Современные программы полового нравственно-полового воспитания детей дошкольного возраста.

Основные подходы к нравственно-половому воспитанию:

Функциональный подход изучает закономерности общего и психосексуального развития дошкольников, особенности формирования их сексуальной культуры (В.Е.Каган, И.С.Кон, А.Г.Хрипкова, Ю.В.Гаврилов, А.В.Меренков).

В этическом подходе (Л.В.Артемова, Л.А.Арутюнова, Т.В.Малова, Т.И.Бабаева, Р.С.Буре, И.П.Иванова, Н.А.Касухина, Н.В.Плисенко, Е.И.Щербакова и др.) исследователи обращают внимание на нравственно-этические и эстетические аспекты полового воспитания, создание условий для усвоения детьми определенных норм соответствующего поведения, развитие чувства достоинства у мальчиков и девочек.

Психологический подход(Д.Н.Исаев, В.Е.Каган, И.С.Кон, Д.В.Колесов, А.И.Захаров, А.Г.Хрипкова, О.В.Прозументик и др.) ориентирован на половое просвещение, рассмотрение проблемы с позиций психогигиены пола, психологических особенностей девочек и мальчиков.

В рамках дифференцированного воспитания по половому признаку исследовались особенности воспитания мальчиков (Е.К.Барановская, В.Бездетных, О.А..Самылова, Л.В.Градусова), девочек (Е.А.Кудрявцева, Л.М.Шипицына ) и формирования взаимоотношений со сверстниками своего и противоположного пола (В.В.Абраменкова, Л.А.Арутюнова, Т.А.Репина).

Целью полоролевого воспитания в отечественной педагогике традиционно считается формирование маскулинных качеств (В.В.Абраменкова, Д.А.Колесов, Т.А.Репина, Н.К. Ледовских и т.д.) у мальчиков (мужественности, эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, рыцарского отношения к представителям женского пола), фемининных - у девочек (женственность, заботливость, нежность, скромность, терпимость, стремление к мирному разрешению конфликтов).

И.П.Иванова и Н.А. Касухина делают в своей программе акцент на воспитании мужественности и женственности, взаимоуважения, взаимодополняемости, понимания психических и эмоциональных различий, ролей и назначения мужчины и женщины в семье и обществе; содействии преодолению стереотипов о мужском и женском типах поведения.

Т.А.Репина определяет цель полоролевого воспитания как формирование в ребенке с дошкольного возраста основ качеств мужественности или женственности, правильных представлений о психических характеристиках будущего мужчины или будущей женщины.

Исследования, проводимые под руководством Л.В.Коломийченко, в качестве основной цели полового воспитания определяют формирование гендерной толерантности, как сложного личностного образования, проявляющегося в принимающем, заинтересованном, гуманном, терпимом отношении к представителям своего и противоположного пола. В ее «Программе социального развития детей дошкольного возраста» (раздел «Человек среди людей») задачи полового воспитания определены в соответствии с основными сферами личностного развития (когнитивная, эмоционально-чувственная, поведенческая). Особый интерес в организации полового воспитания представляют обозначенные принципы, в соответствии с которыми должен осуществляться отбор содержания при приобщении к различным аспектам гендерной, нравственно-этической и семейно-бытовой культуры:

– принцип доступности, обеспечивающий адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых особенностей личностного развития детей дошкольного возраста;

– принцип научности, предполагающий отражение в предъявляемом материале основных закономерностей развития людей разного пола; возможность усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщенных представлений; стимулирование познавательного интереса детей к сфере социальных отношений; формирование основ научного мировоззрения;

– принцип последовательности и концентричности, обеспечивающий постепенное обогащение содержания различных сфер гендерной, нравственно-этической и семейно-бытовой культуры в соответствии с возрастными возможностями детей, возвращение к ранее пройденным темам на более высоком уровне формирования знаний (от элементарных представлений по отдельным признакам к обобщенным представлениям по системе существенных признаков);

– принцип прогностичности, ориентирующий на осознанное восприятие детьми предлагаемого содержания, на возможное его использование в качестве аргументов в объяснении своих поступков, отношений в сфере межполового взаимодействия, на проявление потребностей и мотивов социально значимого и одобряемого поведения;

– принцип системности, предполагающий формирование у дошкольников обобщенного представления о взаимоотношениях между людьми разного пола как целостной системе, в которой все объекты, процессы, явления, поступки, переживания находятся во взаимосвязи и взаимозависимости; становление основ диалектического понимания социальной действительности;

– принцип культуросообразности, обеспечивающий становление различных сфер самосознания ребенка на основе приобщения к гендерной, нравственно-этической и семейно-бытовой культуре;

– принцип интегративности, предусматривающий возможность использования содержания гендерной культуры в разных разделах воспитания (трудовом, эстетическом, физическом, экономическом и т.д.) и его реализацию в разных видах деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, театрализованной, экспериментальной, конструктивной, изобразительной, трудовой, учеб ной).

В ее исследованиях также определены этапы полоролевого воспитания детей дошкольного возраста.Первый этап- формирование представлений через восприятие и запоминание; второй этап - осознание и переживание воспринятого, выработка положительной или отрицательной его оценки; третий этап - возникновение чувства личностной причастности, личностной значимости и ценности; четвертый этап- формирование потребности действовать в соответствии с личностной значимостью и невозможность поступать иначе.

Специфика и динамика развития ребенка дошкольного возраста как представителя пола в условиях современной гендерной культуры по мнению Л.В.Коломийченко требует пересмотра педагогических позиций применительно к практике полового воспитания детей, а именно:

Задачи воспитания мальчиков и девочек:

1. формирование у дошкольников соответствующих возрасту представлений по проблемам пола и взаимодействия между мальчиками и девочками;

2. формирование переживаний и мотивации ребенка своего существования как представителя пода;

3. стимуляция проявлений детьми начальных качеств мужественности и женственности в разных видах деятельности и повседневной жизни.

Основные направления полового воспитания дошкольников:

- полоролевое воспитание, которое включает осознание себя как представителя определенного пола, усвоение мужской и женской социальных ролей, формирование качеств мужественности и женствен-ности

- сексуальное воспитание: формирование образа тела, представление об отличии полов, о рождении человека в контексте нравственных требований;

- подготовка будущих семьянинов.

В раннем возрасте должна осуществляться половая идентификация, т.е. осознание ребенком своей принадлежности к тому или иному полу и освоение соответствующей программы поведения. В дошкольном возрасте осуществляется половая социализация, элементарное образование по вопросам деторождения, формирование у дошкольников образа тела.

Как показывают исследования, примерно до 3 лет дети как бы "бесполые", им нравятся одни и те же игрушки.

На 4 году жизни - дифференциация в выборе игрушек, тематики игр и рисунков. На 5 году жизни достигаются устойчивые половые представления и поведение.

В половом воспитании очень важным является психологический климат семьи, любовь, дружба и взаимное уважение между всеми ее членами. Каждый из родителей обязан вносить лепту в воспитание детей, являясь для них в первую очередь образцом мужественности или женственности. От отца в современной семье следует ожидать не только материального вклада, но и мудрой строгости, рассудительной справедливости в оценке положительных и отрицательных событий, сдержаннее в проявлении чувств, уверенности, надежности. Не грубые выходки и необузданные инстинкты, а благородство, предупредительное уважительное отношение к женщине, любовь к жене и детям, помощь им во всем, защита более слабого - вот образец мужской роли, которую ребенок должен видеть в семье. От матери больше ожидается умение создать уют, атмосферу душевной теплоты, способность чутко реагировать на радости и огорчения всех членов семьи, готовность всегда придти на помощь. Ей принадлежит важная роль в воспитании мягкости, доброты и многих других положительных качеств у детей. В современных условиях, когда отец все более утрачивает роль кормильца и главы семьи, а внутрисемейные отношения начинают строиться на новых принципах, это приобретает особое значение, так как вследствие неправильных подходов к распределению ролей здесь могут наблюдаться такие явления, как феминизация мужского и маскулизация женского поведения. Отстранение отца от воспитания детей и перекладывание этой роли только на мать приводит к тому, что их сыновья не готовятся к исполнению мужской роли, отцовских обязанностей, нередко усваивают "женский тип" поведения (феминизация). Такие мальчики часто менее инициативны, более робки, менее зрелы в социально-гражданском отношении. Иногда мальчик, воспитываемый без участия отца, усваивает агрессивный, жестокий тип поведения как противоположность женскому. Уже в дошкольном возрасте их поведение доставляет немало хлопот. В семейной жизни такие люди, как правило, не способны сочувствовать, сопереживать, управлять своим поведением, а мужественность нередко видят в пьянках, драках и т.п. Девочки, воспитанные без отца, не имеют правильного представления о мужественности, оно нередко искажается не без усилий матери , которая свой горький личный опыт обобщает и распространяет на всех мужчин. В итоге в будущем такая девочка неправильно понимает мужа и сыновей, т.е. не может в должной мере исполнять роль жены и матери. При властолюбивой матери и безвольном отце дочь нередко вырастает властной, деспотичной, а сын, наоборот, - слабовольным, безынициативным. Не лучший образец для подражания подают жестокий отец и всепрощающая мать.

Половое воспитание ориентировано на то, чтобы сегодняшние дети, став взрослыми людьми, смогли создать счастливую гармоничную семью. Одно из важнейших условий реализации столь далекой цели - преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу. Для этого организуется интересная для детей обоего пола совместная деятельность (игровая, трудовая, художественная), используются ранее названные средства и методы.

Наши рекомендации