Образовательные технологии. Компетентностные задачи, решаемые в процессе освоения разделов дисциплины «Профессиональная этика», предполагают широкое использование традиционных и
Компетентностные задачи, решаемые в процессе освоения разделов дисциплины «Профессиональная этика», предполагают широкое использование традиционных и современных форм, методов и технологий обучения, направленных на развитие творческого мышления, овладение методами анализа информации, выявления проблемных областей и нахождения оптимальных вариантов решения, выработку навыков критического оценивания различных точек зрения, четкого изложения и отстаивания собственной позиции в устной и письменной форме, приобретение опыта работы в команде, стимулирование к организации систематической и ритмичной самостоятельной работы по дисциплине, самоанализ, самоконтроль и самооценку.
Обучение строится на сочетании лекций и практических занятий. Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов дисциплины. Лекционный курс основывается на сочетании классических образовательных технологий с элементами проблемного обучения, дискуссии и лекций-практикумов. Часть лекционных занятий проводится с использованием информационных технологий (комплекты слайдов).
Практические занятия являются аудиторными, проводятся либо в форме семинаров, либо в интерактивной форме (в объеме 5 аудиторных часов). На них применяются современные образовательные технологии: кейс-метод (имитация реального события), деловая и ролевая игра, тренинг, метод проектной деятельности с последующей презентацией и защитой проекта, метод мозгового штурма и др., которые предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике. Индивидуальные занятия предполагают работу каждого студента по индивидуальному заданию и личный отчет по нему в устной, письменной или мультимедийной форме.
Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для ознакомления студента с определенными разделами курса по рекомендованным педагогом материалам и спискам литературы и источников, а также для выполнения реферата или эссе, индивидуального учебного проекта и др. форм самостоятельной работы студента.
В рамках освоения раздела «Профессиональная этика: сущность, классификация функции» используются такие образовательные технологии, как:
- выполнение краткосрочного группового проекта по выработке этического кодекса конкретной профессии в сфере образования и культуры. Реализация проекта осуществляется в мини-группах (5-7 чел.). В рамках проекта на первом этапе предполагается самостоятельное ознакомление студентов с существующими этическими кодексами различных сфер профессиональной деятельности (на основе материалов официального сайта Ассоциации практической и профессиональной этики и печатного раздаточного материала) и выработка предложений по основным принципам своего профессионально-этического кодекса. На втором этапе осуществляется презентация и публичная защита результатов проектной деятельности. На третьем этапе моделируются игровые ситуации (ролевая игра), в которых поведение участников ограничивается положениями кодексов. Цель такой интерактивной образовательной технологии – сформировать представление об этических границах профессиональной компетентности.
- метод «мозгового штурма» применяется на этапе коллективной креативной деятельности по концептуализации ценностного содержания профессии и её миссии.
По разделу «Руководитель и подчиненный: этика взаимоотношений» запланировано использование
- кейс-метода «Применение принципов профессиональной этики в различных видах иерархических отношений в деловой сфере: обращение, совещание, распоряжение, поощрение, наказание, увольнение со службы», предполагающего анализ студентом конкретного кейса и определения с учетом заданной в нем формы конкретного поведенческого сценария.
- ролевой игры «Собеседование при приёме на работу», направленной на отработку ролевого поведения «работодатель-руководитель», «специалист по кадрам и работе с персоналом», «кандидат на должностную вакансию» с учетом требований всех заинтересованных сторон.
При изучении раздела «Требования этикета к внешнему облику служащего» целесообразно использование такой образовательной технологии, как
- деловая игра, в ходе которой студенты создают модель профессионала в сфере педагогических услуг в форме визуального образа (рисунка, медиа-продукта, реального человека), фиксируя как можно больше ошибок и нарушений требований делового этикета к внешнему облику служащего. Работа осуществляется в небольших группах (3-5 чел.). Каждая группа по очереди демонстрирует свою модель, остальные группы вырабатывают и дают аргументированное экспертное заключение о выявленных нарушениях и несоответствиях.
В ходе изучения раздела «Этика ведения делового спора» предполагается применение такого интерактивного метода, как
- ролевая игра (с элементами кейс-метода и тренинга), в ходе которой студентам предлагается принять участие в конкретной конфликтной ситуации на предприятии сферы образования и культуры и использовать этико-психологические навыки ведения делового спора с целью выработки и применения сценария разрешения конфликта (а) диагностика конфликта: определение объекта, предмета конфликта, его разновидности, оппонентов и их рангов, уровень развития конфликта, стратегии и тактики поведения участников конфликта; б) предложение модели разрешения конфликта). Игра осуществляется в небольших группах (5-7 чел.).
В рамках освоения содержания раздела «Этнокультурные особенности профессиональной этики и делового этикета» используется такая образовательная технология, как
- круглый стол «Возможности стирания этнокультурных различий и универсализации этикетных правил и норм ведения бизнеса в глобализированном мире». Такая интерактивная форма учебной деятельности ориентирована на отработку навыков прогностического анализа на основе теоретических знаний об этнокультурной и этноконфессиональной специфике деловых отношений при ведении международного бизнеса и коллективное обсуждение возможных футурологических моделей.