Место учебной дисциплины в структуре ооп

Дисциплина «Медицина чрезвычайных ситуаций» реализуется в рамках базовой части Блока 1 ординатуры в первый и второй год программы ординатуры

Планируемые результаты обучения

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих универсальных (УК) и профессиональных компетенций (ПК)

1. готовностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1)

2. готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях (ПК-3)

3. готовность к оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участию в медицинской эвакуации (ПК-7);

4. готовность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации (ПК-12).

В результате изучения дисциплины ординатор должен освоить следующие знания, умения, навыки (владения):

ПК, УК Знания Умения Владения
УК-1 Знать: сущность методов системного анализа и системного синтеза; понятие «абстракция», ее типы и значение. Уметь: выделять и систематизировать существенные свойства и связи предметов, отделять их от частных, не существенных; анализировать учебные и профессиональные тексты; анализировать и систематизировать любую поступающую информацию; выявлять основные закономерности изучаемых объектов, прогнозировать новые неизвестные закономерности. Владеть навыками сбора, обработки информации по учебным и профессиональным проблемам; навыками выбора методов и средств решения учебных и профессиональных задач Знать: сущность методов системного анализа и системного синтеза; понятие «абстракция», ее типы и значение. Уметь: выделять и систематизировать существенные свойства и связи предметов, отделять их от частных, не существенных; анализировать учебные и профессиональные тексты; анализировать и систематизировать любую поступающую информацию; выявлять основные закономерности изучаемых объектов, прогнозировать новые неизвестные закономерности. Владеть навыками сбора, обработки информации по учебным и профессиональным проблемам; навыками выбора методов и средств решения учебных и профессиональных задач Знать: сущность методов системного анализа и системного синтеза; понятие «абстракция», ее типы и значение. Уметь: выделять и систематизировать существенные свойства и связи предметов, отделять их от частных, не существенных; анализировать учебные и профессиональные тексты; анализировать и систематизировать любую поступающую информацию; выявлять основные закономерности изучаемых объектов, прогнозировать новые неизвестные закономерности. Владеть навыками сбора, обработки информации по учебным и профессиональным проблемам; навыками выбора методов и средств решения учебных и профессиональных задач
УК-2 Знать: основные характеристики коллектива, его особенности, стадии развития; принципы управления коллективом, функции управления, методы управления коллективом, этические нормы и принципы делового общения. Уметь: прогнозировать и планировать процесс управления коллективом в соответствии с его особенностями и профессиональными задачами; толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Владеть: приемами делового общения; основами этикета и этической защиты в деятельности современного делового человека; методикой подготовки и проведения публичного выступления, Знать: основные характеристики коллектива, его особенности, стадии развития; принципы управления коллективом, функции управления, методы управления коллективом, этические нормы и принципы делового общения. Уметь: прогнозировать и планировать процесс управления коллективом в соответствии с его особенностями и профессиональными задачами; толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Владеть: приемами делового общения; основами этикета и этической защиты в деятельности современного делового человека; методикой подготовки и проведения публичного выступления, Знать: основные характеристики коллектива, его особенности, стадии развития; принципы управления коллективом, функции управления, методы управления коллективом, этические нормы и принципы делового общения. Уметь: прогнозировать и планировать процесс управления коллективом в соответствии с его особенностями и профессиональными задачами; толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Владеть: приемами делового общения; основами этикета и этической защиты в деятельности современного делового человека; методикой подготовки и проведения публичного выступления,
ПК-3 Знать поражающие факторы ЧС мирного и военного времени; методы оценки медико-тактической обстановки в очагах ЧС и очагах массового поражения; медицинские средства индивидуальной защиты (МСИЗ) в ЧС; основы организации и проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий в очагах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.   Уметь квалифицированно использовать (МСИЗ); проводить санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия в очагах поражения в ЧС; выявлять симптомы поражения ионизирующим излучением, аварийно химически опасными веществами (АХОВ) и боевыми отравляющими веществами (БОВ), особо опасных инфекционных заболеваний, медицинской эвакуации в объеме первичной медико-санитарной и неотложной помощи Владеть навыками пользования индивидуальной аптечкой, индивидуальными средствами защиты, способностями оценить эффективность выполнения мероприятий по защите населения от воздействия поражающих факторов ЧС; алгоритмом взаимодействия при проведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в ЧС мирного и военного времени в составе формирований и учреждений службы медицины катастроф с другими службами РСЧС
ПК-7 Знать основы лечебно-эвакуационного обеспечения населения при ЧС (назначение и виды медицинской сортировки; виды, объем и порядок оказания медицинской помощи; медицинская эвакуация пострадавших в чрезвычайных ситуациях); организацию медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС; особенности организации оказания медицинской помощи при ЧС; патологию, основные клинические проявления поражений АХОВ и ионизирующими излучениями, особо опасными и высоко контагиозными инфекционными заболеваниями; особенности клинических проявлений оказания медицинской помощи при травмах и неотложных состояниях в условиях ЧС; типичные диагностические и лечебные мероприятия первой врачебной помощи. Уметь оказывать медицинскую помощь пострадавшим при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях угрожающих их жизни и здоровью; выполнять лечебно-эвакуационные мероприятия по оказанию медицинской помощи при ЧС, определять вид и объем оказываемой медицинской помощи пострадавшим при ликвидации ЧС в зависимости от медицинской обстановки; пользоваться медицинским и другими видами имущества, находящимися на обеспечении формирований и учреждений службы медицины катастроф; выполнять функциональные обязанности в составе формирований и учреждений службы медицины катастроф.   Владеть методикой оценки состояний, угрожающих жизни; алгоритмом проведения медицинской сортировки, способами оказания медицинской помощи и медицинской эвакуации пострадавших в условиях ЧС мирного и военного времени; алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующими лечебно-эвакуационными мероприятиями; способами применения антидотов и радиопротекторов в объеме оказания врачебной помощи; алгоритмом выполнения основных врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях в условиях ЧС.
ПК-12 Знать нормативно-правовые основы создания и функционирования Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК), организацию, порядок и структуру взаимодействия формирований и учреждений службы медицины катастроф с другими службами РСЧС при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС в мирное и военное время; принципы организации и медико-санитарное обеспечение эвакуации населения; организация медицинской помощи при эвакуации населения; санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятий при эвакуации населения; организация медицинской помощи при эвакуации населения; современные методы, средства и способы проведения лечебно-эвакуационных мероприятий в ЧС;   Уметь ориентироваться в правовой базе Российской Федерации, регламентирующей вопросы медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС; принимать управленческие решения по организации этапности оказания медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях; осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, подготовить и организовать функционирование медицинской организации в условиях ЧС.   Владеть навыками использования нормативных документов в сфере профессиональной деятельности; способностями аргументированно принимать обоснованные решения с точки зрения безопасности и самостоятельно организовать их выполнение; методами оценки медико-тактической обстановки в очагах чрезвычайных ситуаций и очагах массового поражения; способностями оценить эффективность выполнения мероприятий по защите населения от воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций; алгоритмом проведения медицинской сортировки; методами ведения отчетной документации службы медицины катастроф; способностями оценивать эффективность взаимодействия при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации в составе формирований и учреждений службы медицины катастроф с другими службами РСЧС

Структура и содержание учебной дисциплины

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа).

Вид учебной работы Объем часов
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего), в том числе
Лекции
Практические занятия (семинары)
Самостоятельная работа обучающегося (всего), в том числе
самостоятельная внеаудиторная работа
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет

4. Содержание рабочей программы смежной дисциплины «Медицина чрезвычайных ситуаций»

Индекс Наименование дисциплин (модулей), тем, элементов и т.д. Компетенции
Б1.Б3. Медцина чрезвычайых ситуаций УК-1,УК-2.ПК-3, ПК-10
Б1.Б3.1 Медицина катастроф УК-1,УК-2.ПК-3, ПК-10
Б1.Б3.1.1 Нормативно-правовые основы деятельности и организационная структура Всероссийской службы медицины катастроф. ПК-10
Б1.Б3.1.2 Медико-тактическая характеристика чрезвычайных ситуаций. Методы оценки, структура санитарных потерь при ЧС. Средства защиты от поражающих факторов ЧС ПК-3, ПК-10
Б1.Б3.1.3 Организация и проведение лечебно-эвакуационных мероприятий при чрезвычайных ситуациях. Особенности оказания медицинской помощи беременным и детям в условиях ЧС. ПК-3, ПК-10
Б1.Б3.1.4 Организация санитарно-противоэпидемического обеспечения в чрезвычайных ситуациях. ПК-3, ПК-10
Б1.Б3.1.5 Подготовка медицинской организации к функционированию в условиях чрезвычайной ситуации ПК-3, ПК-10
Б1.Б3.1.6 Специальные формирования здравоохранения ПК-3
Б1.Б3.1.7 Организация обеспечения медицинским имуществом в условиях ЧС. ПК-3, ПК-10
Б1.Б3.2 Неотложные состояния ПК-3, ПК-7, ПК-12
Б1.Б3.2.1 Оказание первой врачебной помощи пострадавшим вследствие радиационных катастроф. Острая лучевая болезнь от внешнего облучения. Комбинированные и сочетанные лучевые поражения. ПК-3, ПК-10  
Б1.Б3.2.2 Оказание неотложной помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях пожаро-взрывоопасного характера и катастрофах на транспорте. ПК-3, ПК-10
Б1.Б3.2.3 Оказание неотложной помощи пострадавшим в ЧС с выбросом АХОВ. ПК-3, ПК-10
Б1.Б3.2.4 Оказание неотложной помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуаций природного характера. Синдром длительного сдавливания ПК-3, ПК-10
Б1.Б3.2.5 Оказание неотложной помощи при острых психических реакциях и состояниях в системе медицинского обеспечения в условиях ЧС ПК-3, ПК-10

Лекции

Индекс Наименование дисциплин (модулей), тем, элементов и т.д. час
Б1.Б3.1.1 Нормативно-правовые основы деятельности и организационная структура Всероссийской службы медицины катастроф.
Б1.Б3.2.3 Оказание неотложной помощи пострадавшим в ЧС с выбросом АХОВ.
  Всего

Практические занятия

Индекс Наименование дисциплин (модулей), тем, элементов и т.д. час
Б1.Б3.1 Медицина катастроф
Б1.Б3.1.2 Поражающие факторы чрезвычайных ситуаций. Медико-тактическая характеристика чрезвычайных ситуаций. Средства защиты от поражающих факторов ЧС
Б1.Б3.1.3 Организация и проведение лечебно-эвакуационных мероприятий пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Особенности оказания медицинской помощи беременным и детям в условиях ЧС.  
Б1.Б3.1.4 Организация санитарно-противоэпидемического обеспечения в чрезвычайных ситуациях.  
Б1.Б3.1.5 Подготовка медицинской организации к функционированию в условиях чрезвычайной ситуации  
Б1.Б3.2 Неотложные состояния
Б1.Б3.2.1 Оказание неотложной помощи пострадавшим вследствие радиационных катастроф. Острая лучевая болезнь от внешнего облучения. Комбинированные и сочетанные лучевые поражения.
Б1.Б3.2.2 Оказание неотложной помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях пожаро-взрывоопасного характера и катастрофах на транспорте.
Б1.Б3.2.3 Оказание неотложной помощи пострадавшим в ЧС с выбросом АХОВ.
Б1.Б3.2.4 Оказание неотложной помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуаций природного характера. Синдром длительного раздавливания
Б1.Б3.2.5 Оказание неотложной помощи при острых психических реакциях и состояниях в системе медицинского обеспечения в условиях ЧС
  Всего
       

Самостоятельная работа

Наши рекомендации