Общественно-политическое движение второй пол. XIX в.

Общественно-политическое движение второй половины были также представлены консервативным, либеральным и радикальным направлениями.

Консерватизм, опиравшийся на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство, оставался в рамках теории официальной народности, Идейными вдохновителями были обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, редактор газеты Московские ведомости М. Н. Катков. Они радели за сохранение самодержавия, помещичьего землевладения. Во внешней политике отстаивали идею панславизма – объединение славянских народов вокруг России.

Либеральное движение, сохранявшее разделение на западников (К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, П. Н. Милюков) и славянофилов, (Самарин, Кошелев, Черкасский) опиралось на передовую часть дворянства и буржуазии, боролось за буржуазные свободы, выборный представительный орган при царе (Земский собор), создание промышленной базы, европеизацию России путем распространения образования и научных знаний. Возможным методом преобразований считали реформы.

Исследователи выделяют ряд особенностей российского либерализма.

- Близость к консерватизму;

- основная движущая сила дворяне, а не буржуазия;

- отсутствие устойчивой оппозиции правительству;

- объединение либералов с консерваторами против радикалов;

- деятельность проявлялась в скрытой форме - публицистика, салонные дискуссии.

Половинчатость Крестьянской реформы 1861 г. активизировала радикалов. Радикальное направление во второй половине XIX в. было представлено выходцами из разных слоев общества, которые стремились представлять интересы рабочих и крестьян. В истории радикализма исследователи выделяют три этапа:

1) 60-е гг. – складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков;

2) 70-е гг. – оформление народнического направления и деятельность организаций революционных народников.

3) 80 – 90-е гг. – активизация либеральных народников и начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические группы.

Особенности российского радикализма:

- значительное влияние оказывала реакционная политика правительства;

- в России могли существовать только тайные организации;

- теоретики радикалов, как правило, были вынуждены эмигрировать и действовать за границей. Это способствовало укреплению связей русского и западноевропейского революционных движений

Наиболее сплоченной группой противников царизма в России были революционеры-разночинцы (выходцы из различных сословий духовенства, купечества, мещанства, мелких чиновников), пришедшим на смену дворянам-революционерам первой половины XIX в.

Разночинцы и составляли основную массу течения народников. Авторам народнической идеологии были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский.

Народничество – направление общественной мысли и общественное движение, основанное на следующих положениях.

1. Капитализм – упадок, регресс;

2. из феодализма необходимо сразу шагнуть в социализм, через крестьянскую общину;

3. община – идеал общественного устройства. Крестьянин социалист по природе.

Движение народников имело три направления.

1. Бунтарское. Идеологом являлся М. А. Бакунин (1814 - 1876) блестяще образованный тверской дворянин в молодости являлся членом революционных кружков. В 1844 г. (заочно) за революционную деятельность российским судом был лишен состояния и приговорен к каторжным работам. Много жил и работал за границей. Являлся активным участником европейских революций 1848 – 1849 гг. Бакунин был сторонником стихийного, безгосударственного устройства общества, потому что государство считал злом, особенно пролетарское. Идеальной моделью общества видел федерацию самоуправляющихся сельских общин, производственных ассоциаций на основе коллективной собственности на орудия и средства производства. От внешней опасности федерация сможет защитить себя всеобщим вооружением народа. Бакунин выступал за крестьянскую революцию, к которой крестьяне якобы были готовы,– необходим был только толчок. Интеллигенция должна была призвать народ к бунту, который свергнет самодержавие и приведет к победе социализма.

2.Основателем следующего пропагандистского направления в народничестве был П. Л. Лавров(1823 – 1900) гг.Сын богатого Псковского помещика, профессор Артиллерийской академии, полковник, преподаватель математики.

Лавров полагал, что преобразующей силой общества является интеллигенция, как носитель научных знаний. Интеллигенция могла заниматься научными изысканиями, только потому, что народ своим непосильным трудом оплачивает научные изыскания интеллигенции. Поэтому интеллигенция пребывает в неоплатном долгу перед народом. Задача интеллигенции вернуть народу долг – подарить ему социализм при помощи социалистической революции. Но народ не готов к революции. Он темен, невежественен. Его нужно просвещать. Необходимо, чтобы народ сам осознал преимущества социализма, одобрил его принципы. Поэтому революция возможна только в далеком будущем. Главная задача интеллигенции на современном этапе – просвещение народа.

3.Теоретикомзаговорщического направления народничества являлся П. Н. Ткачев (1844 – 1855 гг.). Выходец из небогатых дворян Псковской губернии, талантливый публицист, литературный критик, работал во многих журналах. С 1873 г. за границей издавал журнал «Набат». Умер в сумасшедшем доме.

Ткачев подчеркивал роль активного меньшинства в революции. Но основную цель он видел не в подъеме крестьянских масс на революционную борьбу, а в захвате государственной власти сильной подпольной организацией революционеров. Лозунгу социальной революции он противопоставил лозунг политической революции, создания нового, революционного государства, которое возьмет в свои руки промышленность, банки, транспорт, средства связи. Ткачев был прагматиком, он скептически относился к идее о добром и разумном человеке, предпочитая надеждам на человека силу власти. Многие его идеи позднее проявились в практике народовольцев и большевиков.

В конце 50-х - начале 60-х гг. создаются народнические кружки, которые вели пропаганду и использовали политический террор. Наиболее крупная организация «Земля и Воля», существовавшая в 1861 – 1864 гг., видела своей целью организовать новую революцию в 1863 г., которая должна была решить крестьянский вопрос. Организация самораспустилась, потому что революция не наступила.

Кружок Н. А. Ишутина организовал переплетную артель, швейную мастерскую. В 1866 г. член кружка Каракозов стрелял в Александра II, промахнулся. Его схватили на месте преступления, а организация «ишутинцев» была разгромлена.

В 1869 г. бывший учитель Нечаев создал тайную организацию «Топор, или Народная расправа». В составленном им «Катехизисе революционера» насилие рассматривалось как главный способ достижения победы революции. Члены общества должны были во имя революции отказаться от всех моральных норм, исповедуя правило: «Цель оправдывает средства». Лишалась цены и сама человеческая жизнь. Нечаев убил студента Иванова, отказавшегося ему подчиниться. Общество полыхало праведным гневом, когда были раскрыты преступления группировки. На волне возмущения Ф. М. Достоевский написал свой роман «Бесы». Сам Нечаев сумел избежать наказания и скрылся за границей.

В 1871 г. возникло «Большое общество пропаганды» (Члены общества – А. И. Желябов, С. Л. Перовская и др., выступившее с инициативой хождения в народ.

В 1874 г. состоялось первое хождение в народ.В народ пошли все революционно активные силы страны (2 – 3 тысячи юношей и девушек). Это были очень молодые люди 18 – 23 лет, горевшие революционным нетерпением. Они совсем не знали деревни, крестьянской психологии. Их представление о народе не совпадало с тем, чем народ был на самом деле. Ставили перед собой цель подготовить крестьянское восстание путем пропаганды. Летучей пропагандой было охвачено 37 губерний. Они переходили из деревни в деревню в качестве лудильщиков крыш, коробейников,выступая перед крестьянами.Однако революционеров ждало горькое разочарование. Русский мужик пропаганде не поддавался и помогал властям арестовывать смутьянов. Хождение в народ потерпело поражение. Народничество переживает кризис. Решили, что хождение в народ провалилось потому, что было плохо организовано, не было единого центра, который бы скоординировал действия пропагандистов. В 1876 – 1879 гг. была создана организация «Земля и Воля», которая должна была четко спланировать и провести второе хождение в народ. Цель новой организации была прежней – поднять народ на революцию. Метод борьбы – пропаганда. Второе хождение в народ было организовано с учетом мужицкой психологии. Пропагандой занимались исподволь, как бы ненароком, но результата не последовало, революции не произошло. «Земля и Воля» переживает кризис. В результате в 1879 г. она распалась на «Черный Передел» во главе с Г. В. Плехановым и «Народную Волю», куда вошли А. И. Желябов, С. Л. Перовская, В. И. Фигнер. «Черный передел» остался на пропагандистских позициях, а «Народная Воля» выбрала террор. Целями организации стали политический переворот, захват власти, построение общинного социализма.

Первоначально террор толкал власть на уступки. Александром II был подготовлен проект Конституции. Но проект готовился втайне, и общественность о нем ничего не знала, в том числе и народники. С 1879 г. народники объявили охоту на русского императора, убийство царя должно было спровоцировать в стране революцию. 19 ноября был взорван царский поезд, но царя в нем не оказалось. 5 февраля 1880 г. народники устроили взрыв в царской столовой, но царь опоздал к обеду, и это спасло ему жизнь. Всего же начиная с выстрела Каракозова было совершено 8 покушений. Полиция арестовала всех зачинщиков, в том числе и Желябова. Покушение на царя стала готовить С. Перовская. 1 марта 1881 г. Рысаков, Гриневицкий подстерегли карету Александра II на берегу Екатерининского канала. Первую бомбу бросил Рысаков. Она разворотила карету, но не задела царя. Вторую бомбу бросил Гриневицкий, она смертельно ранила императора и себя.

Революция, на которую рассчитывали террористы, не последовала. Более того, либеральная общественность, сочувствовавшая народникам до этого момента, отвернулась от них. Крестьяне не взялись за топоры, а прореагировали совсем иначе: «Дворяне убили царя за то, что он дал мужикам волю». Организаторы были арестованы. В апреле 1881 г. Желябов, Перовская были казнены. За 1881 –1882 гг. репрессиям подверглись до 6 тыс. человек, как народовольцев, так и подозреваемых. Репрессии обескровили «Народную волю». Народническое движение пришло в упадок.

Таким образом, во второй половине XIX в. завершается идейное формирование российского радикализма. Интеллигенция становится главным участником общественного движения России.

Наши рекомендации