Семья как социальный институт, взаимодействующий с образовательным учреждением. основы взаимодействия оу и семьи.
ОУ является важнейшим социальным институтом, профессионально осуществляющим воспитание детей. Поэтому ее можно рассматривать как организующий центр совместной деятельности разного рода образовательных учреждений, семьи и общественности по воспитанию детей.
Среди социальных институтов, с которым взаимодействует ОУ, приоритет принадлежит семье.
Во взаимодействии ОУ и семьи могут быть допущены ошибки, которые существенно снижают его результативность:
- Несогласованность действий семьи и ОУ. Со стороны родителей это может проявляться в обсуждении разногласий с ОУ в присутствии детей, негативных высказываниях в адрес учителей и воспитателей, демонстративном пренебрежении их рекомендациями, в постоянном подчеркивании позиции «есть вещи и поважнее образования». Со стороны педагогов - в оскорбительных высказываниях в адрес родителей или в подчеркнутом сомнении в их педагогических способностях, акцентировании разногласий с родителями, пренебрежении их опытом воспитания детей и пр. Такая «политика» дезориентирует ребенка, формирует у него пренебрежительное или открыто негативное отношение к ОУ, что препятствует в итоге его полноценному развитию.
- Эпизодический характер контактов. Со стороны родителей это посещение ОУ «от случая к случаю» или в случае какого-либо чрезвычайного происшествия, игнорирование родительских собраний и других мероприятий. Со стороны педагогов - отсутствие систематичности в работе с родителями (контакты «по мере необходимости»). Результатом становится низкая осведомленность как родителей, так и педагогов о жизни ребенка, его интересах, увлечениях, друзьях, заботах. Это ведет к накоплению непонимания, отделению педагогов, детей и родителей друг от друга, к низкой педагогической культуре родителей. Вследствие этого резко возрастает количество ошибок, допускаемых родителями и педагогами в воспитании детей.
- Раздел «сфер влияния». Иногда родители убеждены, что их задача - обеспечить материальное благополучие ребенка, а воспитывать его должно ОУ. С другой стороны, ряд педагогов считает, что задача ОУ - дать детям знания, а забота о воспитании детей - дело семьи. В результате в жизни ребенка появляется пространство, свободное от воспитательных воздействий как семьи, так и ОУ; это пространство может быть заполнено негативными влияниями и привести к трудновоспитуемости.
- Система «руководящих указаний» как основа взаимодействия, тотальный контроль, неоправданное вмешательство в жизнь семьи со стороны ОУ и в деятельность ОУ со стороны семьи. В этом случае и педагоги, и родители убеждены, что только они знают, как воспитывать ребенка. Первые при этом ссылаются на свое педагогическое образование, вторые - на то, что лучше них никто их ребенка не знает. Результатом является отрицательное отношение ребенка к старшим, сопротивление любым воспитательным воздействиям или же отставание в развитии самостоятельности, инициативности, творческих способностей.
- Педагогический пессимизм. В этом случае педагоги убеждены в том, что ОУ не может преодолеть негативного влияния семьи. Поэтому любые попытки совместной работы с семьей рассматриваются как заранее обреченные на провал.
Формированию гуманитарной атмосферы воспитания поможет выполнение следующих рекомендаций по бесконфликтному общению педагога с родителями обучающегося:
- не обвинять родителей в недостатках поведения и образовательной деятельности их ребенка, а обращаться за информацией о причинах такого поведения;
- не начинать с негативной информации, а отыскивать для начала беседы даже малейшие положительные факты;
- не давать отрицательных характеристик ребенка, а показывать ближайшие перспективы его совершенствования;
- не сравнивать с другими детьми или семьями, а показывать динамику изменений в самом ребенке;
- не требовать от родителей принятия мер, а советовать или рекомендовать им определенные действия (иногда - просить о них);
- не раздражаться в ответ на претензии со стороны родителей, а конкретизировать их критику в свой адрес, выслушивать пожелания;
- не собственный авторитет (удовлетворение амбиций), а развитие ребенка должно быть в центре внимания при взаимодействии педагога с родителями.
Взаимодействие семьи и ОУ на конструктивной основе создает благоприятные условия для социализации ребенка. В основе взаимодействия ОУ и семьи должен лежать принцип гуманитарности, который конкретизируется в следующих правилах:
1. Укрепление и повышение авторитета родителей. Недопустимы никакие проявления неуважения к родителям со стороны педагогов и администрации ОУ (тем более в публичной форме). Взаимодействие строится на признании общественных заслуг родителей, их положительных нравственных качеств.
2. Доверие к воспитательным возможностям родителей. Родители готовы поддержать все требования и мероприятия ОУ, если понимают, что их целью является благо ребенка. Доверие к воспитательным возможностям родителей должно сопровождаться повышением их педагогической культуры и активности в воспитании.
3. Педагогический такт, недопустимость необоснованного и неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Прямое вмешательство классного руководителя, воспитателя, администрации ОУ в жизнь семьи, нарушение ее автономии возможно лишь тогда, когда нет иных возможностей защитить интересы ребенка. В прочих случаях следует использовать косвенное педагогическое воздействие.
4. Опора на сильные стороны семейного воспитания. Почти в каждой семье имеются удачные педагогические «находки», которые могут пополнить общую педагогическую «копилку» семьи и ОУ, использоваться при пропаганде позитивного опыта семейного воспитания.
В работе ОУ с семьей используются такие формы, как педагогический лекторий (систематически проводимые в ОУ лекции для родителей по психологии, педагогике, этике, гигиене, праву), родительский университет (помимо лекций предполагает лекционные, семинарские, практические занятия, тренинги, ролевые игры), научно-практические конференции родителей по проблемам воспитания, День открытых дверей, родительские собрания (тематические и организационные), педагогические консультации.