Развитие пед мысли в р Греции и Риме. Спартанская и Афинская системы образования.

В Др Риме сначал обучение велось на дому, позднее у учителей появ-сь свои собствен школы. Во II в до н.э. – 3 вида школ: элементарн – платн., частн для небогат и незнатн населения. Чтение, письмо, счет, законы страны. Граммат – частн., платн., сы-новья привелигир родителей. лат и греч яз., риторика. В будущем – выборн руководящие должности. Риторские – высок плата, знатные родители. Риторика, философия, правоведение, греч яз, мат-ка, музыка. Для важн гос должностей Со времени возник-я Римск империи – грам и ритор школы превратились в гос школы. Задача – подготовка власти чиновников. Когда христианство – господств религия, вся работа школы – церковн хар-р.

Интересно Воспит-е в Др. Греции. В Спарте и Афинах – особ синонимы В-я: спрат и афинск. Общее – рабы лишены права обуч-ся в школах. Образ-е осущ-сь гос-вом. Задача – готовить воинов. С 7 до 18 лет – мальчики в гос воспит учреждения: агеллы. Рук-ль – педон. Особ внимание – физ воспитание, военно-гимнаст упр. + музыка, пение, религ танцы. Гл. задача – воспитание презрения к рабам. Нравст и полит В-е – во время бесед гос руководителей с молодежью. Детей приучали к четкости и краткости ответов (лаконич речь). 18-20 лет – в группу эфебов. Несли военн службу, продолжали военн и полит В-е. + особ внимание - военн и физ В-е девушек . В Афинах дети до 7 лет – воспит-сь дома. Девушки – дальнейшее В-е в семье, дом хоз-во. С 7до13 – мальчики в шк грамматиста и кифариста (частн, платн), занятия – дидаскалами. Чт., письмо, счет, буквослагат метод. В школах Кифариста – лит образ-е и эстетч В-е (музыка, пение, декламация). 13-14 – переход в уч заведения – палестры. Сичтема физич упр (пятиборье – бег, прыжки, борьба, метание диска, плаванье). Беседы по полит и нравсвт ?. Наиболее обеспечен – в гимназии (философия, политика, лит-ра, гимнастика. Малообеспечен- в семье ремеслу и грамоте.

Философск школы 6 в до н.э. Сократ (470-399 до н.э.). Этич ценности – добро, справед-ть, доблесть, нравст-ть, интеллект разв-е. Познание – в споре. Беседы. Убеждение. Диалог. Нач этап – общение, совместн поиск решения проблемы. Наводящие вопросы. Платон (428-348). Цели школы – доброд-ль, желание стать соверше гражд-м общ-ва, использовал звонок, призыв к занятиям. Мат-ка, диалектика, астрономия, естест-е. Методы – беседы, спор, диалог. учитывать личные склонности. Но лишь для свободных граждан общества. 3-6 л – спец воспит-ца, свеж воздух, игра. 7 л – гос школы. 12-16 л – палестры/гимнасии. 18-20 – воен гимнастика, философ подготовка. Аристотель (384-322). Задачи- осн занния, приобщение к труду, раз-е мышления, разв-е души. Общение во время прогулок, использ-е индукции и дедукции в познании. Ср-во убеждения – риторика. С 7 лет – обуч-е под контролем гос-ва. Этапы – подготов: письмо, чтение, счет, физ упр., музыка, рисование. 2. зание о природе, общ-ве, истории.3. аристократы: риторика, поэтика. Методы Обуч-я – повторение, продуман постоянн упр.

8. Развитие образования и пед идеалы средневековой Зап Европы.

В период средневековья – больш значение – катол церковь. Самые ранние – монастырск школы, внутрен школы для мальчиков, к-х отдавали в монашество; внешн шк – дети жителей данного церк прихода. В центрах церковн управл-я – соборн/кафедральн шк (внешн/внутрн). Приходск школы для мальч-в (чтение молитв на лат. Яз, церковн пение, письмо). Учителя – дух лица, получивш навыки уч работы. Читать – по лат буквослагат методам, по религ кнгам (разным почерком). Техника письма – сложна. Жесток телесн наказания. В низш школах – дети католич дух-ва. С 11 в – дети некотр крестьян. В семьях и мастерск-х – система ремесл учения – О труду. Курс О в монаст шк расшир-сь: включ риторика, диалектика, арифметика, геомет-я, астрономия, музыка. У детей светск феодалов – военно-физ умения, крепостн мораль, благочестие, правила поведления в высш общ-ве. До 7л – О в семье. С 7 –школы к вышестоящ феодалу (паж при жене). С 14до20 – оруженосец сюзерена, езда верхом, владение оружием. В 21г – посвящение в рыцари. Образов-е девушек – пансион при монастырях (общ курс Обуч-я).

В 12 в. – высшие уч заведения – универы. В средн Европе – в 14 веке. В 12 в - католический Парижск универ (образец для др). Церковь начинает глав-ть в универах, богословский фак-т = важный. Средневек Универы – 4 фак-та. На подгот - артистич- м = искусства (роль средней школы, Обуч-е =6-7 лет = степень магистр искусств. Дальше – один из 3-х фак-в: богословск., юридич., медиц (5-6 лет = звание доктор наук). Лекции, диспуты на основе тезисов докладов.

Ремесленники – цеховые школы (чтение, письмо на РЯ, счет, религия, обуч-е ремеслу – дома в мастерской отца. Купцы – гиль-дейские школы (та же прога). Постепенно эти школы – в нач городские школы, содержавшиеся гор самоуправлением (магистра-тами).

12. Пед учения Ян Амос Каменского. «Великая дидактика».

Я.А. Коменский (1592-1670) – вел чешск педагог. «Великая дидактика» (1632), «О культуре природн даров-й», «Материнск школа» (= перв рук-во по Восп-ю), «Законы хорошо организ-й школы», «Мир чувств вещей в картинках». По К., детям – 4 каче-ства: ум, воля, степень движения, речь. На чела в процессе О влияет соц фактор. Вед фактор – воспитание. Типология детей – любознат, послушные с острым умом; - с остр умом, неторопл.; - с острым умом, но упрямые; - тугодумы, медлит; - тупые, ис-порченные. Далекие Цели в-я: стремление к божеству. Близк: умст В-е, позание себя и оркуж-го, нравст В-е, умение управлять собой, религ В-е. Гл принцип – пр природосооб-ти. В раз-и н опираться на все законы природы. + признание природного равенства людей Типы школ – от рожд до 6 лет – материнск ш, 6-12 лет – школа РЯ (в каждом селе. Арифметика, история, ремесло, орфография). 12-18 л – латинс школы (в кажд городе для способн одаренных дете – диалектика, ИЯ. 18-24 – академии, 3 фак-та. + пампедия – школа гимназии.

Идея непрерывн образ-я. В соответствии с естеств методом обосновал метод принципы: системн-ти и посл-ти, четк ориентации на личность реб-ка, учет возрастн и псих особ-тей, наглядн хар-р Обуч-я. 1 место – В-е нравств-ти, религии, гуманности, по-рядочности, достоинства, справ-ти, мужества. Методы – личн пример, упр, деят-ть, убеждение, нравоучение. Отрицает метод наказ-я. Учитель д.б. великим, религиозным, грамотн, эрудир.

«Велик дидактика» – 1-ая книга о пользе дидактики. 2 кн – посвящение всем чит-м. 3 – обращена к правителям гос-в, церкви, ректорам школ, родителям. 33 главы. 1-3 – оправдание чела в чист виде. 4-6 лучшие чувства от природы, но их надо развивать. 7-10 – О-е д.б. коллективным, обоеполым, универсальн. 12-16 – школьн реформа, гл. 16 – треб-я к Обуч-ю, 17-19 – основы Обуч-я. 20-24 – методы Обуч-я, 24-32 – устр-во шк., дошкольное воспитание (материн школы). 33 – условия для реализ-ии своих идей в жизнь. Природосооб-е обучение, развитие природн дарований, соверш-ть языки, разв-е нравов. Дидакт правила – в основе позания и обуч-я чувств опыт – принцип наглядности (картинки); + сознат-ть Обу-я (от конкрет к абстракт, от общ к частному, + си-стемность О (связь между явлениями), + посл-ть О (ощущение – память – мышление – речь и рука), + посильность (доступно по возрасту). + прочность (не спешить в О), + повторение, + разв-е познават способностей, + Кл-урочн система, + нравст В-е, + роль учителя. Методы образ-я и Воспит-я: принцип нагл-ти, системность О (от фактов к выводам, от примеров к парвилам, от конкретн к абстракт, от легк к сложн., от общего к частн. Метод послед-ти. Треб-я к учителю – честность, настойчивость, добродетель, образ-ть, трудолюбие, любовь к делу, будить интерес к знаниям, проповедник, соверш-во в знаниях и умениях, знать цели и задачи.

14. Эмпирико- сенсуалист. Концепция воспитания нового человека. Джона Локка. «Мысли о воспитании».

Джон Локк (1632-1704) получил сред. схоласт. обр-е в Вестминст. шк., окончил Оксфорд. ун-т, где увлекался трудами круп. ученых- Декарт, Бэкон, Ньютон, ест. науки, медицина. Препод. в ун-те греч. яз. и лит-ру. Локк- «дитя» англ. революции. Глав. ср-во познания мира –ощущения, органы чувств. Он стан-ся на позиции сенсуализма ( влияние работ Коменского, Бэкона- нет ничего в разуме, чего не было бы в ощущ-х). Основа соверш-я чел-ка- сенсорный опыт. 2 стороны сен. опыта : внеш.-хар-ся теми предст-ми, кот. чел-к получает от общения с матер. миром, первич. ощущ-я; внутр.(рефлекс.)- связ. с актом мышления, с размышлением по поводу первич. идей, впечатлений. В обучении важ. роль играет сен. опыт. Глав. ср-во развития СО-обучение, кот. должно научить его восприятию, обработке. Основопол. фактор- развив. характер воспитания. Пед. система Локка носит двойств. хар-р: воспитание джентльмена и воспитание бедн. народа. Осн. работы- «Мысли о воспитании»(1693), «Проект о рабоч. школах»(1696).Свои пед. взглды Локк изложил в книге «Мысли о воспитании».Воспитание джентльмена д. б. разностор.(получ-е физич., нрав., умств. воспитания). Наст. джен-н воспитывается дома. I место- физич. восп-ие (в здор. теле- здор. дух ), с ран. детства закаливание тела, важ. значении строг. режима (прост. пища, физич. упр.,не одеваться тепло ни летом, ни зимой; жестк. постель). Прав. поставл. физ. воспитание способ.выработке мужества,настойчевости. II место-нрав. воспитание( учет принципа пользы и интересов личности, выработка характера, восп-е тверд. воли, упр. в добрых делах, помощь бедным). В восп-ии необход. избавиться от наказаний(телес.- приводят к вред. последствиям, раб. дисциплина созд. раб. хар-р). Методы восп-ия- личн. пример, метод естеств. последствий. Нужно избегать поощрения вещами. III место- умств. воспитание. В отборе содерж-ия образ-ия присутствует практицизм, утилитаризм. Читать, писать, обучать наукам- важно, но глав. Образование- ср-во для развития воли, хар-ра, нрав. дисциплинир-ия. Предметы- чтение, письмо, рисование, род. яз., фр. яз (путем разговора)., лат. яз. (обязат.),арифметика, эл-ты географии, истории. Изящ. эстет. воспитание- верх. езда, фехтование, танцы. музицирование. Поощрение любознательности, развлечения нужны, но д. б. полезн. Жалобы детей др. на др. д. пресекаться. Дети д. иметь игрушки разн. рода, полезно, чтобы они сами их делали. Воспитание для прост. народа д. носить обществ. хар-р, обучение в школах носит благотв. хар-р- овладение ремеслом, простейш. эл- ми грамотности, религ. воспитание ведет священник. Труд. воспитание- труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремесел может пригодиться деловому чел-ку как предпринимателю, предотвращает возможность вред. праздности.

15.16.Пед. идеалы французских просветителей. Концепция естеств. свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо. Роман «Эмиль или о воспитании».

Народ. движение против феод. строя оказало большое влияние на весь ход полит. жизни 18 в. Франц. просветители резко кри-тиковали религию как оплот феодализма, феод. строй и идеологию.Они, согл. Локку, отстаивали договорную теорию происхож-дения государства (Руссо, Дидро) и доказывали, что в своем «ест. состоянии» чел-к всегда имел «ест. право» на свободу, равенство и братство. Просветители верили в могуч. силу воспитания. Они б. убеждены, что , воспитав нового чел-ка, они тем самым пересоздадут мир. Путем просвещения б. уничтожены ложь, предрассудки, невежество прошлого, отпадет все отрицательное, свойств. феод-му.

Ж..-Ж.. Руссо(1712-1778) родился в Женеве в семье ремесленника- часовщика, не получил системат. образования, много лет скитался по Франции и Швейцарии, перепробовал ряд профессий.В 1749 Дижон. академия объявила конкурс для сочин-я на тему «Способ-л ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?». Руссо пишет трактат об образовании «Об ухудшении нравов», получает премию Дижон. академии. Централ. произведение- роман- трактат «Эмиль, или О воспитании».В основе учеб. процесса- система естеств. воспитания, учит. принцип природосообр-ти: следование восп-я за природой ребенка. Восп-ие не д. б. поспеш., д. учитывать возраст. особен-ти ребенка. Принцип природосообр-ти приобр-т больш. психол. смысл, ассоц-сь с принципом учета возр. особ-ей ребенка. Факторы развития реб-ка: основ. явл. окруж. среда и восп-ие, кот. обуч., разв., восп. Воспитание на лоне природы, принцип учета природы реб-ка. Руссо делил жизнь своего воспитанника на 4 периода. I период- от рождения до 2 л (младенчество)- жизнь в семье, глав. физич. восп-ие, забота о здоровье реб-ка. II период- от 2 до 12 л(сон разума, нопериод разв-ия чувств)-реб-к мыслит образами , чувствами, слаб. развито абстр. мышление, перв. впечатления, предоставление реб-ку самост-ти, глав. деятельност. сторона. Цель восп-ия- никакой, кроме той, кот. диктует сама природа чел-ка( учет ее особ-ей и разв-ия). Конкрет. знания не формир., но выдел. понятие «част. собсвенность»- через чувсвен. ощущения, на конкрет. примере(выращивание бобов). Для реб-ка лучше не знать книги, кроме одной-«Робинзон Крузо». Методы восп-ия- м. естеств. последствий, договор.III период- от 13 до 15 л – интенсив. умств. восп-ие, форм-ие понятийной сферы личности. Происходит выделение отдел. наук-форм-ие умений писать, читать, эл-ты астрономии, физики. геогр-ии. Использование исслед. метода( наблюдение, анализ). Руссо- предшественник проблем. обучения. Важно познакомить реб-ка с ремеслом, включение труд. восп-ия (пребывание в семье ремесленника). IV период-от 16 до 18 л- нравств. восп-ие: форм-ие нрав-ти, возвращение в город. Глав.- форм-ие добр. суждений. помыслов, поступков. Помощь бедным, разв-ие благотв-ти, знак-во с религией, искусством, лит-рой, историей, половое восп-ие. Восп-ие женщин- в семье, восп-ие хор. хозяйки, матери, д. б. интерес., воспитан. Патриот. восп-ие- люб. чел-к д. б. патриотом( знание особ-ей природы, в 10 л- знание полит. деятелей).

Наши рекомендации