Перечень инвентаря и оборудования
Рациональное оснащение учебно-тренировочного процесса в специализированных учебно-спортивных заведениях существенно улучшает его качество. Основным оборудованием для проведения занятий по каратэ является специализированный зал с комплексом необходимых помещений и служб. Наряду с этим применяется вспомогательное оборудование зала физической подготовки, специализированного тренажерного зала, оборудование для контроля за состоянием спортсменов, оборудование восстановительного центра.
Ниже приведен примерный перечень необходимого оборудования и инвентаря.
Специализированные залы для занятий каратэ должны быть размером не менее 24×12 м, для групп ВСМ ‑ 30×18 м с высотой потолка 6 м. Пол в зале должен быть деревянным, освещение 1000 люкс/ . Зал должен быть оборудован приточно-вытяжной вентиляцией и иметь следующее оснащение: ковер для каратэ (татами), зеркала на стенах, боксерская груша (мягкая), подушки настенные, мешки боксерские, груши насыпные, груши пневматические на платформе, чучела борцовские, лапы круглые, лапы веерные, маты гимнастические, часы настенные с электронным табло, оснащенные секундомером.
Зал физической подготовки: гимнастические стенки, скамейки, перекладины, маты; штанга тренировочная, набор гантелей; набивные мячи (вес от 1 до 5 кг); пояса отягощения; мячи для спортивных игр (баскетбольные, волейбольные, гандбольные, футбольные); приспособления и разметка для игр; защитные сетки или жалюзи для окон; скакалки, гимнастические палки; учебные тренажеры; амортизаторы; тренажеры избирательного воздействия; и т. п.
Методический кабинет: телевизор, видеомагнитофон, стенды постоянной информации, стенды текущей информации, методическая библиотека (справочные издания, журналы, газеты, учебные видеофильмы и т. п.).
Восстановительный центр: массажный стол: аппарат ультрафиолетового облучения, светотепловые ванны, ингаляторы, аэронизатор, гидромассажный аппарат, магнитофон и акустическая система.
Если в помещении спортивной школы отсутствует игровой зал, то необходимо, чтобы зал физической подготовки был приспособлен для игр (баскетбол, волейбол, гандбол).
В таблице 51 приведен примерный перечень спортивной одежды и обуви специального назначения для учащихся и тренеров-преподавателей учебно-спортивных заведений Республики Беларусь по каратэ (в соответствии с Приложением № 3 к Приказу Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 27 апреля 1999 г. № 562),в расчете на одного занимающегося.
Таблица 51
Примерный перечень спортивной одежды и обуви специального назначения для учащихся и тренеров-преподавателей учебно-спортивных заведений
Республики Беларусь по каратэ
№ | Наименование | Ед. измер. | Расчетная ед. на школу, на группу, на заним. | Этапы подготовки | На каждого тренера | ||||||||
НП | УТ | СПС | ВСМ | ||||||||||
Кол-во | Срок годности | Кол-во | Срок годности | Кол-во | Срок годности | Кол-во | Срок годности | Кол-во | Срок годности | ||||
Кимоно – костюм для занятий каратэ | шт. | на зан. | |||||||||||
Накладки на руки | |||||||||||||
Обувь тренировочная мягкая | пара | -//- | 0,5 | 0,5 | |||||||||
Пояс (синий, красный) | шт. | -//- | |||||||||||
Голеностопник | шт. | -//- | ‑ | ‑ | |||||||||
Наколенник | шт. | -//- | ‑ | ‑ | |||||||||
Бинт эластичный | шт. | -//- | ‑ | ‑ | |||||||||
Жилет защитный | шт. | -//- | |||||||||||
Жилет защитный жен. | шт. | -//- | |||||||||||
Защита на голень и стопу | пара | -//- | |||||||||||
Раковина защитная паховая | шт. | -//- | |||||||||||
Капа назубная | шт. | -//- | ‑ | – | ‑ | ‑ | |||||||
Костюм тренировочный | шт. | -//- | ‑ | – | |||||||||
Костюм с/веса (ветрозащитный) | шт. | -//- | ‑ | ‑ | ‑ | ‑ | |||||||
Туфли кроссовые | пара | -//- | ‑ | ‑ | 0,5 | 0,5 | |||||||
Носки ч/ш | пара | -//- | ‑ | ‑ | 0,5 | 0,5 | 0,5 | ||||||
Шапочка спортивная ч/ш | шт. | -//- | ‑ | ‑ | |||||||||
Футболка | шт. | -//- | ‑ | ‑ | |||||||||
Сумка спортивная | шт. | -//- | ‑ | ‑ | ‑ | ‑ |
ДОКУМЕНТАЦИЯ
Специализированные учебно-спортивные учреждения должны иметь следующую документацию:
‑ устав;
‑ анализ работы за прошедший год;
‑ годовой план работы, утвержденный учредителем. Он должен включать разделы организационной, учебной, спортивно-массовой, методической и финансово-хозяйственной работы, повышения квалификации, медицинского обеспечения;
‑ план комплектования по отделениям, учебным группам и контингенту учащихся, утвержденный учредителем;
‑ списки учащихся по отделениям и группам, их личные дела (заявления о приеме, личные карточки, врачебно-контрольные карты);
‑ контрольно-переводные нормативы по общей и специальной физической подготовке, протоколы и графики проведения испытаний по ним;
‑ расписание занятий;
‑ журналы учета учебной работы;
‑ книга приказов школы;
‑ книга учета учащихся;
‑ книги входящей и исходящей документации;
‑ книга учета разрядников и судей по спорту;
‑ календарь спортивно-массовых мероприятий, утвержденный учредителем;
‑ положения и протоколы соревнований;
‑ смета расходов специализированных учебно-спортивных учреждений, утвержденная учредителем;
‑ смета доходов и расходов по внебюджетным средствам;
‑ правила внутреннего распорядка;
‑ штатное расписание;
‑ личные дела работников специализированных учебно-спортивных учреждений;
‑ тарификационный список тренеров-преподавателей;
‑ табели работы;
‑ положение о премировании работников;
‑ копии статистических отчетов по установленной форме.
Тренеры должны иметь поурочные конспекты, индивидуальные планы подготовки спортсменов групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бокс: учебник для ин-тов физической культуры / под общ. ред. И.П. Дегярева. М.: ФиС, 1979. – 287 с.
2. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. ‑ М.: ФиС, 1988. – 331 с.
3. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса/ Ю.В. Верхошанский. ‑ М.: ФиС, 1985. – 215 с.
4. Дубровский, В.И. Реабилитация в спорте / В.И. Дубровский. ‑ М.:
ФиС, 1991. – 206 c.: ил.
5. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учеб. для
ин-тов физ.культуры / Л.П. Матвеев. ‑ М.: ФиС. 1991. ‑ 543 с.: ил.
6. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте: общая теория и ее практические приложения / В.Н Платонов. ‑ Киев: Олимпийская литература, 2004. ‑ 808 с.
7. Филин, В.П. Теория и методика юношеского спорта: учеб. пособие
для ин-тов и техникумов физ. культуры / В.П. Филин. ‑ М.: ФиС, 1987. ‑
330 с.
8. Боевые и спортивные единоборства: справочник / под общ. ред. А.Е. Тараса. ‑ Минск: Харвест, 2002. ‑ 640 с.
9. Войнар, Ю. Теория спорта: методология программирования / Ю. Войнар, С.Д. Бойченко, В.А. Барташ. ‑ Минск: Харвест, 2001. ‑ 320 с.
10.Карпман, В.Л. Тестирование в спортивной медицине / В.Л. Карпман [и др.]. ‑ М.: ФиС, 1988. ‑ 208 с.
11.Спортивная борьба: учебник для ин-тов физ.культуры / под ред. А.П. Купцова. – M: ФиС, 1978. ‑ 424 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ