Специфика процесса нравственного воспитания
Нравственное воспитание имеет своиспецифические цели. Они определяются господствующими общественными отношениями и духовными ценностями. Цель воспитания—формирование нравственно устойчивой цельной личности. Это определяет направление и организацию всего процесса нравственного воспитания.
Специфика процесса нравственного воспитания обусловлена также и его содержанием — общественной моралью, необходимостью внедрения норм общественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого школьника. Моральные нормы касаются всех сторон общественной и личной жизни людей. С их помощью оценивается и регулируется любая человеческая деятельность. Труд существует не просто как физическое усилие, но как общественно-значимая деятельность, оцениваемая общественным мнением с позиций отношения к ней человека, ее количества и качества. Учебная деятельность ребенка не просто интеллектуальное усилие, направленное на освоение знаний, умений и навыков, но деятельность, нравственно оцениваемая с точки зрения прилежания, ответственности, целеустремленности. Отношение детей к жизни не только основа их общественного взаимодействия и общения, но и проявление личностных качеств, отвечающих или не отвечающих нормам и требованиям общественной морали.
Нравственная воспитанность или невоспитанность человека в зависимости от социальных условий может проявляться в различных качественных состояниях. Индивидуальное нравственное сознание может находиться в противоречии с нравственными общественными отношениями. Противоречие между индивидуальной и общественной моралью проявляется в скрытых формах безнравственности и невоспитанности. Оно возникает, когда под влиянием эгоизма потребительской психологии, стремления к наживе, молодой человек, маскируя свое подлинное лицо, действует в обход правовых и моральных норм. Орудием разрешения этого противоречия являются демократизация и гласность, способствующие разоблачению двуличия, двурушничества и лицемерия.
Низкая нравственная воспитанность проявляется в импульсивном поведении, недостаточно осознанном в рамках норм и требований общественной морали. Такое положение возникает при отсутствии внимания к нравственному просвещению, к четкой организации нравственной жизни. Стихийное формирование нравственного сознания школьника чревато отклонениями в поведении
от требований общественной морали.
Высокая нравственная воспитанность учащихся проявляется в единстве развитого нравственного сознания, мышления, воли, чувства и поведения. Она достигается при условии целостности процесса воспитания, единства формирования нравственного сознания и жизни, участия школьников в общественной деятельности и отношениях. Законом научной организации нравственного воспитания является его единство с различными видами деятельности, жизнью в широком смысле этого слова. Овладение моральными нормами и требованиями, перевод их в личностно значимые принципы и навыки поведения осуществляется эффективно путем сознательного освоения конкретной общественно значимой деятельности, глубоко осмысленного практического участия в ней, осознания ее нравственного значения. Организуя процесс нравственного воспитания, педагог стремится наряду с нравственным просвещением вскрывать и вычленять нравственные аспекты любой детской деятельности, привлекать школьников к нравственному осмыслению всех жизненных отношений. Сложность процесса нравственного воспитания в том, что его организация есть одновременно организация всей жизни детей, всей их деятельности и отношений. Вместе с тем нравственное воспитание не растворяется в учебной, общественно-гражданственной, творческой, трудовой деятельности школьников. Оно совершается и углубляется в процессе их нравственно осознанного осуществления.
Специфика и особенности процесса нравственного воспитания проявляются в необходимости постоянной диагностики моральной воспитанности ребенка. Процесс нравственного воспитания только тогда эффективен, когда педагог имеет обратную информацию о действенности воспитательных влияний и учитывает эту информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности. Такую информацию воспитатель получает только из жизни, из
повседневного изучения практики отношений и деятельности в среде воспитуемых. Важно не столько то, что школьник говорит о себе, своих намерениях и поступках, сколько то, как он поступает в каждом конкретном случае. Как он относится к другим людям, к общественной и личной собственности, к труду, к общественной деятельности, к общим и личным интересам, к требованиям общественной дисциплины — эти отношения рисуют нравственный портрет личности. В целях более детального изучения всех отношений воспитанников педагог с вниманием подходит к оценкам, которые дает своим членам коллектив, к высказываниям учителей, родителей, общественников, близко знающих ребенка. Огромное значенле имеет специальное психологическое изучение поведения и деятельности детей. Вся эта информация является основой для ориентирования в педагогическом процессе. Она обеспечивает возможность принятия обоснованных как стратегических, определяющих направление жизни детского коллектива решений, так и тактических мер в отношении поведения группы, отдельного ребенка.
Таким образом, специфика процесса нравственного воспитания выражается в своеобразии его целей, содержания, проявления нравственной воспитанности или невоспитанности, организации и диагностики. Важная особенность заключается в его включенности в процессе умственного, трудового, гражданского, эстетического, физического, экономического, правового, экологического, антиалкогольного .воспитания. Научно обоснованное отношение к процессу нравственного воспитания состоит в умении видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности, любого жизненного отношения. В этом случае педагог получает реальную возможность эффективного управления нравственным воспитанием, делает его органической частью целостного процесса воспитания детей.