Процессуальная структура общенаучной методологии исследования

  1. Изучение опыта предшественников.
  2. Выявление проблемных точек.
  3. Рассуждение.
  4. Обоснованный выбор ведущих принципов поиска решения.
  5. Применение методов.
  6. Проникновение в сущность явления.

УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Первое- Осознание важности темы, необходимости «разобраться» с ней, стремление ответить на возникшие вопросы

Второе -Общая подготовленность - уровень владения методами исследования

Третье -Умение выработать программу исследования и реализовать её, умение определить предмет, работать с «литературой вопроса», выдвигать гипотезы, ставить и реализовывать цели и.т.д. вплоть до оформления исследовательского отчёта.

ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ СТРУКТУРА НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ориентировка - выделение предметной области осуществления исследования

Проблематизация - выявление и осознание проблемы – конкретного вопроса, не имеющего на настоящий момент ответ; постановка цели исследования

Определение методов- подбор и обоснование методов, методик исследования

Ограничение пространстваи выбор принципа отбора материалов исследования

Планирование- формулировка последовательных задач исследования; распределение последовательности действий для проведения исследования

Сбор материала или проведение эксперимента- сбор эмпирического материала; постановка и проведение эксперимента; первичная систематизация полученных данных

Анализ- обобщение, сравнение, анализ, интерпретация данных

Рефлексия- соотнесение собственных выводов с полученными выводами, с процессом проведения исследования, с существующими ранеё знаниями и данными

Методологические принципы научного исследования (П.И.Образцов)

Общие принципы

  1. Принцип единства теории и практики (при организации психологических исследований очень важно исходить не только из достижений психологической теории, но и из развития психологической практики).
  2. Конкретно-исторический подход к исследуемой проблеме (в ходе исследования следует искать свое аргументированное объяснение новым фактам, явлениям).
  3. Принцип объективности (следует найти пути и средства проникновения в суть феномена, не внеся при этом ничего внешнего, субъективного).
  4. Принцип всесторонности изучения психологических процессов и явлений (любой психологический феномен связан с другими явлениями и его изолированное, одностороннее рассмотрение неизбежно приводит к искаженному, ошибочному выводу).
  5. Комплексный подход к исследованию психологических феноменов (установление всех взаимосвязей исследуемого явления, учет всех внешних воздействий, оказывающих на него влияние, устранение всех случайных факторов, искажающих картину изучаемой проблемы).
  6. Принцип единства исторического и логического (история развития личности служит ключом к пониманию конкретной личности, принятию практических решений по организации взаимодействия с ними).
  7. Принцип системности (рассмотрение объекта изучения как системы: выявление определенного множества ее элементов, установление классификации и упорядочение связей между этими элементами)

Частные принципы

1. Принцип детерминизма (обязывает учитывать влияние различных факторов и причин на развитие психологических явлений).

2. Принцип единства внешних воздействий и внутренних условий (познание внутреннего содержания личности происходит в результате оценки внешнего поведения, дел и поступков).

3. Принцип активной деятельности личности (акцентирует внимание исследователя на том, что не только окружающая среда формирует личность, но и личность активно познает и преобразует окружающий мир).

4. Принцип развития (требует рассмотрения психических явлений в постоянном изменении, движении, в постоянном разрешении противоречий под влиянием системы внутренних и внешних детерминант).

5. Принцип личностно-социально-деятельностного подхода (ориентирует исследователя на целостное изучение личности в единстве социальных факторов ее развития).

Наши рекомендации