Тема 7. Психология общения

Вариант 19.

1. Охарактеризуйте вербальные средства общения.

2. Рассмотрите виды барьеров коммуникации.

3. Приведите конкретные примеры таких коммуникативных барьеров как: информационно-дефицитный, стилистический, социально-культурных различий,

Методические рекомендации.

В первом вопросе необходимо дать определение понятиям «коммуникация» и «средства общения». Рассмотрите, в чем заключается сложность процесса обмена информацией. Укажите, в чем сущность понятия «культура речевого общения». Охарактеризуйте такой вид общения как диалог. Назовите и охарактеризуйте виды вопросов.

Во втором вопросе следует проанализировать существующие коммуникативные барьеры. Назовите и охарактеризуйте известные вам барьеры коммуникации. Проанализируйте социально-психологическую составляющую феномена «рефлексивное слушание».

В третьем вопросе необходимо не только проиллюстрировать перечисленные барьеры в деловой коммуникации, но и дать определение понятия деловой коммуникации и затруднений в ней, обусловленных социально-психологическими причинами.

Литература

Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001.

Зарецкая Е.Н. Деловое общение. Учеб.пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Крысько В.Г. Социальная психология: курс лекций. – 2-е изд. – М.: Омега, 2005.

Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.

Вариант 20.

1. Охарактеризуйте невербальные средства общения.

2. Назовите функции невербальных средств общения.

3. Приведите примеры и проанализируйте существующие стереотипы в понимании невербального поведения партнера по общению.

Методические рекомендации

В первом вопросе следует охарактеризовать существующие классификации невербальных средств общения. Важно указать, что невербальное поведение непосредственно связано с психическими состояниями человека и служит средством их выражения. Укажите, какие из невербальных средств общения являются наиболее значимыми. Рассмотрите вопрос о многофункциональности невербального поведения человека.

Во втором вопросе необходимо дать определение функциям невербальных средств общения. Охарактеризуйте такие невербальные средства общения как: кинесика, просодика, такесика и проксемика. Возможна ли имитация значимых эмоциональных состояний с помощью невербальных средств общения.

В третьем вопросе следует назвать и проанализировать существующие стереотипы в понимании невербальных средств общения. Приведите конкретные примеры искажений, односторонних, но устойчивых представлений о других людях, свойственных представителям определенной социальной группы.

Литература

Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций. – СПб.: Союз, 2002.Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001.

Зарецкая Е.Н. Деловое общение. Учеб.пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Крысько В.Г. Социальная психология: курс лекций. – 2-е изд. – М.: Омега, 2005.

Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.

Тема 8. Педагогика как наука. Основные этапы развития педагогики.

Вариант 21.

1. Охарактеризуйте предмет и объект педагогики как науки.

2. Перечислите основные категории педагогики.

3. Соотнесите понятия и их характеристики:

а) социализация;

б) образование;

1) процесс освоения в специально созданных учреждениях или в результате самосовершенствования системы знаний, умений и навыков, творческого опыта, эмоционально-ценностных ориентаций на основе совокупности образовательных программ, а также итог, результат этого процесса;

2) усвоение человеком духовных ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, группе.

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос следует охарактеризовать объект педагогики как одну из разновидностей социальных взаимоотношений между людьми, обеспечивающую развитие, совершенствование человека. Соотнесите с объектом и охарактеризуйте предмет педагогики. Назовите основные проблемы, изучаемые современной педагогикой.

Во втором вопросе важно не только перечислить, но и охарактеризовать названные категории. Рассмотрите такие категории педагогики как: социализация, образование, обучение, воспитание. Укажите, какое из названных понятий является самым широким.

При ответе на третий вопрос сопоставьте и охарактеризуйте приведенные педагогические понятия. Приведите конкретные примеры названных социальных феноменов.

Литература

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2000.

Кроль В.М.Психология и педагогика.- М.: Высшая школа, 2001.

Крысько В.Психология и педагогика.- М.: ЮНИТИ, 2004.

Островский Э.В., Чернышева Л.И.Психология и педагогика: Учебное пособие/ Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.

Столяренко С.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах.- Ростов н/Д.: Феникс, 1999.

Вариант 22.

1.Охарактеризуйте историю педагогики как отрасли педагогического знания.

2.Покажите взаимосвязь цивилизации и исторического типа образовательной системы.

3. Соотнесите ведущие системы воспитания характерные для Древней Греции:

а) спартанская система;

б) афинская система;

1) идеал всестороннего развития личности;

2) идеал личности с жестко заданными характеристиками мышления и поведения.

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос следует указать, что историко-педагогический процесс с точки зрения его структуры представляет собой совокупность двух составных частей: педагогической практики и педагогической теории. Укажите, какие этапы выделяются в истории педагогики и охарактеризуйте их. Назовите известные вам классификации историко-педагогического знания.

При ответе на второй вопрос важно отметить, что под термином «цивилизация» понимается тот или иной историко-культурный тип общества, существующий в рамках определенного времени и пространства. Укажите, кем впервые был обоснован цивилизационный подход к пониманию истории человечества. Перечислите и проанализируйте различия между двумя противоположными идеалами воспитания, реализованными в древних Афинах и древней Спарте.

При ответе на третий вопрос сопоставьте и охарактеризуйте названные теории воспитания. Укажите, могут ли эти два подхода не только противостоять, но и сочетаться друг с другом в современных условиях.

Литература

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2000.

Кроль В.М.Психология и педагогика.- М.: Высшая школа, 2001.

Крысько В.Психология и педагогика.- М.: ЮНИТИ, 2004.

Островский Э.В., Чернышева Л.И.Психология и педагогика: Учебное пособие/Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.

Столяренко С.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах.- Ростов н/Д.: Феникс, 1999.

Вариант 23.

1. Охарактеризуйте педагогику цивилизации Востока.

2.Назовите основные принципы педагогики в эпоху Античности.

3. Укажите, кто является автором педагогического «принципа природосообразности»:

а) И.Г.Песталоцци;

б) Ж.Ж.Руссо;

в) Я.А.Коменский.

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос важно указать, что решающее влияние на развитие системы образования стран Ближнего и Дальнего Востока оказал общий характер восточного общества. Перечислите исторически сложившиеся особенности Востока. Охарактеризуйте особенности присущие образовательной концепции цивилизации Востока.

При ответе на второй вопрос следует отметить, что в наиболее полном виде западный тип цивилизации впервые сложился в Древней Греции, а первая теоретическая модель западной педагогики была разработана в Афинах. Охарактеризуйте существовавшую в это время систему воспитания. Рассмотрите содержание педагогической концепции Сократа и ее принципы.

Ответ на третий вопрос должен содержать подробную характеристику учения названного вами мыслителя. Укажите, в чем сущность концепции, обозначаемой термином «природосообразность» и каковы принципы этой системы обучения.

Литература

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2000.

Кроль В.М.Психология и педагогика.- М.: Высшая школа, 2001.

Крысько В.Психология и педагогика.- М.: ЮНИТИ, 2004.

Островский Э.В., Чернышева Л.И.Психология и педагогика: Учебное пособие/ Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.

Столяренко С.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах.- Ростов н/Д.: Феникс, 1999.

Вариант 24.

1. Охарактеризуйте образовательную систему западной цивилизации.

2. Рассмотрите особенности российской цивилизации и ее образовательной системы.

3. Укажите, что означает понятие « майевтика»:

а) установка на необходимость активного вмешательства человека в природу; акцентирование роли разума, науки, техники; упор на права и свободы отдельной личности;

б) принцип, согласно которому воспитатель должен руководствоваться формами естественного, природного развития ребенка;

в) предложенный Сократом метод обучения, основанный на извлечении скрытых в человеке правильных знаний с помощью искусных наводящих вопросов, путем диалога.

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос следует перечислить и проанализировать главные особенности западной цивилизации, определившие принципы системы образования. Охарактеризуйте роль Я.Коменского в становлении педагогики как науки. Назовите основные идеи его педагогического учения. Укажите ведущие принципы системы обучения, предложенные Я.Коменским.

Во второй вопросе следует указать на самобытность и своеобразие Российской культуры и системы образования. Охарактеризуйте такие особенности российской цивилизации как интегративность; полиэтнический, многоконфессиональный характер российского народа; высокий динамизм российской цивилизации; признание духовности в качестве высшей ценности. Назовите основные гуманистические идеи педагогики К.Д.Ушинского.

Ответ на третий вопрос предполагает характеристику особенностей философско-педагогической концепции в рамках которой и существует майевтика.

Литература

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2000.

Кроль В.М.Психология и педагогика.- М.: Высшая школа, 2001.

Крысько В.Психология и педагогика.- М.: ЮНИТИ, 2004.

Островский Э.В., Чернышева Л.И.Психология и педагогика: Учебное пособие/ Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.

Столяренко С.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах.- Ростов н/Д.: Феникс, 1999.

Наши рекомендации