Особенности формирования репертуара детского народно-певческого коллектива 2 страница

Уделяли особое внимание формированию у ребенка установки на исполнение композиции, так как важно «зацепить» интересы детей, их жизненный и игровой опыт, вызвать желание «войти в образ», показать его в движениях. Разнообразные композиции требуют различных установок, опоры на различные образы.

К концу учебного года мы провели диагностику. Сравнивая с результатами диагностики начального уровня, мы зафиксировали изменения в показателях по всем диагностируемым линиям:

- дети стали активно, эмоциональнее откликаться на музыку, двигаться с желанием, точнее передавая темп и ритм, в соответствии с частями и фразами музыкального произведения (3.0 балла);

- дети активнее используют в передаче танцевально-игровых образов жесты, мимику (2.6 балла);

- дети быстрее усваивают музыкально-ритмические композиции благодаря развитию умения удерживать внимание и запоминать, переключаться с одного движения на другое (2.9 балла).

Мы так же отметили, что дети стали активнее, любознательнее, увереннее и в других видах музыкальной деятельности.

Как показала наша практика, использование музыкально-ритмических композиций в педагогическом процессе со старшими дошкольниками делает занятия более привлекательными, игровыми и творческими.

Таким образом, наша деятельность показала, что развитие музыкальности и эмоциональности детей старшего дошкольного возраста посредством систематического применения на музыкальных занятиях музыкально-ритмических композиций возможно и дает положительные результаты.

Вместе с тем, мы отметили недостаточный уровень развития детей в показателе «умение придумывать свои движения» и ограниченность во времени музыкального занятия, вследствие чего мало использовали музыкально-ритмических композиции с творческими заданиями для детей.

Учитывая необходимость решения этих проблем, на основе индивидуальных особенностей детей на 2009-2010 учебный год мы разработали программу работы кружка «Танцевальные минутки».

Цель кружка:формировать средствамимузыки и ритмических движений музыкальность, эмоциональность и творческую активность старших дошкольников.

Особое внимание уделяем решению задачи - пробудить у дошкольников стремление самостоятельно вносить знакомые элементы движений в музыкально-ритмическую деятельность.

Мы предлагаем детям несложные творческие задания (в сочетании с другими приемами), постепенно усложняя их, в различные музыкально-ритмические композиции:

1. Импровизация на определенный музыкальный фрагмент знакомой музыкально-ритмической композиции.

2. Импровизация - этюд под незнакомую музыку, но на знакомый образ.

3. Инсценирование песен. Для подобных заданий подбираются песни с ярким, динамичным сюжетом, побуждающим к движению.

4. Игры – импровизации.

Анализируя данные диагностики в показателе «умения придумывать свои движения», мы отмечаем позитивные изменения как у детей подготовительной группы, занимающихся с применением на занятиях музыкально-ритмических композиций второй год (с сентября 2008 года), так и у детей старшей группы (с сентября 2009).

Мы планируем дальнейшее использование музыкально-ритмических композиций в работе со старшими дошкольниками, так как видим положительные изменения в развитии детей - что является показателем эффективности нашей деятельности.

Литература:

1. Буренина, А.И. Коммуникативные танцы- игры для детей. - СПб., 2003.

2. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. - СПб., 2000.

3. Ворожцова, О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. - М., 2003.

4. Михайлова, М.А. Развитие музыкальных способностей детей (популярное пособие для родителей и педагогов). - Ярославль: Академия развития,1997.

5. Тарасова К.В. Метод музыкального движения от Айседоры Дункан до отечественных модификаций.// Музыкальный руководитель.- 2009. - №1.- с.3-7.

6. Тютюнникова, Т. Движение и музыка.// Дошкольное воспитание. - 1999. - №4. - с.107-112.

7. Чибрикова-Луговская, А.Е. Ритмика: методическое пособие. - М.: Дрофа, 1998.

8. Эмоциональное развитие дошкольников. Пособие для воспитателей./под ред. А.Д.Кошеловой. -М.: Просвещение. - 1991.

9. Юрчук, Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников. - М., Творческий Центр. - 2008.

Речкина А. С.

ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

Творческое освоение и преобразование мира, творчество как свободную деятельность принято считать высшим проявлением человеческой природы. Общество, опирающееся на творческие подходы к жизнедеятельности, прогрессирует. Человек, как и общество, потерявшее огонь творчества деградирует. Философская энциклопедия определяет творчество как деятельность, порождающую нечто новое, никогда ранее не бывшее. Можно определить значение этого слова и по-другому, подчеркнув, что творчество является человеческой деятельностью, создающее новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью.

Отношения к творчеству, творцу в общественном сознании менялось в соответствии с эпохами развития человечества. Творец-созерцатель - в античном мире, творец-художник - в эпоху Возрождения, творец-мыслитель - в XVII-XVIII вв., ученый, конструктор в XIX - начале XX в. В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития.

В поиске инновационных преобразований российского общества возрастает необходимость формирования и развития творческой личности, способной к адаптации и преобразующей деятельности с позиции социальной ответственности и ценностных представлений, выработанных общечеловеческой культурой. Создание необходимых предпосылок для развития социально ориентированной, деятельной, креативно мыслящей личности есть основная задача современного российского образования.

Современная педагогика опирается на тезис о том, что задатки способностей к творчеству присущи любому человеку, любому ребенку. Задача педагогов - раскрыть эти способности, развить их.

Способности формируются постепенно в процессе активной деятельности. В ее обеспечении велико значение целенаправленной системы педагогических воздействий, достаточно гибких, учитывающих особенности детей. Главное в воспитании личности - создание условий для саморазвития человека. «Дети должны жить в мире красоты, игр, сказок, музыки, рисунка, фантазии, творчества» - писал В.А.Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям».

Неизменный факт в нашем изменяющемся обществе то, что школа является центром, ядром созидания и воспитания личности будущего, она служила, и будет служить для того, чтобы все усилия педагогов были направлены на развитие и воспитание личности. Творчество является двигателем всех школьных дел: учебы, внеклассной работы, труда, способный вовлечь в процесс педагогов, детей и родителей. Только при полном взаимопонимании, поддержке друг друга, участии родителей, возникает положительный творческий результат. Целостность учебно-воспитательного процесса укрепляет творческое начало и повышает мотивацию детей к познанию и самовоспитанию.

В целях достижения реального социализирующего эффекта творческая деятельность по мнению С.В.Евтушенко, должна отвечать следующим требованиям: должна удовлетворить познавательные интересы, увлекать, включать ребенка в творческий процесс; в процессе деятельности должно быть обеспечено осуществление реальных творческих достижений; творческие достижения должны вести к личностному росту ребенка (самореализация); в процессе творческой деятельности должен обогащаться социальный опыт воспитанников, формируется их субъектная позиция; задачи, решаемые ребенком в процессе творчества, должны носить социально значимый, общественно полезный характер.

Задача формирования творческой направленности может быть успешно решена в условиях специальной педагогической системы - гармонического комплекса, синтезирующего содержание, средства, формы и методы деятельности его участников, межличностные отношения. В рамках такой системы процесс креативизации пройдет упорядоченно, поэтапно, в единстве мотивизационной и операционной сторон творчества. Ключевой фактор успеха такой системы - целенаправленная деятельность педагогов.

Необходимо отметить основные компоненты творческой деятельности:

- отношение школьника ко всякого рода деятельности и к учению зависит прежде всего от мотивации деятельности;

- важнейшим условием развития творческого потенциала является свобода личности (свобода выбора цели, средств и способов деятельности);

- значимым для воспитания творческой личности является воспитание у учащихся мышления. Без развитого воображения у учащихся невозможен продуктивный процесс воспитания творческой личности;

- в мотивации творческой деятельности важную роль играют эмоции. Для воспитания личности, способной, к созиданию не только внешнего, но и своего внутреннего мира, необходимо целенаправленное воспитание умения чувствовать, переживать, управлять эмоциями и направлять их на пользу себе и людям.

Таким образом, для воспитания творческой личности необходимо создать специальные условия, которые способствовали бы полноценному ее развитию, применять в педагогической практике методы и приемы, которые мотивируют учащихся на творчество, развивают у них мышление, воображение, эмоции.

Особая роль в процессе многогранного развития творческих способностей детей в системе дополнительного образования художественно-эстетической направленности принадлежит детским школам искусств. Занимая особое место в социокультурном районе города, республики, Детские школы искусств являются уникальными образовательными учреждениями, реализующими, с одной стороны, образовательные программы художественно-эстетической направленности разного уровня, с другой - решающим культурно-просветительские задачи воспитания и образования детей и взрослых. Они имеют богатейший опыт методической, воспитательной, профессиональной работы с детьми. Детские школы искусств могут обеспечить осуществление следующих задач художественного образования:

- вовлечение детей и подростков в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков;

- использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики;

- широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования;

- раскрытие творческого потенциала детей и юношества;

- создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, активизирующей художественную творческую жизнь общества и т.д.

Детская школа искусств, созданная на базе общеобразовательной школы № 18 (Лицей Бауманский) в 1992 г., является не только образовательным учреждением, но и культурным просветительским центром для учащихся и их родителей. На 10 отделениях обучаются 870 учащихся. Основной целью Детской школы искусств является подготовка учащихся к взрослой жизни, т.е. воспитание качеств, необходимых для успешной социальной адаптации, успешной профессиональной ориентации, формирование мотивации личности к самообучению и развитию, к познанию и творчеству.

Детская школа искусств совместно с Лицем Бауманский создает все условия для того, чтобы творческие возможности ребенка реализовались в полной мере и переросли в творческие достижения разносторонне развитой личности, сочетающей высокий уровень духовного, эстетического и интеллектуального развития.

Развитие творческих способностей в Детской школе искусств осуществляются на уроках музыки, ИЗО, композиции, хореографии, вокала, внеклассных мероприятиях, индивидуальных занятиях, коллективного музицирования (хор, ансамбль, оркестры) и т.д. Обучение на музыкальных инструментах неразрывно связано с импровизацией и сочинением музыки, и играют важную роль в формировании творческих способностей детей, в воспитании их художественного вкуса и любви к музицированию.

Жители республики хорошо знают учащихся Детской школы искусств при Лицее Бауманский, т.к. они являются активными участниками многих культурно-массовых мероприятий. Совместно с общеобразовательной школой Детская школа искусств дает свыше 200 мероприятий в год: детская филармония, музыкальные и художественные гостиные, шефские концерты в детских домах и домах для престарелых и инвалидов, выставки, Фестиваль «Радужный мост», обрядовые календарные праздники и т.д. Участие в таких мероприятиях позволяет ребенку реализовать себя как неповторимую и творческую личность.

Огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей играют уроки изобразительного искусства. На уроках художественного отделения дети занимаются различными видами художественной деятельности: рисование, живопись, декоративная композиция, станковая скульптура, лепка. Выполнение игрушек и декоративных поделок развивает образное мышление, способствует воспитанию художественного вкуса и творческой познавательной активности школьников.

В ДШИ успешно функционирует фольклорное отделение. Обучение на отделении не только пассивное теоретизированное знакомство с различными жанрами народного творчества, а непосредственным участием ребят в творческом процессе. Такой принцип, взятый из опыта фольклорного наследия, соединяет процесс обучения с творчеством.

В Детской школе искусств используется исследовательская и проектная деятельность. Особое внимание уделяется работе с одаренными детьми. Разработаны программы «Одаренные дети», «Школа летней фольклорной экспедиции» и др.

Реализация образовательных программ основного и дополнительного образования как единый образовательный процесс решает не только задачи повышения мотивации обучения, развития интеллектуальных и творческих возможностей учащихся, но и способствует выявлению способных и одаренных детей, создает гармоничные условия для их ранней специализации. Более 30 выпускников продолжили свое образование в учебных заведениях культуры и искусства Москвы, Самары, Казани, Саратова, Йошкар-Олы и т.д.

Большое внимание в Детской школе искусств уделяется коллективному творчеству детей. Каждый ребенок Детской школы искусств занимается в каком-либо коллективе. Это коллективы сплоченные общими интересами и совместной деятельностью по решению общих творческих задач. В Детской школе искусств функционирует более 20 творческих коллективов. Среди них: детский образцовый ансамбль песни и танца «Узоры», детская образцовая студия эстрадной песни «Мозаика», лауреаты различных Российских и Международных конкурсов, оркестр русских народных инструментов, ансамбль гусляров, ансамбль скрипачей, ансамбль виолончелистов, оркестр духовых инструментов и т.д.

Постановка мюзиклов («Химеры Нотердама», «Клеопатра», «Ромео и Джульетта» и др.) особенный момент для школы. Музыка, танец, движение, слово, работы юных художников и дизайнеров сочетаясь, образуют калейдоскоп незабываемых моментов, дарующих радость юным артистам и тем, кому адресовано их творчество.

В настоящее время руководство и педагогический коллектив Детской школы искусств большое внимание уделяют вопросам совершенствования учебных программ. Наряду с примерными (типовыми) учебными программами, в процессе обучения используются модифицированные и авторские программы.

Разработана модель выпускника Детской школы искусств. Наш выпускник это:

- яркая индивидуальность, личность, обладающая высоким уровнем культуры, нестандартно мыслит, эмоционально и интеллектуально развит;

- умеет общаться с разными видами искусства, через них с окружающим миром и людьми;

- воспитан, организован, целеустремлен, умеет достигать поставленную в жизни цель;

- способен осуществлять самостоятельную продуктивную деятельность;

- способен к саморазвитию, руководствуется в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами;

- обладает разносторонними интересами, творческим мышлением, способен к самоопределению и самореализации;

- способен к художественно-творческой деятельности.

Наши многолетние наблюдения показывают, что дети, увлеченные творчеством серьезней относятся не только к творческим заданиям, но и к учебным предметам, стремятся к неформальному общению со сверстниками, преподавателями, родителями, становятся более открытыми для общения, охотно включаются в работу органов самоуправления, становятся опорой в своих классах, у них ярко выражены мотивы самореализации, проявляют творческий подход к делу в новых нестандартных ситуациях, программируют свои действия. Сегодня можно с уверенностью сказать, что модель нашего учреждения, как центра образования и культуры, востребована в социуме и дает свои положительные результаты. Увлекая ребенка творчеством, педагоги Детской школы искусств направляют развитие его интересов и склонностей, добиваются его творческой мотивации, вызвав стойкую потребность в творчестве, способную определить его дальнейшую судьбу. Победы наших детей в международных, всероссийских и республиканских конкурсах, фестивалях являются ярким доказательством высокого уровня обученности наших воспитанников.

Таким образом, школа искусств является эффективной школой творчества, главным показателем которой является личностные положительные изменения, происходящие с учеником в результате процесса обучения, освоения знаний, умений и навыков.

Литература:

1. Домогацкая, И.Е. Сборник инновационных проектов детских школ искусств / И.Е.Домогацкая. - М.: Научно-методический центр по художественному образованию, 2006.

2. Евтушенко, С.В. Педагогика творчества / С.В.Евтушенко. - М.: Федеральный институт развития образования, 2008.

Степанова И. Г.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МУЗЫКИ

Музыка - это искусство,

без которого невозможно жить!

Музыка учит не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Следовательно, она развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое, чувственное. Все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную. Кроме того, музыка развивает ассоциативную фантазию, без которой невозможно овладение другими видами искусств.

Мне как учителю музыки хотелось бы сравнить свой опыт работы с гаммой. Спросите почему? Да потому что, мой опыт работы начинался, как и в нотной грамоте все с азов. И только потом потихоньку без всяких скачков нужно подниматься, все выше и выше вверх к достижению своих целей опираясь на различные методики, любовь детей, их поддержку.

Десятый год работаю по программе Д.Б. Кабалевского в старших классах. По комбинированной программе в начальных классах (авторы Критская, Алиева, Сергеева, Шмагина, Ригиной), стремлюсь вызвать в детях ясное понимание и ощущение того, что музыка, как все искусство, не просто развлечение, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни и жизни каждого человека, в том числе каждого школьника. Урок музыки – урок искусства. Это значит, что музыка определяет все происходящее на занятиях: характер общения учителя с учащимися, методы, приемы донесения музыкального материала, логику организации занятия. Ведь и строится урок в опоре на закономерности самой музыки. В нем обязательно есть своя кульминация, подход к ней, заключение. И драматургия урока может быть аналогичной музыкальным формам иметь черты трехчастности, рондо, вариации и т.д. Т.е. в целом урок по содержанию и по форме должен представлять собой как бы произведение искусства.

На уроках должна звучать музыка, способствующая развитию у учащихся здоровых музыкальных потребностей и высокого вкуса. На уроке музыки, как нигде, тесно сотрудничают чувства и мысли, достигается единство творческих устремлений учителя и учащихся. Свобода в суждениях и ответах, творческая активность и инициатива учащихся, удовлетворенность от совместных занятий возникают именно благодаря музыке.

В процессе обучения расширяется музыкальный кругозор обучающихся, воспитывается художественный вкус. В каждом ребенке стараюсь раскрыть его лучшие качества. В процессе школьных занятий учащиеся старших классов знакомятся с различными музыкальными произведениями, в программу включаются не только произведения композиторов- классиков русских и зарубежных, но и национальный компонент (опера «Акпатр» - Эрик Сопаев, «Марийский край» - Андрей Эшпай), где дети анализируют общий характер, настроение музыки, структуру произведения.

Разрабатывая уроки музыки в старших классов, надо помнить, что их идея может зависеть не только от материала программы и педагогической задачи, стоящей перед учителем, но и от времени, когда рекомендуемой программой материал осваивается. Это может касаться и пения, и анализа произведения, и даже нотной грамоты.

В процессе подготовки урока вырисовываются и другие его компоненты: повторение усвоенного материала на предыдущих занятиях, закрепление услышанного произведения в сознании учащихся, характер, возможного домашнего задания. В это время происходит подбор певческих упражнений к конкретному хоровому произведению, поиск музыкального материала, на примере которого может быть предусмотрена возможность сочинение в разных интерпретациях, постановка проблемных заданий. Так, мы часто разбираем большие произведения: взять к примеру вальс из оперетты «Летучая мышь» Венского композитора Иоганна Штрауса. Прежде чем разобрать подробно это произведение, мы сначала его полностью разбираем вплоть до интонирования. То есть прослушав несколько раз произведение, мы его разбираем по форме, строению, характеру, главной теме, а потом уже интонируем рукой. Почему так делаем? Да потому, что сразу прослушав большое произведение очень трудно представить о нем что-либо, даже профессионалу. Подростки лучше воспринимают большие произведения, если мы разбираем все поэтапно. И тогда у детей появляется больше интереса к прослушиванию, разбору больших произведений.

Творчество учителя во многом обусловлено спецификой его деятельности, который носит публичный характер, осуществляется в определенной аудитории и требует умения управлять своими чувствами и настроениями. Вообще педагогический процесс связан с постоянным творческим поиском, поскольку учителю приходится действовать в изменяющихся условиях разнообразных педагогических ситуаций. При этом творческий процесс приобретает двусторонний характер: с одной стороны, творчества учителя, с другой - на основе применяемых им стимулирующих методов возникает творческая деятельность учащихся. Творческое состояние класса необходимо поддерживать и сделать творческий поиск совместным коллективным стремлением учителя и учащихся. Естественно, что их творческая деятельность не может проявиться сразу же в полном объеме, но учитель постепенно, шаг за шагом приобщает ребят к тому, вырабатывая потребность в самостоятельности суждений и оценок воспринимаемых явлений, пробуждает инициативу и творческую фантазию.

Чтобы творческие проявления учащихся носили последовательный и активный характер, учителю необходимо - подбирая дополнительный репертуар для урока музыки и для внеклассной работы, включать произведения, которые могут служить основой для развития конкретных творческих навыков и в это же время отвечать дидактическим задачам общего продвижения учащихся:

- с целью формирования у школьников ассоциативного мышления привлекать аналогичный материал из смежных областей других видов искусства;

- умело импровизировать в неожиданных ситуациях;

- использовать разнообразные формы работы, способствующие созданию на занятиях атмосферы творческой активности, заинтересованности (словесно-иллюстративная, поисковая и т.д.);

- разрабатывать серии творческих заданий и находить наиболее эффективные формы их постановки перед школьной аудиторией (в основном для этого используется внеклассная работа);

- применять различные виды творческой деятельности на каждом занятии, исходя из главной задачи каждого конкретного занятия.

Учитель музыки учит школьников искусству управления собственным восприятием в процессе познания музыки.

Музыка, как известно, самое сильное среди искусств по своему прямому и непосредственному воздействию на психику человека. От общения с музыкой на уроках, стараюсь, чтобы дети получали удовольствие. Только тогда в полной мере может быть осуществлена воспитательная функция музыки. Активное формирование у детей музыкальных способностей, творческих и исполнительских навыков является важнейшей предпосылкой успеха дальнейшего музыкального образования.

Опираясь на новейшие методики Э.Э.Сафарова, использую новые подходы к музыкальному воспитанию и образованию. Уроки музыки трактую как уроки духовно-нравственного и физического оздоровления детей средствами искусств. В связи с этим предусматриваю душевное состояние первоклассников: трудности адаптации к школе и стрессовый характер первого года обучения, а также общие социальные причины (70% населения России живет в состоянии хронического стресса), а предлагаемые творческие и музыкально игровые формы обучения, движения под музыку, импровизация

Поэтому обязательной рубрикой урока музыки ввожу музыкальные движения, игры, музыкальные сказки, благотворно действующие на психику школьника, а также это очень эффективный прием, помогающий детям лучше понять и почувствовать музыку. Часто для первоклассников провожу музыкальные пальчиковые игры, способствующие развитию речи, мышления, снятию спазмов рук, манипулирование маленькими предметами направленное на развитие точных мышечных движений.

То есть в своей работе использую здоровьесберегающую, развивающие технологии, на которые обращаю большое внимание. Большое значение придаю созданию на своих уроках «эмоционального климата». Положительные эмоции у детей способствуют быстроте и легкости усвоения, уверенности в своих силах. Опыт использования развития музыкально-эстетического образования с использованием здоровьесберегающей технологии дает положительные результаты. Учащиеся работают с интересом, охотно общаются, усваивают достаточно большой объем материала, проявляют фантазию и изобретательность. Все это обеспечивает эффективность обучения. С первых дней работы в школе я поняла, что важной частью обучения музыки является привитие интереса к предмету, и конечно важно использование здоровьесберегающей технологии, ведь хорошо получается то, что любишь, чем увлекаешься. В процессе изучения музыкального искусства формируются умения воспринимать и наблюдать музыкальные явления, определять художественную идею произведения. Дети решают творческие задачи на уровне импровизаций, учатся проявлять самостоятельность, разыгрывать воображаемые ситуации. Чтобы это все реализовалось, учителю нужно поставить правильно задачу. Задача учителя музыки - не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа.

В чем концепция развития обучения? Развивающая технология обучения предполагает:

- индивидуальное развитие;

- развитие в группах.

В связи с этим, цель, которую я поставила при обучении музыки в школе: развитие музыкально-эстетического образования с использованием здоровьесберегающей технологии. Данная методика предполагает:

- работа учителя направлена на то, чтобы рекомендуемые программой произведения учащиеся воспринимали ярко, эмоционально;

- еще один важный момент - это движения, они помогают войти в образ, почувствовать музыку, ее настроение, движение помогает снять стресс, напряжение, раскрепоститься;

- рисование картинок, здесь через рисунок ребенок выплескивает свои эмоции;

- работа учащихся в парах и группах, используя пластическое интонирование;

- проектные работы.

В своей педагогической деятельности стремлюсь не только научить детей свободно владеть музыкальными способностями, но и сформировать гуманную, всесторонне развитую личность учащегося. Взяв за основу различные методики, проводя и традиционные уроки, и уроки - праздники, которые провожу после изучения определенной темы. Такие уроки способствуют расширению кругозора детей, развитию творческих навыков. Занятия проходят в свободной раскрепощенной обстановке. Как учитель музыки создаю условия для музыкально-творческого самораскрытия природного дара каждого ребенка.

Тайгозина Е. В.

ТЕАТР В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

В современной психологии и педагогике отмечается влияние театрализованной игры на психическое развитие ребенка: формирование мотивационно потребностной сферы, способностей, идеального плана сознания, преодоление познавательного эгоцентризма, нравственных норм и правил поведения, произвольности поведения, эмоциональное развитие и т. д. (Л.А.Венгер, О.А.Карабанова, Д. Б.Эльконин и др.).

Реализация группового проекта «Социализация ребенка посредством театрализованной деятельности» (старший дошкольный возраст) предусматривает тесное взаимодействие ДОУ, семьи и социума; способствует повышению уровня сформированности основ социальной культуры у детей, развитию творческого потенциала, артистических способностей дошкольников.

Проект предусматривает выбор преемственных программ и учебных планов, составление перспективных планов по театрализованной деятельности, разработку занятий семейного театра «Театральный калейдоскоп», организацию работы с семьей по конструктивному общению и взаимодействию.

Наш семейный театр объединяет всех членов семьи, приобщая взрослых и детей к театральному искусству, про­буждая интерес к истории и культуре ма­лой Родины. Это совместные спектакли, где предоставляется хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, демонстрируя самостоятельность творчества, самовыражаясь с определенной степенью свободы. Такие спектакли - это и опыт переживаний, что способствует осо­знанию своего места в системе ролевых, де­ловых, межличностных связей, опыт изменения характера поведения, намерений, действий. Здесь расширяется круг детско-взрослого общения, со­здается полноценная среда развития дошкольников.

Наши рекомендации