Игрой в процессе полового воспитания

Согласно общеизвестной позиции отечественных психологов (С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская) относительно того, что воспитательный потенциал и возможности деятельности в большей мере проявляются лишь тогда, когда она доведена до уровня самостоятельности, в организации дидактических игр следует учитывать генезис их становления: от первичного восприятия – к актуализации потребности в этом виде деятельности – к содержательному обогащению отображаемого информационного поля – к обучению способам деятельности – к ее самостоятельному выполнению – к творчеству. Поэтому целесообразно осуществлять руководство игровой деятельностью поэтапно, в соответствии с основаниями ее организации, представленными в исследованиях А.А. Люблинской, Н.М. Михайленко, Э.Г. Чуриловой, Л.И. Барсуковой и др.

Начальный этапруководства дидактической игройнаправлен на актуализацию желания детей научиться играть в конкретные настольно-печатные игры с правилами. Цель его состоит в активизации не столько познавательного, столько игрового интереса каждого ребенка. Игры с правилами используются в воспитании детей с младшего дошкольного возраста. Однако внимание детей 4-го года жизни привлекает сам процесс, последовательность повторных действий и т.д. В среднем возрасте для ребенка также еще не особо значим результат, поскольку в игре с правилами он чаще полагается на удачу. В качестве основного мотива здесь выступает сама причастность ребенка к общей игре и действия предметного характера.

В старшем дошкольном возрасте субъективно значимым становится результат: выигрыш поднимает ребенка в собственных глазах, зачастую повышает его статус в группе; отношение к выигрышу (или к проигрышу) актуализирует специфические маскулинные и фемининные проявления.

Соблюдение или возможное нарушение норм и правил игры становятся основой вариативности, творчества.

На этом этапе с целью демонстрации детям новых возможностей настольно-печатных игр используются целенаправленные наблюдения за играми взрослых или старших детей. По данным исследований Д.Б. Эльконина, Ж. Пиаже, К. Гарвей, такие наблюдения позволяют раскрыть перед детьми общую схему деятельности, донести до их сознания смысл нормативных регуляторов, акцентировать внимание на достижении результата. Демонстрация игр родителями стимулирует желание детей в организации «правильных» игр, является мощным эмоциональным стимулом предстоящей игровой деятельности, способствует формированию адекватных реакций на успех и неудачу. Во время этих наблюдений внимание детей особо обращается на взаимоотношения людей разного пола, специфику их игрового и реального взаимодействия, проявления фемининных и маскулинных качеств.

Так, к примеру, наблюдая за играми взрослых, дети замечали, что «они играют дружно и совсем не ссорятся» (Юра П.), «мама всегда улыбается, а Олин папа ей стульчик подвинул» (Юля П.). В беседах после наблюдений воспитатели акцентировали внимание детей на обязательности выполнения правил, на том, как важно, чтобы у всех было хорошее настроение. Дети часто самостоятельно оценивали взаимоотношения между взрослыми и старшими детьми по гендерным основаниям: «А Настин брат даже не плакал, когда у него не получалось, потому что стыдно мальчикам плакать» (Ира Ю.); «У Нины мама очень добрая и … нежная. Она всем сказала, что все умные и победила дружба» (Ренат Б.).

Для получения наибольшего воспитательного эффекта таких наблюдений обязательным условием является проведение предварительной работы с родителями в разных формах (беседы, устные журналы) с целью информирования их о специфике и развивающих возможностях игры, об особенностях полоролевой социализации в старшем дошкольном возрасте, актуализации их воспитательных функции, обучения их разным видам игр, взаимодействию в совместной игровой деятельности. Результатом первого этапа является возросший интерес детей к настольно-печатным играм, к разным элементам гендерной культуры, отраженным в содержании игровой деятельности.

Реализацияподготовительного этапапредполагает проведение работы по обогащению знаний детей по различным (доступным особенностям возрастного развития) элементам гендерной культуры в соответствии с «Программой социального развития» Л.В. Коломийченко. В работе необходимо использовать различные формы и методы, разные виды деятельности детей в соответствии с перспективным планом.

Например:

Перспективный план подготовительного этапа работы

Блок: «Я – человек: я – мальчик, я – девочка»

Тема: «Этикет и его история»

Формы и методы предварительной работы:

- заседание клуба знатоков «История этикета»;

- просмотр видеофильмов о проявлении правил этикета в различных жизненных ситуациях;

- беседы-диалоги: «Учись делать приятное», «Правила этикета», «Учись проявлять воспитанность, деликатность»;

- чтение произведений художественной литературы: «Уроки этикета», Г. Остер «Вредные советы».

Настольно-печатные игры:

- «Так и не так», «Накрываем на стол».

Блок: «Мужчины и женщины»

Тема: «Спорт мужской и женский»

Формы и методы предварительной работы:

- занятие «Путешествие по Олимпийской деревне»;

- экскурсия в спортивно-оздоровительный комплекс на спортивные соревнования;

- рассматривание иллюстраций, репродукций картин о спорте;

- составление рассказов «Спортивный отдых мужчин и женщин»;

- беседа по картине «На спортивной площадке».

Настольно-печатные игры:

- «Спортивные игры», «Спорт мужской и женский», «Спортивная одежда мужчины и женщины».

Блок: «Моя семья»

Тема: «Взаимоотношения в семье»

Формы и методы предварительной работы:

- рассматривание тематических альбомов «Материнство», «Отцовство», «Детство»;

- рассматривание картин: А. Дейнека «Мать», И. Кинчев «Я и моя мама»;

- составление рассказов по картине «Наша семья»;

- беседы-диалоги «Радуй маму», «Почитай родителей», «Береги маму»;

- чтение произведений художественной литературы: В. Драгунский «Сестра моя Ксения», А. Плещеев «Песня матери», М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный», А. Плещеев «Внучка»;

- разучивание пословиц и поговорок о семье.

Настольно-печатные игры:

- «Новоселье», «Один дома», «Одна дома», «Подарки всей семье».

Результатом подготовительного этапа является освоение детьми необходимого содержания и актуализация потребности детей в отражении полученных впечатлений в настольно-печатных играх.

Так, к примеру, в процессе подготовки к дидактическим играм, связанной с обогащением содержательных аспектов данного вида деятельности, в нашем эксперименте конкретизировались, уточнялись знания детей по разным элементам гендерной культуры. В результате дети стали хорошо ориентироваться в доминирующих по признакам пола видах деятельности: «Мальчики и мужчины ту работу делают, которая трудная и тяжелая, когда нужно что-нибудь поднимать, защищать еще кого-нибудь. Вот когда кузнец работает, у него молот тяжелый. Его ведь женщина не поднимет. А еще женщина может испугаться врага, а мужчина его не боится, потому что мужчина храбрый. И он может милиционером работать, а еще пограничником» (Ваня Д.); «У мужчин и женщин работа разная. Женщинам нужно в магазин ходить, наряжаться. Она любит парикмахером работать, там красиво. А еще она работает тогда, когда нужно быть ласковой и доброй. Как наша Ольга Ивановна, она детей любит (Паша Г.). Достаточно успешно дети освоили материал по внешним различиям мужчин и женщин, их интересам, видам отдыха, особенностям взаимоотношений людей разного пола в семье.

Обучающий этапорганизации игровой деятельности проводится по следующим направлениям: представление новой игры; изучение и разучивание правил игры, формирование игрового взаимодействия; определение правил хранения игры, ее использования в режимном процессе.

Представление новой игры осуществляется на завершающем этапе усвоения темы. Организация сюрпризных моментов (игра пришла по почте, выиграна воспитателем в качестве приза, передана детьми другого детского сада и т.д.) обеспечивает позитивные детские эмоции, желание играть и бережно обращаться с игрой. Внесение игры сопровождается беседой с детьми, направленной на активизацию игрового интереса детей, уточнение знаний детей о правилах игры.

Итогом беседы является осознание детьми необходимости изучения правил. Учитывая то, что правила в отдельных видах игр (лото, домино, эстафета) повторяются, впоследствии допускается усложнение ситуации (после распечатывания коробки описания правил в ней не находят). Дети вынуждены вспоминать их и по аналогии предложить собственные правила.

В исследования Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой предложена общая схема выполнения правил участниками игры:

- занять равные исходные позиции;

- справедливо (с преимущественной активностью, половой ролью, порядком вступления в игру) распределить функции;

- выполнить конкретные действия;

- поздравить победителей.

Особое внимание на этом этапе игры уделяется формированию осознанного отношения детей к ее результату и в частности – к становлению субъектной значимости выигрыша. Беседа с детьми о правилах игры предусматривает обязательное обсуждение вопросов, направленных на уточнение представлений о том, что нужно для выигрыша; об эмоциональных переживаниях человека, который выигрывает (проигрывает); о специфике проявления своих чувств мальчиками и девочками в таких ситуациях; о достойном поведении; о способах поддержания мальчика или девочки в случае проигрыша.

Поскольку игре с правилами свойственна цикличность (многоконность), на обучающем этапе необходимо уточнять правила нормативного и игрового порядка:

- каждый цикл (кон) заканчивается выигрышем (ребенка, команды) или их проигрышем;

- возобновление игры обеспечивает возможность проигравшим достичь успеха;

- переход от одного цикла к другому предполагает перераспределение играющих по отношению к предыдущему циклу.

На обучающем этапе используются тренинговые упражнения: «Мой выигрыш», «Я проиграл», «Возьмите меня в игру», «Я не успеваю». В процессе проигрывания эмоциональных состояний по ходу выполнения упражнений дети получают возможность идентифицироваться с разными переживаниями, овладевать способами передачи своих эмоций (разочарования, обиды, ликования, торжество и т.д.).

Результатом обучающего этапа является овладение детьми правилами игры, ее хранения и использования, типичными формами игрового взаимодействия, сформированность умений к договору, предварительному согласованию предстоящих действий.

На этапе самостоятельной игровой деятельности детей работа педагогов направлена на актуализацию совместного взаимодействия, нравственных мотивов поведения, на активное использование знаний по основным элементам гендерной культуры, становление толерантного отношения к детям разного пола. Решение обозначенных задач предполагает проведение предварительной и заключительной беседы, комментариев по ходу игры, анализа и оценок действий, напоминания правил, обращения к личному опыту, актуализации и обсуждения проблемных ситуаций. Внимание детей на этом этапе обращается на характер игрового взаимодействия (соблюдение правил, качество выполнения игровых действий, причины успеха или неудачи) и на рефлексию собственной деятельности (каким был в игре, как проявил себя по отношению к детям своего и противоположного пола и т.д.).

На этапе творческой деятельности особое внимание уделяется разработке новых правил и совместному созданию (с воспитателем, родителями) новых игр. Для обеспечения творческой активности детей педагог осуществляет обогащение знаний и представлений детей по уже знакомым им темам.

Разработка новых игр начинается с предварительного общения с родителями: демонстрации им достижений детей в совместном игровом взаимодействии, раскрытия специфических особенностей разных видов настольно-печатных игр и их влияния на личностное развитие детей. Для разработки новых игр детям предлагаются самые простые варианты: парные картинки и домино.

Мы рассмотрели специфику и структуру дидактической игры, организацию поэтапного руководства игровой деятельностью в процессе полового воспитания. Для определения эффективности проводимой работы необходимо осуществлять диагностику уровня гендерной воспитанности на начальном и завершающем этапах руководства игровой деятельностью детей.

Вопросы и задания:

1. Раскройте содержание педагогической работы на начальном этапе руководства игровой деятельностью детей. В чем заключается основная цель этого этапа? Продумайте, какие методы и формы работы, кроме обозначенных методов и форм работы, можно использовать для достижения данной цели.

2. Раскройте содержание педагогической работы на подготовительном этапе руководства игровой деятельностью детей. Сформулируйте цель реализации данного этапа. Обоснуйте необходимость использования разнообразных форм и методов работы с детьми на этом этапе.

3. Раскройте содержание педагогической работы на этапе обучения игре. В чем заключается основная цель этого этапа? Продумайте вопросы предварительной и заключительной бесед с детьми на данном этапе.

4. Раскройте содержание педагогической работы на этапе самостоятельной игровой деятельности. Сформулируйте цель, реализуемую на данном этапе. Что изменится в содержании предварительной и заключительной бесед относительно предыдущего этапа?

5. Раскройте содержание педагогической работы на этапе творческой деятельности. Продумайте формы и методы работы, которые могут быть использованы на данном этапе.

6. Объясните общую логику построения руководства игровой деятельностью детей в процессе полового воспитания.

Зачетные задания

1. Разработайте дидактическую игру, направленную на решение задач полового воспитания.

2. Подготовьте описание игры.

3. Составьте план руководства конкретной дидактической игрой в процессе полового воспитания по следующей схеме:

Начальный этап
Задачи Формы организации Методы Средства Сроки реализации
Подготовительный этап
Задачи Формы организации Методы Средства Сроки реализации
Этап обучения игре
Задачи Формы организации Методы Средства Сроки реализации
Этап самостоятельной игры
Задачи Формы организации Методы Средства Сроки реализации
Этап творческой игры
Задачи Формы организации Методы Средства Сроки реализации

Критерии оценки зачетных заданий:

1. Дидактическая игра:

- эстетичность оформления и возможность использования игры в работе с детьми;

- ориентированность игры на решение задач полового воспитания.

2. Описание игры:

- корректность формулировок;

- наличие всех структурных элементов.

3. План руководства игрой:

- логичность;

- реалистичность;

- целесообразность (решение задач полового воспитания на каждом этапе);

- конкретность (ориентированность каждого этапа на содержание конкретной игры).

Заключение

Анализ исследований по отдельным проблемам дидактической игры позволил нам конкретизировать ее сущность, раскрыть обширный воспитательный потенциал в разных сферах личностного развития, показать роль специфических структурных элементов в решении задач разных разделов воспитания, в том числе – полового, определить основные направления руководства ею в педагогическом процессе.

Итак, мы видим, что дидактическая игра в силу своих существенных характеристик, особенностей структурных элементов имеет неоспоримую воспитательную ценность и может быть эффективно использована в педагогическом процессе.

Список литературы

1. Аванесова, В.Н. Дидактические игры / В.Н. Аванесова // Сенсорное воспитание в детском саду. – М.: Наука, 1969. – С. 176-212.

2. Запорожец, А.В. Игра и развитие ребенка / А.В. Запорожец // Психология и педагогика игры дошкольника. – М., 1966. – С. 5-10.

3. Запорожец, А.В. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1986.

4. Ивич, И. Международный проект по традиционным детским играм / И. Ивич // Перспективы: вопросы образования. – 1987. – № 4. – С. 139-150.

5. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: АПН РСФСР, 1959. – С. 386.

6. Михайленко, Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте: руководство практического психолога / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – 2-е изд. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – С. 176.

7. Мчелидзе, Н.Б. Место игры в педагогическом процессе детского сада // Психология и педагогика игры дошкольника / под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.: Просвещение, 1966. – С. 151-164.

8. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. – М., 1969.

9. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. – М.; Л., 1932.

10. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. – М., 1982.

11. Удальцова, Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова. – Минск, 1976.

12. Хачапуридзе, Б.И. О построении дидактических материалов и игр / Б.И. Хачапуридзе, К.Г. Мачабели // Психология и педагогика игры дошкольника. – М., 1966. – С. 213-220.

13. Щедровицкий, Г.П. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры / Г.П. Щедровицкий // Психология и педагогика игры дошкольника. – М., 1966. – С. 92-132.

14. Эльконин, Д. Б. Основные вопросы теории детской игры / Д.Б. Эльконин // Психология и педагогика игры дошкольника. – М., 1966. – С. 11-37.

15. Garvey, C. Play / C. Garvey // Cambridge (Mass.): Harv. Unit. Press., 1977.

16. Garvey, C. Some properties of social play / C. Garvey // Play, Its role in development and evolution. – N.Y., 1976. – P. 570-583.

Учебное издание

Григорьева Ю.С.

Феномен и воспитательный потенциал

дидактической игры в половом воспитании

детей дошкольного возраста

Учебно-методическое пособие

Редактор О.В. Вязова

Свидетельство о государственной аккредитации вуза

№ 1806 от 11.03.2009 г.

Изд. лиц. ИД 03857 от 30.01.2001 г.

Подписано в печать . Формат 60х90 1/16

Бумага ксероксная. Печать на ризографе. Набор компьютерный

Усл. печ. л. 2,4. Уч.-изд. л. 1,8

Тираж 100 экз.

Редакционно-издательский отдел

Пермского государственного педагогического университета

614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,

тел. (342) 238-63-12

Отпечатано на ризографе в

Пермском государственном педагогическом университете

614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11

Наши рекомендации