Место учебной дисциплины в структуре ооп
Дисциплина «Медицина чрезвычайных ситуаций» реализуется в рамках базовой части Блока 1 ординатуры в первый и второй год программы ординатуры
Планируемые результаты обучения
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих универсальных (УК) и профессиональных компетенций (ПК)
1. готовностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1)
2. готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях (ПК-3)
3. готовность к оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участию в медицинской эвакуации (ПК-7);
4. готовность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации (ПК-12).
В результате изучения дисциплины ординатор должен освоить следующие знания, умения, навыки (владения):
ПК, УК | Знания | Умения | Владения |
УК-1 | Знать: сущность методов системного анализа и системного синтеза; понятие «абстракция», ее типы и значение. Уметь: выделять и систематизировать существенные свойства и связи предметов, отделять их от частных, не существенных; анализировать учебные и профессиональные тексты; анализировать и систематизировать любую поступающую информацию; выявлять основные закономерности изучаемых объектов, прогнозировать новые неизвестные закономерности. Владеть навыками сбора, обработки информации по учебным и профессиональным проблемам; навыками выбора методов и средств решения учебных и профессиональных задач | Знать: сущность методов системного анализа и системного синтеза; понятие «абстракция», ее типы и значение. Уметь: выделять и систематизировать существенные свойства и связи предметов, отделять их от частных, не существенных; анализировать учебные и профессиональные тексты; анализировать и систематизировать любую поступающую информацию; выявлять основные закономерности изучаемых объектов, прогнозировать новые неизвестные закономерности. Владеть навыками сбора, обработки информации по учебным и профессиональным проблемам; навыками выбора методов и средств решения учебных и профессиональных задач | Знать: сущность методов системного анализа и системного синтеза; понятие «абстракция», ее типы и значение. Уметь: выделять и систематизировать существенные свойства и связи предметов, отделять их от частных, не существенных; анализировать учебные и профессиональные тексты; анализировать и систематизировать любую поступающую информацию; выявлять основные закономерности изучаемых объектов, прогнозировать новые неизвестные закономерности. Владеть навыками сбора, обработки информации по учебным и профессиональным проблемам; навыками выбора методов и средств решения учебных и профессиональных задач |
УК-2 | Знать: основные характеристики коллектива, его особенности, стадии развития; принципы управления коллективом, функции управления, методы управления коллективом, этические нормы и принципы делового общения. Уметь: прогнозировать и планировать процесс управления коллективом в соответствии с его особенностями и профессиональными задачами; толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Владеть: приемами делового общения; основами этикета и этической защиты в деятельности современного делового человека; методикой подготовки и проведения публичного выступления, | Знать: основные характеристики коллектива, его особенности, стадии развития; принципы управления коллективом, функции управления, методы управления коллективом, этические нормы и принципы делового общения. Уметь: прогнозировать и планировать процесс управления коллективом в соответствии с его особенностями и профессиональными задачами; толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Владеть: приемами делового общения; основами этикета и этической защиты в деятельности современного делового человека; методикой подготовки и проведения публичного выступления, | Знать: основные характеристики коллектива, его особенности, стадии развития; принципы управления коллективом, функции управления, методы управления коллективом, этические нормы и принципы делового общения. Уметь: прогнозировать и планировать процесс управления коллективом в соответствии с его особенностями и профессиональными задачами; толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Владеть: приемами делового общения; основами этикета и этической защиты в деятельности современного делового человека; методикой подготовки и проведения публичного выступления, |
ПК-3 | Знать поражающие факторы ЧС мирного и военного времени; методы оценки медико-тактической обстановки в очагах ЧС и очагах массового поражения; медицинские средства индивидуальной защиты (МСИЗ) в ЧС; основы организации и проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий в очагах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. | Уметь квалифицированно использовать (МСИЗ); проводить санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия в очагах поражения в ЧС; выявлять симптомы поражения ионизирующим излучением, аварийно химически опасными веществами (АХОВ) и боевыми отравляющими веществами (БОВ), особо опасных инфекционных заболеваний, медицинской эвакуации в объеме первичной медико-санитарной и неотложной помощи | Владеть навыками пользования индивидуальной аптечкой, индивидуальными средствами защиты, способностями оценить эффективность выполнения мероприятий по защите населения от воздействия поражающих факторов ЧС; алгоритмом взаимодействия при проведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в ЧС мирного и военного времени в составе формирований и учреждений службы медицины катастроф с другими службами РСЧС |
ПК-7 | Знать основы лечебно-эвакуационного обеспечения населения при ЧС (назначение и виды медицинской сортировки; виды, объем и порядок оказания медицинской помощи; медицинская эвакуация пострадавших в чрезвычайных ситуациях); организацию медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС; особенности организации оказания медицинской помощи при ЧС; патологию, основные клинические проявления поражений АХОВ и ионизирующими излучениями, особо опасными и высоко контагиозными инфекционными заболеваниями; особенности клинических проявлений оказания медицинской помощи при травмах и неотложных состояниях в условиях ЧС; типичные диагностические и лечебные мероприятия первой врачебной помощи. | Уметь оказывать медицинскую помощь пострадавшим при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях угрожающих их жизни и здоровью; выполнять лечебно-эвакуационные мероприятия по оказанию медицинской помощи при ЧС, определять вид и объем оказываемой медицинской помощи пострадавшим при ликвидации ЧС в зависимости от медицинской обстановки; пользоваться медицинским и другими видами имущества, находящимися на обеспечении формирований и учреждений службы медицины катастроф; выполнять функциональные обязанности в составе формирований и учреждений службы медицины катастроф. | Владеть методикой оценки состояний, угрожающих жизни; алгоритмом проведения медицинской сортировки, способами оказания медицинской помощи и медицинской эвакуации пострадавших в условиях ЧС мирного и военного времени; алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующими лечебно-эвакуационными мероприятиями; способами применения антидотов и радиопротекторов в объеме оказания врачебной помощи; алгоритмом выполнения основных врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях в условиях ЧС. |
ПК-12 | Знать нормативно-правовые основы создания и функционирования Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК), организацию, порядок и структуру взаимодействия формирований и учреждений службы медицины катастроф с другими службами РСЧС при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС в мирное и военное время; принципы организации и медико-санитарное обеспечение эвакуации населения; организация медицинской помощи при эвакуации населения; санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятий при эвакуации населения; организация медицинской помощи при эвакуации населения; современные методы, средства и способы проведения лечебно-эвакуационных мероприятий в ЧС; | Уметь ориентироваться в правовой базе Российской Федерации, регламентирующей вопросы медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС; принимать управленческие решения по организации этапности оказания медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях; осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, подготовить и организовать функционирование медицинской организации в условиях ЧС. | Владеть навыками использования нормативных документов в сфере профессиональной деятельности; способностями аргументированно принимать обоснованные решения с точки зрения безопасности и самостоятельно организовать их выполнение; методами оценки медико-тактической обстановки в очагах чрезвычайных ситуаций и очагах массового поражения; способностями оценить эффективность выполнения мероприятий по защите населения от воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций; алгоритмом проведения медицинской сортировки; методами ведения отчетной документации службы медицины катастроф; способностями оценивать эффективность взаимодействия при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации в составе формирований и учреждений службы медицины катастроф с другими службами РСЧС |
Структура и содержание учебной дисциплины
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа).
Вид учебной работы | Объем часов |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего), в том числе | |
Лекции | |
Практические занятия (семинары) | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего), в том числе | |
самостоятельная внеаудиторная работа | |
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | зачет |
4. Содержание рабочей программы смежной дисциплины «Медицина чрезвычайных ситуаций»
Индекс | Наименование дисциплин (модулей), тем, элементов и т.д. | Компетенции |
Б1.Б3. | Медцина чрезвычайых ситуаций | УК-1,УК-2.ПК-3, ПК-10 |
Б1.Б3.1 | Медицина катастроф | УК-1,УК-2.ПК-3, ПК-10 |
Б1.Б3.1.1 | Нормативно-правовые основы деятельности и организационная структура Всероссийской службы медицины катастроф. | ПК-10 |
Б1.Б3.1.2 | Медико-тактическая характеристика чрезвычайных ситуаций. Методы оценки, структура санитарных потерь при ЧС. Средства защиты от поражающих факторов ЧС | ПК-3, ПК-10 |
Б1.Б3.1.3 | Организация и проведение лечебно-эвакуационных мероприятий при чрезвычайных ситуациях. Особенности оказания медицинской помощи беременным и детям в условиях ЧС. | ПК-3, ПК-10 |
Б1.Б3.1.4 | Организация санитарно-противоэпидемического обеспечения в чрезвычайных ситуациях. | ПК-3, ПК-10 |
Б1.Б3.1.5 | Подготовка медицинской организации к функционированию в условиях чрезвычайной ситуации | ПК-3, ПК-10 |
Б1.Б3.1.6 | Специальные формирования здравоохранения | ПК-3 |
Б1.Б3.1.7 | Организация обеспечения медицинским имуществом в условиях ЧС. | ПК-3, ПК-10 |
Б1.Б3.2 | Неотложные состояния | ПК-3, ПК-7, ПК-12 |
Б1.Б3.2.1 | Оказание первой врачебной помощи пострадавшим вследствие радиационных катастроф. Острая лучевая болезнь от внешнего облучения. Комбинированные и сочетанные лучевые поражения. | ПК-3, ПК-10 |
Б1.Б3.2.2 | Оказание неотложной помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях пожаро-взрывоопасного характера и катастрофах на транспорте. | ПК-3, ПК-10 |
Б1.Б3.2.3 | Оказание неотложной помощи пострадавшим в ЧС с выбросом АХОВ. | ПК-3, ПК-10 |
Б1.Б3.2.4 | Оказание неотложной помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуаций природного характера. Синдром длительного сдавливания | ПК-3, ПК-10 |
Б1.Б3.2.5 | Оказание неотложной помощи при острых психических реакциях и состояниях в системе медицинского обеспечения в условиях ЧС | ПК-3, ПК-10 |
Лекции
Индекс | Наименование дисциплин (модулей), тем, элементов и т.д. | час |
Б1.Б3.1.1 | Нормативно-правовые основы деятельности и организационная структура Всероссийской службы медицины катастроф. | |
Б1.Б3.2.3 | Оказание неотложной помощи пострадавшим в ЧС с выбросом АХОВ. | |
Всего |
Практические занятия
Индекс | Наименование дисциплин (модулей), тем, элементов и т.д. | час | |
Б1.Б3.1 | Медицина катастроф | ||
Б1.Б3.1.2 | Поражающие факторы чрезвычайных ситуаций. Медико-тактическая характеристика чрезвычайных ситуаций. Средства защиты от поражающих факторов ЧС | ||
Б1.Б3.1.3 | Организация и проведение лечебно-эвакуационных мероприятий пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Особенности оказания медицинской помощи беременным и детям в условиях ЧС. | ||
Б1.Б3.1.4 | Организация санитарно-противоэпидемического обеспечения в чрезвычайных ситуациях. | ||
Б1.Б3.1.5 | Подготовка медицинской организации к функционированию в условиях чрезвычайной ситуации | ||
Б1.Б3.2 | Неотложные состояния | ||
Б1.Б3.2.1 | Оказание неотложной помощи пострадавшим вследствие радиационных катастроф. Острая лучевая болезнь от внешнего облучения. Комбинированные и сочетанные лучевые поражения. | ||
Б1.Б3.2.2 | Оказание неотложной помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях пожаро-взрывоопасного характера и катастрофах на транспорте. | ||
Б1.Б3.2.3 | Оказание неотложной помощи пострадавшим в ЧС с выбросом АХОВ. | ||
Б1.Б3.2.4 | Оказание неотложной помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуаций природного характера. Синдром длительного раздавливания | ||
Б1.Б3.2.5 | Оказание неотложной помощи при острых психических реакциях и состояниях в системе медицинского обеспечения в условиях ЧС | ||
Всего | |||
Самостоятельная работа