм и требо­ваний общественной морали. Такое положение возникает при от­сутствии внимания к нравственному просвещению, к четкой орга­низации нравственной жизни. Стихийное формирование нравст­венного сознания школьника чревато отклонениями в поведении

от требований общественной морали.

Высокая нравственная воспитанность учащихся проявляется в единстве развитого нравственного сознания, мышления, воли, чув­ства и поведения. Она достигается при условии целостности про­цесса воспитания, единства формирования нравственного сознания и жизни, участия школьников в общественной деятельности и от­ношениях. Законом научной организации нравственного воспита­ния является его единство с различными видами деятельности, жизнью в широком смысле этого слова. Овладение моральными нормами и требованиями, перевод их в личностно значимые прин­ципы и навыки поведения осуществляется эффективно путем со­знательного освоения конкретной общественно значимой деятель­ности, глубоко осмысленного практического участия в ней, осоз­нания ее нравственного значения. Организуя процесс нравствен­ного воспитания, педагог стремится наряду с нравственным просвещением вскрывать и вычленять нравственные аспекты лю­бой детской деятельности, привлекать школьников к нравственно­му осмыслению всех жизненных отношений. Сложность процесса нравственного воспитания в том, что его организация есть од­новременно организация всей жизни детей, всей их деятельности и отношений. Вместе с тем нравственное воспитание не раст­воряется в учебной, общественно-гражданственной, творческой, трудовой деятельности школьников. Оно совершается и углубля­ется в процессе их нравственно осознанного осуществления.

Специфика и особенности процесса нравственного воспитания проявляются в необходимости постоянной диагностики моральной воспитанности ребенка. Процесс нравственного воспитания только тогда эффективен, когда педагог имеет обратную информацию о действенности воспитательных влияний и учитывает эту информа­цию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности. Такую информацию воспитатель получает только из жизни, из


повседневного изучения практики отношений и деятельности в сре­де воспитуемых. Важно не столько то, что школьник говорит о себе, своих намерениях и поступках, сколько то, как он поступает в каждом конкретном случае. Как он относится к другим людям, к общественной и личной собственности, к труду, к общественной деятельности, к общим и личным интересам, к требованиям обще­ственной дисциплины — эти отношения рисуют нравственный порт­рет личности. В целях более детального изучения всех отношений воспитанников педагог с вниманием подходит к оценкам, которые дает своим членам коллектив, к высказываниям учителей, родите­лей, общественников, близко знающих ребенка. Огромное значенле имеет специальное психологическое изучение поведения и деятель­ности детей. Вся эта информация является основой для ориентиро­вания в педагогическом процессе. Она обеспечивает возможность принятия обоснованных как стратегических, определяющих на­правление жизни детского коллектива решений, так и тактических мер в отношении поведения группы, отдельного ребенка.

Таким образом, специфика процесса нравственного воспитания выражается в своеобразии его целей, содержания, проявления нравственной воспитанности или невоспитанности, организации и диагностики. Важная особенность заключается в его включенности в процессе умственного, трудового, гражданского, эстетического, физического, экономического, правового, экологического, антиал­когольного .воспитания. Научно обоснованное отношение к процес­су нравственного воспитания состоит в умении видеть, подчерки­вать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности, любого жизненного отношения. В этом слу­чае педагог получает реальную возможность эффективного управ­ления нравственным воспитанием, делает его органической частью целостного процесса воспитания детей.

Наши рекомендации