Рекомендации к оценке знаний и умений учащихся
Отметка «5» ставится, если ученик:
правильно отвечает на все поставленные вопросы;
производит вычисления (устные и письменные) правильно и достаточно быстро;
умеет самостоятельно решать задачи (составляет план, выполняет решение, точно формулирует ответ на вопрос);
при выполнении практических работ по измерению и черчению умеет правильно использовать измерительные и чертежные инструменты, выполняет задание правильно и аккуратно.
Отметка «4» ставится, если ученик обнаруживает установленные для-отметки «5» умения, но при этом:
допускает при ответе некоторые неточности в формулировках
(не искажающие смысла);
при вычислениях допускает отдельные негрубые ошибки и оказывается в состоянии их исправить;
при решении задач дает недостаточно точные пояснения (при
правильном ходе решения);
допускает неточности при выполнении измерений и черчении. Все эти недочеты ученик легко исправляет при незначительной помощи учителя;
Отметка «3» ставится, если ученик.
допускает в вычислениях отдельные грубые ошибки, но исправляет их при помощи учителя;
справляется с решением задачи только при помощи учителя.
Отметка «2» ставится, если ученик не может ответить на большую часть поставленных вопросов, не справляется с решением задач и вычислениями даже при помощи учителя.
Отметка «l» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание программного материала.
Примечания:
1. Отметка «2» в подготовительном и I классах не ставится.
2. При оценке выполнения практических работ по измерению и черчению следует учитывать двигательные возможности руки ученика.
Контрольные работы могут быть однородными или комбинированными. При оценке однородных контрольных работ (состоящих только из двух задач) отметка «5» ставится, если правильно решены обе задачи.
Отметка «4» ставится, если при правильном ходе решения обеих задач допущены ошибки (до 2) в вычислениях.
Отметка «3» ставится, если при правильном ходе решения обеих задач допущены 3 ошибки в вычислениях; если одна задача решенаправильно, а в другой имеется ошибка в ходе решения.
Отметка «2» ставится, если в обеих задачах неправильный ход решения.
Для оценки результатов комбинированных контрольных работ (включающих задачи, примеры, неравенства и др.) отметка «5» ставится, если правильно выполнены все задания.
Отметка «4» ставится, если допущены 1—2 ошибки (в вычислениях, при выполнении чертежей).
Отметка «3» ставится, если, допущены 3—4 ошибки.
Отметка «2» ставится, если допущено более 4 ошибок.
Отметка «1» ставится, если ученик не приступил к работе.
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основу коммунистического воспитания школьников составляет формирование у них марксистско-ленинского мировоззрения. В осуществлении этой задачи важную роль играет курс природоведения.
Природоведение ставит своей целью:
а) сообщить школьникам необходимые сведения о неживой и живой природе, постепенно углубляя, обобщая и систематизируя их по мере прохождения курса;
б) обогатить личный опыт учащихся путем проведения с ними систематических наблюдений явлений жибой и неживой природы;
в) раскрыть некоторые доступные для каждого возраста взаимосвязи в природе, а также между человеком и природой (показать влияние изменений в природе на труд человека; познакомить с трудом людей по использованию природы, объяснить зависимость будущего природы от деятельности человека);
г) дать учащимся некоторые знания о значении охраны природы, познакомить с мероприятиями, проводимыми по охране природы в данной местности (крае, республике);
д) дать первоначальные гигиенические знания, привить некоторые навыки личной и общественной гигиены.
В процессе усвоения курса природоведения в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи должна решаться также специальная коррекционная задача, состоящая в преодолении речевого недоразвития и связанных с ним особенностей словесно-логического
мышления учащихся.
Не раскрывая понятия о биологическом равновесии в природе, учащимся необходимо дать представление о том, что гибель одного природного фактора влечет за собой гибель других (вырубка леса ведет к пересыханию рек, нарушению почвы, уменьшению численности животных и т. д.). Изучение вопросов охраны природы должно быть стержнем для всего курса природоведения, помогать воспитывать у детей стремление охранять и приумножать сокровища природы.
В связи с изучением природоведения и проведением природоохранительной работы необходимо организовать детей на участие в различных видах общественно полезного труда (сбор корма, подкармливание птиц, сбор семян цветочно-декоративных растений и распространение их среди населения, сбор колосков на полях после уборки урожая, уход за зелеными насаждениями в микрорайоне,
выращивание растений, участие в работе зеленых и голубых рулей и т. д.).
Содержание курса природоведения используется для патрио-ческого воспитания. Оно должно включать воспитание любви бережного отношения к природе, своему краю, гордости за дОст жения тружеников своего края, «Школа призвана формировать к чества рачительных хозяев, заботливое и бережное отношение i общественному достоянию и родной природе»,—записано в Основ ных направлениях .реформы общеобразовательной и профессионадь" ной школы '.
Природоведение по своему содержанию является предметом ес- тественнонаучного цикла, поэтому ведущее место в его преподавании должны занимать методы, свойственные этим паукам: непосредственные наблюдения предметов и явлений в самой природе натуральных объектов и их изображений на уроке в классе, осуществление простейшего учебного эксперимента, а также организация таких форм работы с учащимися, как экскурсии, практические работы, опыты, наблюдения на пришкольном учебно-опытном участке, географической площадке и т. д.
В программе определен обязательный минимум этих работ, однако в зависимости от условий, в которых работает школа, и ее природного окружения их количество может быть увеличено.
Учителю необходимо знать и строго соблюдать правила безопасности при демонстрации опытов и проведении практических работ, предусмотренных программой.
Наблюдения ведутся по заданиям «Дневников наблюдений». Порядокнаблюдений определяется последовательностью изменений в природе данной местности. Проведенные в природе наблюдения фиксируются в «Дневниках наблюдений» и являются основой формирования важнейших знаний о природе.
Важным принципом преподавания природоведения является краеведческий. Поэтому конкретные объекты и явления природы для изучения отбираются самим учителем с учетом особенностей данной местности. В этих же целях учитель вправе произвести замену и перестановку уроков. Так, в III классе изучение изменений в природе должно более или менее совпадать с наступлением этих явлений в самой природе. Если такого совпадения нет, уроки могут быть переставлены или на какое-то время уроки природоведения заменяются другими уроками при условии последующей обратной замены.
В начальном курсе природоведения большое место отводится изучению вопросов личной гигиены детей. Необходимо, чтобы каждый школьник овладел минимумом знаний в области гигиены.
Программой по природоведению предусмотрено ознакомление учащихся с первоначальными сведениями о сельскохозяйственном и промышленном производствах (сезонный труд людей на полях и
О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов. — М.: 1-984. — С. 53. 116
фермах колхозов и совхозов, добыча и использование местных полезных ископаемых и др.).
Природоведение способствует развитию логического мышления и речи учащихся. Это имеет особое значение для реализации коррекционной направленности курса природоведения в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
В процессе усвоения природоведческого материала на основе посредственного знакомства учащихся с объектами и явлениями природы, наблюдений в природе, использования на уроках всевозможных средств наглядности (демонстрация натуральных объектов, печатных пособий, диа- и кинофильмов и т. д.) активизируется познавательная деятельность учащихся и создаются условия для их речевой практики.
С учетом специфики учебного предмета, содержащего трудную для учащихся лексику, на уроках природоведения, наряду с постоянным требованием нормативного оформления учащимися самостоятельных высказываний, особое внимание уделяется словарной работе, в процессе которой усваиваются специальные термины, уточняются значения имеющихся у детей понятий. Изучая природоведение, учащиеся должны накопить словарь, который в дальнейшем будет использован ими на уроках географии, физики, биологии, химии. В связи с организацией наблюдений за сезонными явлениями природы и ведением календаря погоды учащиеся учатся последовательно и правильно выражать свои мысли в письменной форме.
Наблюдения за объектами и явлениями природы, нахождение путем сравнения происходящих с ними изменений, обобщение полученных материалов служат основой для развития словесно-логического мышления учащихся.
Изучение природоведения помогает формированию у учащихся ряда трудовых умений и навыков; воспитанию таких качеств, как трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, настойчивость, взаимопомощь, умение организовать свою работу и довести ее до конца.
В программу по природоведению заложены большие возможности для осуществления межпредметпых связей уроков природоведения с трудовым обучением, а также другими предметами. Задача учителей—полнее реализовать эти возможности. В школе для детей с тяжелыми нарушениями речи —это прежде всего связь с уроками развития речи и чтения, на которых закладывается основа последующего прохождения природоведения, усвоения соответствующей лексики. Особенно тесно природоведение связано с уроками развития речи, где в программу подготовительного—II классов включается природоведческий материал по ознакомлению с окружающим миром. Эту связь необходимо осуществлять и в дальнейшем; усвоению знаний по природоведению, уже как самостоятельному предмету в III классе, должна также предшествовать соответствующая подготовка на уроках развития речи.
В III классе изучаются сезонные изменения в природе данной
местности, которые отражены в трех темах: «Летние и осенние изменения в природе», «Зимние изменения в природе», «Весенние изменения в природе». В каждой теме в основном должен быть выдержан единый план изложения: изменения в неживой припп изменения в жизни растений и их охрана; изменения в жизни животных и их охрана; сезонный труд людей. Эта последовательность вытекает из естественных связей, существующих в самой природе. И учителю необходимо раскрывать эти связи, показыват что изменения, происходящие в разные времена года в неживой природе, влекут за собой определенные изменения в жизни растений и животных, оказывают влияние на характер и содержание сельскохозяйственных работ, на другие виды деятельности человека. Такой подход к изучению природы не просто знакомит учащихся с ее явлениями и объектами, но, что очень важно, дает возможность объяснить их детям пока на самом элементарном уровне. Во всех темах рассматривается вопрос об охране и укреплении здоровья человека в связи с сезонными изменениями в природе.
Изучение курса природоведения в III классе опирается на представления о природных объектах и явлениях, накопленные в I и II классах в ходе ознакомления с окружающим миром, которые на новом этапе обучения развиваются и обогащаются, Так, наряду с первоначальными понятиями о живой и неживой природе, учащиеся получают конкретные знания о связи людей с природой, труде людей в разные времена года, об использовании природы в хозяйственной деятельности человека; об охране природы, в первую очередь в данной местности и т. д.
Содержание программы IV класса раскрывается в теме «Природа нашего края». В ней продолжается изучение природы своего края, однако если в III классе учащиеся знакомятся с природой местности, окружающей школу, то в IV классе они изучают природу своей области (края, республики).
Как и в III классе, изучение природы должно идти последовательно: неживая природа, охрана недр, почв, водоемов, растения и их охрана, животные и их охрана, труд людей и использование человеком природных богатств области. Необходимо показать взаимосвязь факторов природы и на этой основе раскрыть, как комплекс природных условий влияет на труд людей края.
Курс природоведения в V классе охватывает следующие темы: «Ориентирование на местности. План и карта», «Земля и другие небесные тела», «Воздух», «Вода», «Горные породы», «Почва», «Живые организмы и среда обитания», «Организм человека, охрана его здоровья».
По теме «Ориентирование на местности. План и карта» учащиеся усваивают некоторые способы ориентирования, учатся применять их в практике нахождения направлений на местности, знакомятся с устройством компаса, планом и картой.
Кроме того, учащиеся должны знать основные административные центры, столицу СССР — Москву и столицы союзных республик.
В некоторых случаях при значительных размерах области (края, республики) и при большом разнообразии природных условий объект для изучения может быть сужен несколькими ближайшими адиинистративными районами.
При изучении тем «Земля и другие небесные тела», «Воздух», «Вода». «Горные породы», «Почва», «Живые организмы и среда обитания» углубляются знания учащихся о природе, в частности и о местной природе, о рациональном использовании ее богатств, имеете с тем даются новые сведения о Земле и Солнце, о свойствах компонентов природы, о связях между органическим и неорганическим миром, об относительной приспособленности растений и животных к различным условиям среды обитания.
В теме «Организм человека, охрана его здоровья» дается лишь общее представление об органах, их положении в организме человека и выполняемой ими функции. Эти сведения необходимы для того, чтобы помочь учащимся представить организм человека как единое целое. Основное внимание должно быть уделено вопросам личной и общественной гигиены и особенно тем мероприятиям, которые могут и должны выполнять сами дети для сохранения и ук- "' репления своего здоровья. Изучение этой темы пойдет успешнее, если учащиеся будут проводить самонаблюдения.
Предусмотренные программой знания, умения и навыки учащихся должны быть усвоены в основном на уроках, под руководством учителя. Вместе с тем обучение природоведению потребует и систематического выполнения домашних заданий. Учителя не должны допускать перегрузки учащихся учебным материалом как на уроках, так и в домашних заданиях. В этих целях на каждом уроке следует заботиться о смене видов деятельности, проводить физкультминутки, снимающие утомление у детей.
В программе определены требования к знаниям и умениям учащихся по природоведению, необходимые для преемственной связи с изучением в последующих классах естественнонаучных дисциплин: ботаники, зоологии, анатомии, географии.
ПРОГРАММА
III КЛАСС (34 ч)
Введение (1 ч)
Что такое природа? Природа живая и неживая. Наблюдения в природе.
Летние и осенние изменения в природе (11 ч)
Неживая природа летом: температура воздуха, характер облачности, летние дожди и грозы, состояние почвы и водоемов. Неживая природа осенью: похолодание, характер облачности, осенние дожди и другие виды осадков, осенние туманы, первые заморозки,
состояние почвы и водоемов. Термометр. Измерение температи воздуха.
Растения летом и осенью. Части растения. Деревья, кустарники, травянистые растения. Деревья лиственные и хвойные. Внепщ вид растений летом. Цветение растений. Созревание плодов семян.
Изменения в жизни растений осенью: изменение окраски листьев, листопад, увядание травянистых растений. Осенние плоды семена. Охрана растений летом и осенью.
Дикие и домашние животные летом. Условия питания. Изменения в жизни диких и домашних животных осенью. Изменение условий питания. Исчезновение насекомых. Перелетные птицы и и отлет в теплые страны. Зимующие птицы и изменения в их жизни осенью. Подготовка к зиме зверей и других обитающих в данной местности животных. Отличия диких животных и домашних. Охрана диких животных летом и осенью.
Труд людей летом и осенью. Уход за посевами. Уборка урожая. Забота об урожае будущего года. Осенние посадки деревьев я кустарников. Подготовка садов и парков к зиме. Подготовка домашних животных к зиме. Труд людей, связанный с охраной природы в данной местности. Участие детей в труде людей осенью.
Охрана здоровья человека. Предупреждение простудных заболеваний. Режим дня школьника.
Экскурсия (1): в лес, сад или парк с целью знакомства с местными деревьями, кустарниками, травянистыми растениями и изменениями в жизни растений и животных осенью.
Практические работы (2): строение термометра и измерение температуры воздуха; части растения.
Зимние изменения в природе (11 ч)
Неживая природа зимой: температура воздуха, характер облачности, осадки. Снегопады, метели. Установление постоянного снегового покрова. Снег и лед. Состояние водоемов и почвы.
Растения зимой. Хвойные и лиственные деревья и кустарники зимой. Особенности зимовки растений под снегом. Значение снегового покрова для защиты растений. Охрана растений в природе зимой. Комнатные растения и уход за ними.
Животные зимой. Зимующие птицы и условия их питания зимой. Жизнь зверей и домашних животных в зимнее время. Охрана диких животных зимой.
Труд людей зимой. Задержание снега на полях. Подготовка техники к весне. Работа в зерно- и овощехранилищах. Уборка снега на улицах городов и поселков. Труд людей, связанный с охраной природы зимой. Участие людей в труде зимой.
Охрана здоровья человека зимой. Первая помощь при обмораживании.
Экскурсия (1): в лес, сад или парк с целью наблюдения за состоянием деревьев и кустарников зимой.
Простейшие опыты со снегом и льдом.
Практические работы: измерение глубины снегового покрова;уход за комнатными растениями; первая помощь при обмораживании.
Весенние изменения в природе(10 ч)
Неживая природа весной: потепление, таяние снега, характер облачности, осадки. Состояние водоемов: ледоход, половодье, Оттаивание почвы, накопление влаги в почве.
растения весной. Раннецветущие растения. Набухание почек у деревьев и кустарников. Распускание листьев. Цветение растений.
Размножение растений черенками, отводками, усами, луковицами, клубнями, корнями. Охрана растений весной.
Животные весной. Изменение условий питания животных. Появление насекомых. Возвращение перелетных птиц, гнездование. Изменения в жизни животных. Появление детенышей у животных. Охрана диких животных весной. Домашние животные весной.
Труд людей весной. Весенние работы в полях, садах, парках, на улицах городов и сел. Весенние посадки деревьев и кустарников. Труд людей, связанный с охраной природы. Участие детей в труде людей весной.
Экскурсия (1): в лес, садили парк с целью наблюдения за весенними изменениями в жизни растений и животных.
Наблюдения за развитием растений из семян (на основе ранее заложенных опытов на уроках трудового обучения).
Практические работы: размножение растений черенками (бальзамин, пеларгония и др.), луковицами (амариллис), отводками (традесканция, плющ), усами (камнеломка); выращивание в ящиках или цветочных горшках лука; проращивание клубней картофеля.
Заключение (1 ч)
Обобщение знаний о временах года. Летнее закаливание организма.