Расширение связей социального партнёрства в реализации углубленного, профильного обучения и профессиональной ориентации
Гаврилова Р.П.,
Горшкова Е.А.
Современные реалии нашей страны показывают, что государственная поддержка часто является недостаточной для выполнения образовательными учреждениями своей миссии, а иногда и государственного заказа в сфере образования. Это заставляет школы искать заинтересованных партнеров. Социальное партнерство в сфере образования и местного сообщества постепенно становится необходимостью, в котором заинтересованы все стороны. Социальное партнерство – это современные условия устойчивого развития муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16» города Губкина. Социальный заказ общества и родителей предъявляет к школе требования воспитывать образованных граждан, способных быстро находить правильные решения, успешно осваивать и эффективно использовать для этого необходимые знания.
С 2006 г. школа участвует в региональном эксперименте «Развитие форм государственно–общественного управления в общеобразовательных учреждениях и на муниципальном уровне». С начала экспериментальной работы по внедрению государственно – общественного управления на базе МОУ «СОШ №16» был развернут проект по включению родителей в образовательно-культурную политику школы. В результате такой работы происходит динамизация жизни образовательного учреждения, и жизни семьи, чтобы благоприятствовать школьному успеху каждого учащегося, повысить авторитет образовательного учреждения среди жителей микрорайона, в котором расположена школа. В рамках этого проекта осуществляется проведение таких мероприятий, как «Папа, мама, я – спортивная семья», «Папа, мама, я – читающая семья», «Бабушкины уроки», «Мир семейных увлечений», «Моя мама – самая лучшая», «Листая семейный альбом».
Школа находится в районе расположения детских садов №32, 35. Поэтому с данными дошкольными учреждениями заключены договора о сотрудничестве и планы по осуществлению преемственности. Проводятся совместные заседания МО начальных классов и воспитателей детских садов, организуется выступление детей школы с мероприятиями эстетической и здоровьесберегающей направленности. Дети д/с участвуют в совместных мероприятиях по правилам дорожного движения, спортивным эстафетам, проводят экскурсии в школьный музей. Благодаря этому 80% детей данных дошкольных учреждений поступают в школу №16.
Широко используются при проведении внеклассной работы возможности учреждений дополнительного образования. С учётом демографической ситуации данные учебные заведения активизировали партнёрские отношения со школой, с ними заключены договора о сотрудничестве. В сочетании с целенаправленной воспитательной работой это даёт ощутимые результаты. Уровень воспитанности обучающихся повысился.
Социальными партнёрами школы являются учреждения среднего и высшего профессионального образования: профессиональный лицей №1, 15, горный колледж, МГОУ, филиалы БГТУ, МИСИС, С данными учебными заведениями заключены договора. Ведётся работа по профессиональной ориентации за счёт использования ресурсов данных учреждений. На основе договора сотрудники БГТУ провели локальную сеть и Интернет в 2007г.
Ученики школы участвуют в работе студенческих научно-практических конференций, выезжают на экскурсии на базовое градообразующее предприятие – ЛГОК. Благодаря сотрудничеству, они получают самую широкую информацию о перспективах трудоустройства по востребованным профессиям. С учётом этого школа строит свои отношения и с базовым предприятием. В рамках сотрудничества школа использует также обеспечение целевого направления на учёбу своих выпускников с гарантией дальнейшего трудоустройства на ЛГОКе. Заключён договор школы с центром занятости, цель которого - анализ рынка труда, профессиональная ориентация. Анализ на ближайшие 3 года показал, что среди специалистов будут востребованы инженеры: горной промышленности, горных машин и горного оборудования; обогатители, программисты, системотехники, работники путей сообщения, металлурги, энергетики, механики, медицинские работники. С учётом сложившейся ситуации школа ориентируется на развитие модели государственно-общественного управления и организацию работы по профессиональной ориентации учащихся и профильное обучение.
По окончании 2007-08 учебного года подведены первые итоги по введению профильного обучения. В 11б классе информационно – технологического профиля качество знаний составило 74%, на ЕГЭ по математике 64%, по русскому языку 73% при 100% успеваемости. 57% выпускников поступили в ВУЗы на бюджетной основе. 25% из них по профилю, 12% - по целевому направлению. В процессе профориентации работа ведется следующим образом.
Во – первых, это одно из ведущих направлений, которое включается в планы всех без исключения классных руководителей. Классные руководители проводят традиционные, личностно-ориентированные, проблемные, тренинговые классные часы. И если начальная школа знакомит малышей с миром профессий, то среднее и старшее звенья работают по реализации формулы ХОЧУ – МОГУ – НАДО. Вот поэтому-то мы работаем над этим направлением с начальной школы, т.к. для того, чтобы подойти к пресловутому «хочу», следует иметь представление о разнообразии профессий.
В процессе работы с подростками перед нами встала задача оценить влияние социального окружения на профессиональный выбор школьников. Совершенно очевидно, что понятие «социальное окружение» довольно общее и подразумевает множество людей и институтов.
В процесс профориентации включены наиболее важные, на наш взгляд, социальные системы с точки зрения их влияния на профессиональный выбор подростка. Так к наиболее значимым социальным группам мы отнесли семью, референтную группу подростков и учителей, непосредственно взаимодействующих с ними; а также - общественные структуры, не составляющего ближайшего окружения подростка, но тем не менее оказывающие на него влияние (СМИ, взаимодействие между высшей и средней школой). В силу описанных выше причин профориентационная работа школы направлена на следующие целевые группы.
Во-первых, это сами подростки. При работе с ними ставится задача помочь осознанию собственных возможностей в выборе профессии и планировании карьеры, научить использовать свои внутренние ресурсы для достижения поставленных целей.
Во-вторых, это родители. Здесь мы стараемся помочь семье в проживании жизненной фазы, связанной с новым самоопределением подростка и выходом его в самостоятельную жизнь.
В-третьих, учительский коллектив. Важно включить в работу ближайшее социальное окружение подростка с целью создания позитивной психологической обстановки для проведения профориентации и большей эффективности работы.
Методы, с помощью которых строится деятельность, ориентированы в первую очередь на групповую работу с учащимися. Это практически единственный подход, при котором удаётся достичь 100% охвата учащихся подросткового возраста в условиях школы, так как групповая работа позволяет экономить время и ресурсы. Применение этих методов позволяет использовать все преимущества групповых процессов по сравнению с индивидуальным консультированием.
Членами Управляющего и Попечительского Совета МОУ «СОШ №16» организована работа по привлечению дополнительных ресурсов для обеспечения деятельности и развития школы, совершенствования материально – технической базы школы.