Задания для самостоятельной работы. 1. На основе Ваших наблюдений покажите роль эмоций в регуляции поведения
1. На основе Ваших наблюдений покажите роль эмоций в регуляции поведения
2. На конкретном примере покажите различия в эмоциональных проявлениях людей.
3. Проанализируйте конкретную жизненную ситуацию, где воля выступает как процесс сознательного регулирования поведения.
Литература:[1], [3], [8], [14], [19], [20], [25], [29], [31], [32], [33]. [34], [36], [39], [43], [44].
Тема 6. Предмет и методы педагогики
Педагогика как наука: объект, предмет, категории, функции педагогики. Структура педагогической науки, связь ее с другими науками. Методы научно-педагогических исследований.
Обратите внимание, что в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название о б р а з о в а н и я. В конце ХХ в. именно образование выдвинулось как ведущая категория для характеристики предмета педагогика. Образование целостно охватывает процессы целенаправленного формирования личностных качеств человека в соответствии со сложившимися в обществе идеалами, традициями и нормами.
Воспитание как общественное явление. История развития педагогической мысли и становления педагогики как науки.
Обратите особое внимание на основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение.
Вопросы для самоконтроля
1. Что означает слово "педагогика"?
2. Каковы подходы к трактовке понятия "педагогика" в настоящее время?
3. Что является объектом и предметом педагогики?
4. Какие категории педагогики Вы знаете? Дайте их характеристику.
5. Каковы функции педагогики?
Литература:[19], [22], [27], [28], [36], [37], [38], [40].]
Тема 7. образование как социальное явление
Глобальные изменения, происходящие в условиях научно-технического прогресса, экономических и политических сдвигов, приведшие к изменениям в образовании, к осознанию его особой социальной роли и повышению престижа как для общества в целом, так и для каждого человека в отдельности. Приоритетная роль образования в решении экономических, социокультурных и экологических проблем.
Изменение роли и места образования в обществе, его социального смысла, характера, целей и задач, содержания и технологии, отношения участников образовательного процесса. Качества образованного человека в современном обществе. Цели и задачи образования. Решение задач образования в сложившейся системе обучения.
Обучение и воспитание – стороны единого процесса образования.
Мотивированность учащихся, проявляющаяся в их интересах и склонностях.
Непрерывность и поликультурность образования как основные принципы образовательной политики. Обучение: принципы, методы.
Комплексная система принципов современной дидактики.
Воспитание – конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем общества и государства, а также с их этносоциальными и социально-психологичес-кими особенностями.
Воспитание как социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека.
Исследование педагогикой сущности воспитания, его закономерностей, тенденций и перспектив развития; разработка теории и методики воспитания.
Вопросы для самоконтроля
1. Какова причина, порождающая потребность в реформировании образования во второй половине XX в.?
2. Какие качества характерны для современного образованного человека?
3. Каковы цели и задачи образования в настоящее время?
4. Почему образование является целостным педагогическим процессом? Каковы его составляющие?
5. Дайте понятие категории «воспитание».
6. Что представляет собой процесс воспитания с точки зрения современной педагогики?
Литература:[19], [22], [27], [28], [36], [37], [38], [40].]
3 Темы практических (семинарских) занятий
Семинар 1. Личность и ее направленность
1. Изучите следующий теоретический материал:
1) Понятие о личности в психологии и педагогике.
2) Структура личности как единство четырех подструктур.
3) Основные факторы, влияющие на формирование личности.
4) Сознательное и бессознательное в структуре личности.
2. Выполните следующие задания:
1) Изучите и проанализируйте направленность вашей личности.
2) Проанализируйте структурные компоненты вашей личности.
3) Проанализируйте образы собственного «Я» личности.
Литература: [3], [19], [21], [24], [25], [31], [33], [34], [36], [37], [43], [47].
Семинар 2. Индивидуально-типологические особенности личности
1. Изучите следующий теоретический материал:
1) Характеристика индивидуально-типологических особенностей личности.
2) Характеристика основных типов темперамента.
3) Типология характера.
4) Способности и задатки. Виды и уровни способностей, их формирование.
2. Выполнить следующие задания:
1) Определить свой тип темперамента.
2) Определить свой тип характера.
3) Проанализировать взаимосвязь между типом темперамента и характером.
4) Проанализировать связь между интересами, склонностями, способностями, способностями и волевыми качествами личности.
Литература: [1], [2], [3], [19], [24], [30], [31], [33], [34], [35], [36], [37], [43].
4 Контрольные работы
При выполнении контрольных работ студенты теоретически и практически исследуют психологические явления.
Контрольная работа должна отражать знания студента в области изучаемой проблемы, умения интерпретировать полученные в ходе выполнения практической части контрольной работы данные.
Этапы выполнения контрольной работы
Выбрав в соответствии с последней цифрой шифра зачетной книжки тему контрольной работы, следует изучить текст лекции и рекомендованную литературу по теме. Следует обратить особое внимание на теоретические основы изучаемой проблемы: понятие психологического явления, его характеристики, особенности, свойства, современный уровень исследования данного явления.
Изложив в соответствии с предложенными вопросами, которые являются примерными пунктами плана контрольной работы, теоретические основы темы, следует приступать к выполнению практической части.
Для того, чтобы выполнить практическую часть работы, необходимо выбрать объект исследования (личность, группа, производственный коллектив и т.п.), изучить методику исследования, предложенную в контрольной работе, подготовить все необходимое для проведения исследования (таблицы, протоколы, тексты опросников и т.п.), провести исследование, обработать, в соответствии с инструкцией, проанализировать полученные данные, сделать выводы, дать рекомендации.
Темы контрольных работ
1. Внимание.
2. Изучение особенностей характера личности.
3. Мышление и взаимосвязь познавательных процессов.
4. Темперамент.
5. Профессиональные интересы личности.
6. Семья как психолого-педагогическая проблема.
7. Память. Определение индивидуальных особенностей и типа памяти.
8. Эмоции и чувства.
9. Структура личности.
10. Самооценка и групповая оценка личности.
Содержание и оформление контрольных работ