В. Общественно пед.движение. Н.И. Пирогов и Толстой.
Белинский, чернышевский, добролюбов, герцен.
Главной целью педагогич концепции революц-демократов является воспит-е нов всесторонне развитого человека. В.Г.Белинский – гуманист, демократ и мыслитель. Выдвигает идею воспит-я культурного, высоконравственного человека, ставящего обществ интересы выше личных, умеющего уважать человеч достоинство в кажд человеке, независимо от нац-ти, звания, состояния; человека-гражданина, борца с крепостничеством, способного к революц деят-ти. Центр идея – гармонич развитие личности. Характеризуя нравств содерж-е развития личности, Б. на первое место ставит нравственное воспит-е. Нравств развитие тесно связано с физич воспит-ем и умствен образованием. Обосновал идею народности воспит-я. Много вним-я уделял проблеме семьи, семейного счастья, воспит-ю детей. Н.Г.Чернышевский. Рассматривал просвещение народа не только как условие изм-я жизни, но и как средство пробужд-я сознания масс. Важная проблема в педагогике – проблема формир-я личности человека. Возможность формир-я такой личности Ч. Видел в воспит-ии нравствен-ти и высокой идейности. Основ нравствен кач-ом личности Ч. Счит гуманность, кот понимал как любовь к человеку и постоянную готовность делать добро. Проблема труд воспит-я, кот тесно связано с профессиональным. Труд для него – потребность человека, источник его наслаждения, это тв-во. 3 условия: 1.Освобождение от кркпостной зависимости; 2.Труд должен совершаться по собствен убеждению; 3.Труд не должен быть изнуряющим. Эстетич воспит-е должно содействовать становлению борца, человека-гражданина, понимающего прекрасное и борющегося против отвратит-го и безобразного в жизни. Учит-ий труд отлич-ся от всех других тем, что рез-ом его явл-ся не предмет, а сам человек. Н.А.Добролюбов. Нов шк представляется Д. светской, гуманной, свободной от религиозного влияния, доступной прост народу. Цель нов шк – готовить сознат и активных граждан, защитников интересов народа, всесторонне развитых людей в умственном, нравственном и физич отнош-ях. Ведущая роль принадлежит умственному воспит-ю и образов-ю. Основ предметы: рус яз, лит-ра, история, ин яз, география, физика, естествознание. Основ дидактич требования в нов шк: научность знаний; основат-ть и прочн-ть; сознательность в условии учебного материала; наглядность в обучении; явность, доступность и точность; строгая последоват-ть; воспитывающий хар-р обучения; активность и самост-ть учащихся; учет возраст и индивид особен-ей. Личный пример учителя оказ-ся одним из определяющих факторов воспитания у детей гуманного отнош-я к окруж людям, уважения к ним, трудолюбия и патриотизма. В кач-ве меры воздействия применимы след: замечание, выговор, холодный взгляд учителя, приказ, запрещение, но ни в коем случае розги. А.И.Герцен. Глав цель воспит-я – формир-е свобод личности, кот живет интересами своего общества. Знания должны способствовать развитию у учащихся самост-ти. Освобождение народа посредством науки, знания и уважения Г. Рассматривал в кач-ве разрешающего условия его пробуждения.
Ушинский
К.Д.Ушинский. Род в 1824г в г.Туле. Детство провел в имении своих род-ей. После оконч-я гимназии поступил на юр фак Моск универ-та. В 1846г назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук в Ярославском юр лицее. Уволен за прогрессивные взгляды. Служил мелким чиновником, продолжал заниматься литер деят-ю. В 1854г получает назначение преподавателем, а затем инспектором классов Гатчинского сиротского института. Свои науч мысли пытался реализовать в качестве инспектора классов Смольного института благород девиц. Проволит реформу института, вводит нов учебный план, где глав предметы: рус яз, лучшие произвед-я рус лит-ры, естеств науки. Летом 1862г уволен и отправлен в загранкомандировку. За границей изучал состояние женского образования, постановку нач образов-я. По итогам составлены книга для классного чтения «родное слово» и «Человек как предмет воспит-я». Философские и естественно научные основы педагогич сист. Стремился при разработке пед основ к единству теории и практики. Большое знач придавал философии и психологии. В своем философском развитии У. шел от идеализма к материализму, но путь этот остался незавершенным. У. о вспит-ии и личности. Огромное вним-е уделял воспит-ю личности молодого человека. Целью воспит-я было всестороннее развитие человека, в основе воспит-я лежит идея народности. Ведущими направлениями формир-я всесторонне развитого человека У. счит нравственное, труд, эстетич воспит-е. В области нравственности он предлагает формировать навыки и привычки, кот являются второй природой человека. Два пути формир-я привычек: 1. Опора педагога на прирожденные нравственные склонности; 2. Создание нов черт без опоры на прирожденные склонности. У. счит, что важным условием развития человека является свободный, хорошо организованный труд будь то физич или умственный. Воспит-е должно развивать в человеке любовь и привычку к труду. Важным направлением в развитии человека У. счит эстетич воспит-е, кот пробуждает в ребенке высокие чув-ва. Программа самовоспит-я ребенка: 1. Спокойствие совершенное 2. Прямота в словах и поступках 3. Обдуманность действия 4. Решительность 5. Не говорить осебе без нужды ни одного слова 6. Не проводить времени бесцельно 7. Кажд вечер добросовестно давать отчет в своих поступках 8. Не хвастать. Дидактич взгляды У. В своих работах «детский мир», «о пользе педагогич лит-ры», «три элемента школы», «о народности в общественном воспит-ии» он с науч т.зр. обосновывает такие проблемы как организация учеб занятий, методы обуч-я, самост работа учащихся, дидактич принципы. В вопросах организации обучения У. придерживался воззрений Коменского: классно-урочная сист обучения, разнообразие методов и приемов обучения, самост работа учащихся на уроках и во внеурочное вр. Основ форма организации учения – урок, кот основыв-ся на след дидактич принципах: учет возраст и психологич особенностей учащихся, посильности, послед-ти, наглядности, осмысливания. Эффективность образования он связывал с высокой ролью учителя.
Анализ работ ушинского