Педагогическая деятельность. Педагогическая деятельность В
Педагогическая деятельность В. И. Водовозова началась в период учебы в университете, когда он давал частные уроки, а профессиональная педагогическая деятельность — в 1847 г. с должности младшего учителя в реальной гимназии Варшавы. В трех отделениях младшего класса гимназии обучались дети различных национальностей и подготовки, причем в каждом классе насчитывалось до 60 учеников. В этот период В. И. Водовозов подрабатывал частными уроками, составлял для своих учеников "Курс грамматики русского языка". В 1851 г. он получил место старшего учителя словесности в 1-й Петербургской гимназии. В это время В. И. Водовозов широко печатался в передовых педагогических и литературных журналах.
Продолжая работу в 1-й Петербургской гимназии, он одновременно преподавал русскую словесность и в Смольном институте. Однако в 1862 г. из Смольного института был уволен К. Д. Ушинский, и В. И. Водовозов в знак протеста также ушел оттуда. До 1866 г. он преподавал в 1-й Петербургской гимназии, затем без объяснения причин его отстранили от работы и запретили преподавать в частных учебных заведениях.
После отстранения от педагогической работы В. И. Водовозов продолжал принимать активное участие в работе Петербургского педагогического общества, на заседаниях которого читал перед учительской аудиторией свои рефераты: «О дешевых пособиях для наглядного обучения», «О русских азбуках», «О влиянии немецкой педагогики на русскую школу» и др.
В последующие годы В. И. Водовозов занимался исследованием педагогических проблем. Он издал для детей младшего и среднего школьного возраста «Детские рассказы и стихотворения» (1871), статьи «Поэтические образы в русских народных песнях и пословицах» (1867), «Образец рассказа для крестьянских детей» (1869). В 1871 г. вышла «Книга для первоначального чтения в народных школах» (Ч. 1), где собраны рассказы из истории, географии, этнографии России, а также повести, сказки, стихотворения, собрания пословиц и загадок. Одновременно была издана «Книга для учителей» — методическое руководство по работе с «Книгой для начального чтения», в 1874 г. — «Русская азбука для детей» в 1875 г. — дополнение к ней под названием «Руководство к русской азбуке», которое содержало образцы практических уроков, бесед, звукового разбора, письма и чтения в первый год обучения. В 1873 г. было издано также методическое пособие В. И. Водовозова для учителей «Предметы обучения в народной школе. Методика обучения грамоте, арифметике и другим предметам».
Педагогические взгляды.
В. И. Водовозов в своих педагогических взглядах являлся продолжателем идей К. Д. Ушинского, разделял прогрессивные демократические идеи 60-х годов XIX в. Цель образования он видел в подготовке всесторонне образованного и деятельного защитника интересов народа. Пороки современной школы, по его мнению, заключались в сословном характере, узкоутилитарных целях, в том, что образование сводилось к механической зубрежке, формальной тренировке памяти и мышления учащихся. «Школа должна пробуждать народные силы к деятельности, давать развитие и естественное движение этим силам, а не быть какой-то казенной фабрикой человечества», — писал педагог.
Выступая против механической зубрежки и формальной тренировки памяти и мышления учащихся, В. И. Водовозов отмечал важность построения обучения так, чтобы оно вело «к всестороннему развитию ума». В первых разделах книги «Предметы обучения в народной школе» он поставил вопрос о физическом, умственном, нравственном и эстетическом развитии ребенка. Цель воспитания он выводил из интересов народа — воспитание высоконравственной личности, которая в своей деятельности руководствовалась бы общественными интересами. Особое место в нравственном воспитании отводил формированию патриотических чувств с общественной направленностью: «кто действует корыстно только для своей личной выгоды, из угождения силе и богатству, в том не может быть и истинного патриотизма».
В системе нравственного воспитания педагог большое место отводил умственному труду. Он был противником авторитарного воспитания и выступал против произвола и насилия над личностью ребенка. Педагог отмечал, что нельзя запугивать ребенка и подавлять детей, так как только свободная, сознательная деятельность «составляет радость для детей и служит первым условием для их развития». К средствам эстетического воспитания он относил знакомство с образцами художественной литературы, пение, наблюдение за природой, рисование, беседы о картинах великих художников. Особое значение он придавал родному языку, с помощью которого учащиеся приобщаются к духовной культуре народа.
В. И. Водовозов рассматривал обучение и воспитание как единый процесс формирования личности. В его работах получила отражение идея о воспитывающем характере обучения. Он подчеркивал, что каждый учебный предмет, каждая наука при ее изучении оказывает определенное воспитательное воздействие. Взгляды В. И. Водовозова по вопросам организации работы народной школы получили освещение в следующих трудах: «Предметы обучения в народной школе», «Книга для учителей», «Руководство к «Русской азбуке». Задачу начальной школы он видел не только в обучении детей грамоте, но и в содействии всестороннему развитию личности ребенка. Основным предметом в начальной школе, по мнению В. И. Водовозова, должен быть родной язык, при изучении которого развивается сознательность чтения, правильность письма, ясность речи. По арифметике предусматривалось к концу третьего года обучения овладение учащимися четырьмя арифметическими действиями над числами любой величины, устное и письменное решение задач; действия с именованными числами; общее понятие о дробях и знакомство с мерами длины и веса. В учебный план народной школы В. И. Водовозов рекомендовал ввести специальные уроки-беседы. Разработанная им программа таких уроков для первого класса предусматривала получение знаний о положении предметов и их форме, о их назначении и свойствах (цвет, величина, твердость и др.), первые упражнения в описании, сравнении и группировке предметов. На втором году обучения он рекомендовал посвящать уроки-беседы ознакомлению детей с временами года, изменениями в природе и сельских занятиях, свойственных каждому времени года, главными занятиями и промыслами городских жителей. Учащиеся получали также сведения по географии (описание земли) и естествознанию (беседы о млекопитающих, животных и птицах), общее понятие о поле и лесе, травах и деревьях. На третьем году обучения темами бесед были: земноводные рыбы, низшие животные, строение и жизнь растений, понятие о минералах, металлах, простейших физических явлениях и важнейшие сведения из истории. Методика проведения уроков-бесед представлена В. И. Водовозовым в книгах «Руководство к «Русской азбуке» и «Предметы обучения в народной школе». Он считал, что в народной школе должны изучаться следующие предметы: черчение (рисование), советское пение и гимнастика. При этом пение он рассматривал как важнейшее средство эстетического и нравственного воспитания младших школьников.
В. И. Водовозов писал и о структуре урока в народной школе (смешанный тип), который должен включать: проверку домашнего задания, сообщение темы и цели урока, подготовку к изложению нового материала, сообщение нового материала, физкультурную минуту, упражнение в закреплении новых знаний и домашнее задание. Определенное место в учебном процессе он отводил урокам объяснения нового материала, урокам закрепления, урокам практических упражнений, урокам повторения и проверки знаний. Он подчеркивал, что успех обучения зависит от системы уроков, от построения отдельного урока, от дисциплины и внимания учащихся на уроке, от способа преподавания, избранного учителем.
Не потеряла актуальности методика организации занятий учителя одновременно с тремя отделениями (классами), разработанная В. И. Водовозовым. Примерное расписание занятий учителя с тремя отделениями нашло отражение к его книге «Предметы обучения в народной школе». Он рекомендовал так распределять занятия, чтобы на первых уроках дети были заняты более трудной умственной работой, а на последующих — более легкой, механической. Во время перемен он рекомендовал учителю проводить игры с детьми.
В. И. Водовозов был сторонником новых методов обучения: аналитико-синтетического звукового метода обучения грамоте, объяснительного чтения и наглядного обучения. Особую роль он отводил методу естественного развития, благодаря которому происходит «самодеятельное усвоение знаний», а также методам изложения знаний учителем: рассказу, объяснению, беседе, упражнению. Взамен буквослагательному методу обучения грамоте В. И. Водовозов внедрял в практику звуковой метод. Устный звуковой разбор слов он рассматривал как средство умственного развития наряду с техникой чтения (читать бегло, ясно, сознательно и выразительно). Объяснительное чтение он рассматривал как средство умственного, нравственного и эстетического развития детей. Что касается внеклассного чтения, то В. И. Водовозов рекомендовал учителям составлять классные библиотеки, устраивать читательские кружки. Он и сам писал книги для домашнего чтения: «Детские рассказы и стихотворения», «Рассказы из русской истории», «Элементарные рассказы из физики и химии». Однако никакие программы, никакие руководства, по его мнению, не могут заменить влияние личности учителя на детей. Народные учителя должны быть лучшими в нравственном отношении, обладающими специальной, общепедагогической, методической подготовкой и достаточными знаниями из различных наук. Педагогическое наследие В. И. Водовозова не потеряло своей актуальности и в наше время и должно быть востребовано при решении задач начальной школы Республики Беларусь.