Тема 6. Основные принципы правильного мышления и законы логики
Мышление как процесс оперирования понятиями. Основные черты правильного мышления: определенность, последовательность, непротиворечивость, доказательность.
Понятие логического закона. Основные законы формальной логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.
Законы де Моргана. Логические законы и логические правила.
План семинарского занятия
1. Основные законы формальной логики.
2. Законы А. де Моргана.
3. Закон приведения к абсурду. Закон косвенного доказательства. Закон Клавия. Закон транзитивности. Закон Дунса Скотта.
4. Применение законов формальной логики в профессиональной деятельности педагога.
Практические задания
1. Прочитайте гл. 7, параграфы 1-5 в учебнике А.А. Ивина «Логика» [7]. Подготовьте доклад по одному из вопросов семинара, используя примеры, приводимые автором. Добавьте к прочитанному собственные примеры.
2. Итальянский ученый Галилео Галилей в ходе остроумного мысленного эксперимента опроверг идущее в физике еще от Аристотеля ошибочное мнение о том, что скорость падения тела на Землю связана с его тяжестью.
Галилей предлагает связать два тела, легкое и тяжелое, веревкой и рассмотреть их «общее» падение:
с одной стороны, падение тяжелого тела будет тормозиться падением легкого – значит, они будут двигаться медленнее, чем одно тяжелое тело. С другой стороны, связанные веревкой тела составляют единое целое, которое тяжелее, чем одно тяжелое тело – следовательно, они будут падать быстрее.
Определите, нарушение какого логического закона выявляет Г. Галилей, доказывая, тем самым, ошибочность убеждений Аристотеля.
3. Соблюдается ли закон достаточного основания в следующих рассуждениях:
3.1 Мой реферат будет оценен высоко, так как я выполнил его по всем правилам оформления данного вида работ.
3.2. Этот сотрудник может стать перспективным руководителем, потому как он неплохой аналитик, умеет выделять главное в выполняемой работе и грамотно организует работу своего подразделения.
3.3. Данная мысль истинна, так как она правильно построена.
3.4. Этот учащийся имеет хорошее образное мышление, потому что он левша.
3.5.Это лекарство самое действенное, так как оно самое дорогостоящее.
3.6. Я сегодня плохо сдам экзамен, так как не оплатил действие услуги «Интернет» на своем мобильном телефоне.
4. Укажите, какие формально-логические законы распространяются на следующие пары суждений:
4.1. Все страусы - перелетные птицы. Ни один страус не является перелетной птицей.
4.2. Все аллигаторы хищники. Некоторые аллигаторы не являются хищниками.
4.3. Ни один гриб не является съедобным. Некоторые грибы являются съедобными.
4.4. Ни одна скрипка не является духовым инструментом. Некоторые скрипки - духовые инструменты.
5. Определите на какие логические законы опирается доказательство (решение) в приведенной ниже задаче:
По обвинению в ограблении перед судом предстали А, В и С. Установлено следующее:
(1) Если А не виновен или В виновен, то С виновен.
(2) Если А не виновен, то С не виновен.
Можно ли на основании этих данных установить виновность каждого из трех подсудимых?
Решение. Можно, причем очень просто. В силу высказывания (1) если А не виновен, то С виновен (поскольку если А не виновен, то дизъюнкция: «Либо А не виновен, либо В виновен» - истина). В силу высказывания (2) если А не виновен, то С не виновен. Следовательно, если А не виновен, то С одновременно виновен и не виновен, что невозможно. Значит, А должен быть виновен.
Литература:2; 4; 7; 13.
Тема 7. Умозаключение. Дедуктивные умозаключения
Общее понятие об умозаключении. Структура умозаключения: посылки, заключения, логическая связь между ними. Понятие логического следования. Логически необходимые и вероятностные умозаключения. Виды умозаключений.
Определение и структура простого категорического силлогизма. Фигуры и модусы категорического силлогизма. Общие и специальные правила категорического силлогизма. Энтимема.
Полисиллогизмы. Прогрессивные и регрессивные сориты. Эпихейремы.
Силлогизмы со сложными посылками. Чисто условные, условно-категорические, разделительные, условно-разделительные (дилеммы, трилеммы, полилеммы) силлогизмы.
План семинарского занятия
1. Определение и структура простого категорического силлогизма.
2. Фигуры и модусы категорического силлогизма.
3. Определение и виды полисиллогизма.
4. Силлогизмы со сложными посылками.
Практические задания
1. Определите фигуру силлогизма. Соблюдены ли правила фигур в приведенных силлогизмах?
1.1. Все птицы теплокровны.
Некоторые птицы – водоплавающие.
Некоторые водоплавающие –теплокровны.
1.2. Все студенты российских вузов изучают философию.
Иванов - студент российского вуза.
Иванов изучает философию.
1.3. Все рыбы дышат жабрами.
Все дельфины не дышат жабрами.
Все дельфины не есть рыбы.
1.4 Кенгуру – сумчатое животное.
Кенгуру - млекопитающее.
Значит, некоторые млекопитающие являются сумчатыми.
1.5. Электрон имеет отрицательный заряд.
Позитрон – элементарная частица.
Все элементарные частицы имеют отрицательный заряд.
1.6. Все металлы химические элементы.
Все металлы являются вещественными.
Все вещества являются химическими элементами.
2. Восстановите энтимему в полный силлогизм.
2.1. Этот силлогизм не имеет трех терминов, следовательно, он не является правильным.
2.2. Частноотрицательные суждения не обращаются, а это суждение частноотрицательное.
2.3. Все студенты сдают экзамены, а Петров студент.
2.4. Ничто жестокое не может быть полезным, так как жестокость противна природе человека.
2.5. Этот пилот владеет английским языком, так как он пилот международных авиалиний.
2.6. Ни один представитель семейства кошачьих не является вегетарианцем, а все тигры – представители семейства кошачьих.
3. На основании посылок сделайте вывод. Определите, соблюдены ли общие правила силлогизма, ответ мотивируйте.
3.1. Все позвоночные высокоорганизованные животные.
Некоторые живущие в воде позвоночные.
3.2. Все металлы электропроводны.
Фарфор не электропроводен.
3.3. Все студенты вузов сдают экзамены.
Иванов сдает экзамены.
3.4. Ни одно млекопитающее не является беспозвоночным.
Осьминог – беспозвоночное животное.
3.5. Все планеты Солнечной системы имеют эллиптические орбиты.
Уран – планета Солнечной Системы.
4. Восстановите сорит и определите его тип (прогрессивный или регрессивный).
4.1. Все, что способствует гармоничному развитию ребенка, полезно.
Знакомство с историей способствует гармоничному развитию личности.
Посещение музеев – одна из форм знакомства с историей.
Посещение музеев - полезно.
4.2. Живопись – вид изобразительного искусства.
Изобразительное искусство способствует духовному развитию личности.
Все, что способствует духовному развитию личности, социально значимо.
Живопись – социально значима.
4.3. Все планеты Солнечной системы вращаются по эллиптическим орбитам вокруг Солнца.
Марс – вращается по эллиптической орбите вокруг Солнца.
Все планеты Солнечной системы шарообразны.
Все шарообразные отбрасывают круглую тень.
Марс отбрасывает круглую тень.
4.4. Леопард – представитель семейства кошачьих.
Кошачьи являются хищниками.
Хищники часто ведут ночной образ жизни.
Ночные животные обладают хорошим слухом.
Леопард обладает хорошим слухом.
5. Постройте конструктивный и деструктивный модус условно-категорического силлогизма, используя следующую условную посылку:
5.1. Если силлогизм правильный, то из истинных посылок никогда не последует ложного заключения.
5.2. Если при выполнении задания мы не допустим ошибок, то результат окажется верным.
5.3. Если одна из посылок отрицательная, в заключении также отрицательное суждение.
5.4. Если были нарушены правила эксплуатации бытового прибора, то гарантийные обязательства производителя не действительны.
6. Постройте утверждающе - отрицающий и отрицающее – утверждающий модусы разделительного силлогизма, используя следующую разделительную посылку:
6.1. Умозаключение может быть или дедуктивным или индуктивным или по аналогии.
6.2. Общественно-экономическая формация по К. Марксу может быть первобытно - общинной или рабовладельческой, или феодальной, или капиталистической или социалистической.
7. Придумайте примеры простого и сложного модусов конструктивной и деструктивной дилеммы.
Литература:1;2; 4; 7; 13; 14.
Тема 8. Умозаключение. Индуктивные и традуктивные умозаключения
Определение индуктивного умозаключения. Индуктивные методы установления причинных связей (принципы Бэкона – Милля). Проблема надежности индукции.
Умозаключение по аналогии (традуктивные умозаключения). Аналогия свойств и аналогия отношений. Вероятный характер аналогии. Понимание по аналогии. Типичные ошибки рассуждений по аналогии.
План семинарского занятия
1. Полная и неполная индукция. Понятие вероятности.
2. Методы установления причинных связей.
3. Умозаключения по аналогии.
4. Применение индуктивных умозаключений и умозаключений по аналогии в образовательном процессе.
Практические задания
1. Приведите несколько примеров полной и неполной индукции. Определите, каким видам индукции соответствуют данные рассуждения:
1.1. Земля - планета Солнечной системы и имеет спутник.
Марс - планета Солнечной системы и имеет спутники.
Юпитер - планета Солнечной системы и имеет спутники.
Все планеты Солнечной системы имеют спутники.
1.2. В декабре шел снег.
В январе шел снег.
В феврале шел снег.
Декабрь, январь, февраль являются зимними месяцами.
Все зимние месяцы шел снег.
1.3. Учащиеся 11 классов школы №3 сдают ЕГЭ.
Учащиеся 11 классов школы №49 сдают ЕГЭ.
Учащиеся 11 классов школы № 75 сдают ЕГЭ.
Школы № 3, №49, № 75 находятся в Москве.
Все учащиеся 11 классов московских школ сдают ЕГЭ.
2. Назовите индуктивные методы установления причинной связи явлений. Приведите по одному примеру к каждому из этих методов в соответствии со схемами.
3. Подготовьте доклад о различных видах умозаключений по аналогии и типичных ошибках, возникающих как в обыденной практике, так и в научном познании и учебном процессе при использовании аналогий.
Литература:4; 8; 9; 12; 14.