Школьный период
Разделение на дошкольников и школьников – вещь достаточно условная. Его ведь нет в Природе.
В нашей семье дети учились не в школе, а дома. Поэтому их образ жизни не менялся скачком в возрасте семи лет. Домашние занятия школьными предметами в начальных классах не слишком формализованы, они ближе к игре. Да и по времени занимают всего час-два в день. Привыкание к школьным требованиям (для сдачи экзаменов и зачетов в школе) происходит мягко и постепенно.
Домашняя развивающая среда при переходе к школьному возрасту тоже меняется постепенно. По мере взросления ребенка изменяются его интересы и диапазон его возможностей. Уже освоено пространство квартиры, пространство двора, пространство дачного участка. Уже не так интересны каждые качели и каждый паровозик на детской площадке. Детские картонные книжки, состоящие в основном из картинок, уже не кажутся столь информативными…
Я довольно часто замечаю, как замотанные работой, хозяйством и прочими хлопотами родители упускают этот важнейший этап. Ведь личность продолжает интенсивно развиваться! Соответственно, нужна и новая динамика впечатлений, ситуаций, обстановки, общения.
Что это означало в нашей семье? Изменения в оснащении спорткомплекса («малышовские» снаряды убирались, освобождая место для большего размаха движений). Чтение более сложных книг. Более далекие прогулки в городе и на даче. Посещение спортивных секций и кружков. Освоение музыкальных инструментов. Совместное с папой художественное творчество…
Я всегда старался отслеживать этапы взросления своих детей и предлагать им все новые и новые ситуации, требующие новых включений, требующие раскрытия новых возможностей.
Вот мы всей семьей едем в первый раз в туристический лагерь. Тиме и Коле поначалу там было очень трудно! И уж тем более трудно им было в трехнедельном лодочном походе, в который они отправились в то же лето без меня и Маши. А на следующий год сыновья повзрослели, привыкли к походной жизни, сделались сильнее физически – и все было для них уже не так тяжело. А еще через несколько лет Тима и Коля отошли от тех туристических мероприятий – им захотелось совершенно иных переживаний и впечатлений.
Машенька совсем другая. Для нее динамика заключается не в новых походах (куда ее не тянет), а, например, в приобретении новых грызунов, в их приручении, в ежедневных мелочах поведения наших домашних любимцев. Я рад, что не ограничил дочку одной крысой, а позволил ей завести еще и вторую крысу и дегу. Происходило сие с некоторыми интервалами во времени. И оказалось именно оптимальной дозировкой динамики в столь важной для Маши сфере.
Как ни крути, одно из основных мест в нашей домашней развивающей среде теперь занимает компьютер. Пока дети не совсем выросли, я могу следить за дозировками компьютерных игр, направляя активность в более полезное русло: фильмы, музыка, познавательные сайты, фотографии, освоение полезных программ…
Домашний скалодром, появившись за несколько часов, сделался существенным расширением к уже тесному для подросших ребят спорткомплексу. На несколько лет он увеличил потенциал доступных в квартире физических нагрузок. Да и большая профессиональная боксерская груша помогла.
Мне хочется именно подчеркнуть принцип. Ведь всего не перечислишь. Каждый год, каждый месяц, каждый день что-то меняется. Динамичность – одна из ключевых черт развивающейся личности. И это одно из свойств жизни вообще.