Принцип ведения урока в соответствующем темпе
Существует ли вообще такая проблема: в каком темпе педагогу лучше вести урок? Судя по учебникам педагогики, дидактики, методики, такой проблемы как будто не существует. Может быть, и вправду ее нет? Тогда предложу вам провести такой эксперимент: передвигайтесь очень медленно, когда вы спешите. Походите так минут пять (дольше, пожалуй, не сможете), и я уверен: вы устанете вдвое сильнее, чем если бы ходили в привычном темпе. Или попробуйте говорить с собеседником крайне медленно, и вы увидите: устанете не только вы (от сдерживания, натиска мыслей), но и ваш слушатель (от напряжения понять наконец сказанное вами). Ваш слушатель из вашего сообщения в замедленном темпе извлечет меньше информации, чем в более ускоренном темпе, свойственном его восприятию.
…
Как было бы хорошо, если бы теория и практика обучения были так же богаты средствами описания тонкостей исполнения педагогических мелодий, как богата ими музыка…
Ни один из композиторов еще не написал свое произведение, не указав, какую его часть в каком темпе и с какой экспрессией следует исполнять, - это нужно для того, чтобы исполнение мелодии стало совершенным и обрело силу влияния на душу и эмоции слушателя.
Неужели педагоги меньше заинтересованы в том, чтобы их уроки имели большую силу влияния на душу и сердце маленького человека? Так, может быть, следовало бы задуматься о том, в каком темпе и с какой экспрессией следует исполнять на наших уроках те или иные педагогические процессы, которые можно осмыслить как педагогические мелодии? Все эти процессы, или мелодии, из которых будет состоять урок, требуют темповой и экспрессивной обработки. Я лично убедился в этом давно.
Еще несколько лет назад я мог записать в своем плане урока математики задания, вовсе не подумав о том, как буду их давать детям, как я исполню эту педагогическую мелодию в классе. И вспоминая теперь, с какой неосознанной экспрессией и в каком темпе задавал я тогда простые задачи своим малышам, понимаю, почему они тогда затруднялись в их решении, почему так неохотно участвовали на уроках. Сейчас этот педагогический процесс я, конечно, не назвал бы педагогической мелодией.
Вот как я проводил свои уроки прежде.
- Смотрите на меня! - обращался я к классу.
Пауза.
- Слушайте внимательно!..
В менторском тоне, медленно и четко произносил:
- Какое число надо прибавить к 6, чтобы получилось 10? Повелительно:
- Думайте все!..
Пауза.
- Поднимите руки, кто уже решил пример!
С предупреждением:
- А другие? Требовательно:
- Все!.. Все!.. Оглядывая класс:
- А ну-ка, Лери!
Лери (говорит медленно, осторожно). Надо прибавить 4...
Я (раздраженно): Нет, не так! Я же говорил вам: надо давать полный ответ!
И опять в менторском тоне, подчеркнуто:
- К шес-ти на-до при-ба-вить...
Повелительно:
- Продолжай!
Лери. К шести надо прибавить четыре, чтобы получилось десять!
Со снисхождением:
- Вот так! Садись и не забывай, как нужно отвечать!
И так далее.
Нетрудно заметить: общая тональность этого процесса - императивная, темп ведения урока - замедленный. Разве могли детям нравиться такие уроки, не говоря уже о переживании ими чувства радости познания, радости общения с педагогом?
Предложу теперь такое же описание педагогического процесса в моем современном «исполнении».
Решительно и быстро, заинтересовывая:
- Опустите головы на парты, дети! (Незначительная пауза.)
Закройте глаза!
Вполголоса, предупредительно:
- Повторять задачу не буду!
Шепотом, спокойно, с незначительными паузами:
- Я задумал число... Если прибавить к нему 6, то в сумме получится 10!
Игриво:
- Какое я задумал число?.. Покажите пальцами!
Дети, не поднимая головы и не открывая глаз, показывают свой ответ пальцами. Быстро обхожу весь класс, подхожу к каждому ребенку, легко прикасаюсь к его поднятым пальцам и говорю вполголоса (если ответ правильный):
- Правильно... Спасибо... Верно... Молодец!..
В том случае, если ответ неправильный, шепчу на ухо тоном, вселяющим надежду и доверие («Ты ведь можешь!»):
- Ошибся!.. Подумай еще!.. Я к тебе вернусь!.. После обхода всех детей - сразу и решительно:
- Второе задание! Незначительная пауза.
- Забыл, какое отнял число от 10, однако знаю, что осталось 7!
Интригующе, быстро:
- Какое число я забыл?
Снова подхожу к каждому ученику, шепчу на ухо:
- Правильно!.. Спасибо!.. Подумай еще!.. А потом шепотом, загадочно:
- Хотите пример-загадку?
Дети, не поднимая головы, не открывая глаз, также шепотом]
- Хотим!
Живо, энергично, вполголоса:
- Пусть каждый из вас задумает любое число от 1 до 5!; Пауза (даю возможность выбрать число).
Вполголоса: «Задумали?»
Дети шепотом: «Да!»
Прибавьте к задуманному вами числу 3! Пауза (даю возможность совершить операцию). Вполголоса:
- Прибавили? Дети шепотом: «Да!»
Интригующе и вполголоса: «Прибавьте еще 2!.. Из полученной суммы вычтите задуманное вами число!.. Вычтите еще 1!»
Пауза.
- Хотите, я разгадаю, что у вас получилось? Дети заинтересованно: «Да!»
Решительно и весело: «Поднимите головы! Смотрите на меня!» Затем быстро и решительно записываю на доске цифру, прикрываю занавеской, чтобы дети ее не видели.
Живо и быстро:
- Что у вас получилось? Скажите вместе! Взмах рукой, хоровой ответ детей в полный голос:
- Четыре!
Сразу отодвигаю занавеску на доске.
- Верно я угадал?
Дети (удивленно и радостно): «Да!»
Радушно: «Хотите объясню, как я угадал?»
Дети (радостно и нетерпеливо): «Хотим!»
И так далее.
Каков же темп этой педагогической мелодии? Он живой, наступательный, переходящий то в быстрый, то в спокойный, замедленный.
А тональность? Она - мажорная, стимулирующая, вселяющая уверенность, интригующая. В ней нет места грубости, раздражительности, нервозности.
Уверен, что темп ведения урока, экспрессия подачи учебного материала детям имеют исключительно важное значение для воспитания у детей радостного отношения к учению, для полного усвоения ими знаний.
Задание 13. . Посмотрите видеоурок. Проанализируйте его по схеме.