Развитие понимания долготы звучания 1 страница

Занятия развивают прослеживающую функцию глаза, мелкую моторику (осо­бенно указательный и средний пальцы ведущей руки), учат соотносить длитель­ность звучания с длиной дорожки, т. е. помогают установить связь между мо­торным и речевым компонентами. Все занятия проводятся за столом.

Обратите внимание: если ребенок правша, проводите его рукой справа нале­во. Если левша — наоборот (слева направо). Это основное правило при проведе­нии всех последующих игр.

СЕНТЯБРЬ

«Мы гуляем и поем»

Оснащение: две прямые дорожки, вырезанные из грубой наждачной бумаги (шириной 2 см, длиной 5 и 30 см).

Ход игры: скажите ребенку: «Наши пальчики пойдут гулять». Возьмите ма­лыша за ведущую руку, выдвиньте его указательный и средний пальцы вперед, наложите свою ладонь сверху и проведите его пальчиками по короткой дорож­ке, пропевая «а-а». «Ой, какая короткая дорожка! Как быстро она закончилась! Пойдем по другой».

Положите длинную дорожку перед ребенком: «Сейчас (имя ребенка) пойдет гулять по длинной дорожке и будет песенку петь: „А-а-а-а-а". (Пропевайте за малыша в случае необходимости.) Как (имя малыша) поет?» — «А-а-а-а-а».— «Долго идем — долго поем».

ОКТЯБРЬ

« Долго—коротко »

Оснащение: колокольчик.

Ход игры: дайте ребенку колокольчик. Помогите малышу его рассмотреть. Научите им звенеть. Скажите: «Давай долго будем звенеть колокольчиком, дол­го-долго». Помогите малышу это сделать: «Динь-динь-динь-динь. А теперь — коротко: динь. А теперь опять долго-долго».

НОЯБРЬ

«Долго—коротко» (продолжение)

Оснащение: барабан.

Ход игры: дайте ребенку барабан. Помогите малышу его рассмотреть. Нау­чите ребенка бить в барабан. Скажите: «Давай долго будем бить в барабан, дол­го-долго». Помогите малышу это сделать: «Бам-бам-бам-бам. А теперь — корот­ко: бам». А теперь опять долго-долго».

ДЕКАБРЬ

«Большой и маленький мишки»

Оснащение: большой мишка (примерно 12 см высотой), маленький мишка \ (примерно 6 см высотой), две прямые дорожки, вырезанные из наждачной бума­ги № 0.

Ход игры: скажите: «Мишки хотят гулять. Поможем им. Где большой миш­ка? Правильно, вот он. Большой мишка пойдет по длинной дорожке». Возьмите малыша за ведущую руку, в которой зажат мишка, и проведите, по возможно­сти плавно, по длинной полоске бумаги: «Дли-и-и-и-инная дорожка! Мишка до-о-о-о-о-лго гуляет».

Потом аналогично поиграйте с маленьким мишкой (по короткой дорожке). Затем проведите пальчиками малыша по тем же дорожкам (как в игре «Мы гуляем и поем»).

ЯНВАРЬ

«Мишка идет в гости»

Оснащение: мишка большой (12 см высотой), две прямые дорожки из мелкой наждачной бумаги (ширина 2 см, длина 5 и 30 см), две небольшие картинки с изображением колокольчика и барабана.

Ход игры: скажите: «Мишка шел в гости: топ-топ-топ-топ-топ. До-о-о-о-о-лго шел. Колокольчик нашел. Пошел мишка по короткой дорожке — топ-топ. Ба­рабан нашел». Проведите пальчиками малыша по дорожке.

Внимание! Повторение звукоподражаний от малыша не требуется.

ФЕВРАЛЬ

«Длинная—короткая дорожка»

Оснащение: небольшие по размеру игрушки (6-10 см): поросенок, собачка, кошка, две прямые дорожки из гофрированной бумаги из-под конфет (ширина 2 см, длина 5 и 30 см).

Ход игры: двигайте рукой малыша с зажатой в ней игрушкой (собачкой, по­росенком, кошкой) и говорите: «Собачка идет в гости: ав-ав-ав-ав-ав. Уф, устала собачка. Поросенок идет в гости: хрю-хрю-хрю-хрю-хрю. Уф, устал поросенок. Кошка идет в гости: мяу-мяу-мяу-мяу-мяу. Уф, устала кошка. Решили они пой­ти по короткой дорожке. Сначала собачка пошла: ав-ав. Пришла. Поросенок пошел: хрю-хрю. Пришел. Кошка пошла: мя-яу. Пришла». Затем проведите пальчиками малыша по дорожкам, как в игре «Мы гуляем и поем».

МАРТ

«Машины»

Оснащение: две машинки — побольше и поменьше; две дорожки, вырезан­ные из вельветовой ткани и наклеенные на картон (ширина 2 см, длина 5 и 30 см). Короткая дорожка — прямая, длинная — в виде полумесяца.

Ход игры: спросите малыша: «Какую ты хочешь машинку — большую или маленькую? Возьми». Если он взял большую машину, то она поедет по длинной дороге. Маленькая — по короткой. По-разному произносите звукоподражания: длинно (би-би-би-би-би) и коротко (би-би). Управляйте рукой малыша, в кото­рой зажата машинка. Особое внимание обратите на длинную дорожку — она изогнута. В заключение игры проведите по дорожкам пальчиками малыша.

АПРЕЛЬ «Сапожки»

Оснащение: наперсток; две дорожки, вырезанные из бархатной бумаги (ши­рина 2 см, длина 5 и 30 см). Прямая дорожка — короткая, изогнутая — длин­ная.

Ход игры: наденьте на указательный палец малыша наперсток. Возьмите его за указательный палец, положив свою кисть поверх кисти малыша, и проведите сначала по короткой дорожке: «Бум-бум», а затем — по длинной: «Бум-бум-

бум-бум-бум». Снимите наперсток и проведите по дорожкам пальчиком малы­ша, по возможности вызывая у него повторение звукоподражаний.

МАЙ

«Из-за леса, из-за гор»

Оснащение: прямая дорожка, вырезанная из бархатной бумаги, шириной 2 см и длиной 15 см.

Ход игры, возьмите ребенка за руку, выдвинув вперед указательный и сред­ний пальцы его руки. Положите свою ладонь сверху, проведите пальчиками малыша по дорожке в такт словам: «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор». Второй вариант: проводите большим пальцем малыша на каждый слог стихо­творения.

2) способность к дифференцировке слуховых сигналов, где широко использу­ются звучащие игрушки: погремушки, колокольчики, свистульки, металлофо­ны, барабаны, бубны и другие. Начинать работу надо с пар игрушек с резко контрастным звучанием.

Ребенок раннего возраста дифференцирует звучание игрушек, начиная с 2-3. Малыш показывает, что звучало. При возможности называет игрушку. Обяза­тельно сам извлекает звуки с помощью игрушки. Играя со звучащими игрушка­ми, ребенок исподволь учится различать звуки: по продолжительности звуча­ния (долгие-короткие), по высоте звучания (высокие-низкие), по громкости (громкие-тихие). Учится передавать элементарный ритмический рисунок, темп, силу звучания. В разделе представлены 16 игр, расположенных с постепенным усложнением в соответствии с лексическими темами.

ОКТЯБРЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ « Барабан—погремушка »

Чему учится ребенок: различать звучание барабана и погремушки; знать, по возможности называть эти звучащие игрушки; знать и называть части тела: ручки, ножки; понимать глаголы «стучит», «звенит».

Оснащение: барабан, погремушка.

Ход игры: на первом занятии покажите ребенку игрушечный барабан и ска­жите: «Это барабан». Спросите: «Что это?» Расскажите: «У барабана палочки. Палочками стучат по барабану вот так (постучите палочками)». Затем предло­жите постучать ребенку. Пока он стучит, маршируйте по комнате. Затем возь­мите барабан, прочтите рифмовку:

Барабан стучит, стучит, (стучите по барабану) Ножкам он ходить велит. (ребенок шагает по комнате)

На втором занятии покажите погремушку. Скажите: «Это погремушка». По­кажите погремушку ребенку и спросите: «Что это?» Скажите: «Погремушка звенит так (позвените погремушкой)». «Как звенит погремушка?» (Предложи­те погремушку ребенку.) Пока он звенит погремушкой, выполняйте движения руками: «ручки пляшут». Возьмите погремушку, прочтите рифмовку:

Погремушечка звенит, (позвените погремушкой)

Ручкам танцевать велит. (ребенок выполняет движения кистями рук)

На третьем занятии покажите барабан и погремушку. Попросите ребенка по­казать барабан, погремушку. Спросите: «Что это?» (Показывая на барабан, на погремушку.) Затем за ширмой постучите по барабану или позвените погремуш­кой, а ребенок выполнит соответствующие движения.

ОКТЯБРЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ «Семейный оркестр»

Чему учится ребенок: различать звучание барабана и погремушки; узнавать изображения барабана и погремушки; знать и называть членов семьи.

Оснащение: картинки с изображением барабана, погремушки. Ход игры: прочтите рифмовку:

С мамой будем мы играть, Маму будем забавлять.

Спросите ребенка: «С кем будем играть?» Поднимите картинку с изображени­ем барабана, скажите:

На картинку посмотри, Начинаем: раз, два, три.

Ребенок стучит палочками по барабану. Уберите картинку, попросите ребенка положить палочки. Поднимите картинку с изображением погремушки, скажите:

На картинку посмотри, Начинаем: раз, два, три.

Попросите ребенка позвенеть погремушкой. Уберите картинку, попросите ре­бенка положить погремушку. Затем дайте ребенку две картинки с изображени­ем погремушки и барабана. Спросите:

Кто из деток угадает, На чем мамочка играет?

За ширмой постучите по барабану. Ребенок должен поднять картинку с изо­бражением барабана. Спросите:

Что же это так звенит, \

Всех ребяток веселит?

За ширмой позвените погремушкой. Ребенок должен поднять картинку с изо­бражением погремушки. Играть в эту игру можно со всеми членами семьи.

Усложнение: ребенку предлагается третья звучащая игрушка — бубен (по той же схеме: знакомство со звучащей игрушкой, игра на ней; различение звучания бубна от других игрушек).

НОЯБРЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ «Угадай игрушку»

Чему учится ребенок: различать звучание игрушки: барабан, бубен, погре­мушка; знать и называть их.

Оснащение: картинки с изображением звучащих игрушек.

Ход игры: разложите на столе картинки с изображением звучащих игрушек: барабана, бубна, погремушки. Поставьте на наборное полотно картинку с изо­бражением одной из них. Скажите: «Найди такую картинку. Что это?» Так называйте все игрушки. Прочтите рифмовку:

Ну-ка глазки закрывай, (играйте на одной из трех игрушек. Ребенок Что звучало — отгадай! закрывает глаза, угадывает, что прозвучало,

поднимает соответствующую картинку)

НОЯБРЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ «Дождик»

Чему учится ребенок: различать ритм звучания: частое и редкое звучание металлофона; понимать и употреблять существительные «дождик», «ладошка», «дом»; глаголы «капал», «пошел»; понимать и употреблять прилагательные «ма­ленький», «сильный».

Оснащение: молоточек, металлофон.

Ход игры: прочтите рифмовку:

Дождик капал понемножку, Протянули мы ладошку.

Редко ударяйте молоточком по металлофону. Попросите ребенка протянуть ладошки. Скажите: «Маленький дождик». Часто ударяйте молоточком: «Дождь пошел сильней, сильней, убегайте в дом скорей». Ребенок складывает ладошки домиком. «Сильный дождь». Попросите ребенка:

Слушай внимательно,

Думай старательно,

Какой дождь стучит редко?

Маленький дождик. (ребенок протягивает ладошки)

Сильный дождь. (ребенок «выстраивает домик»)

ДЕКАБРЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ

«Курочка и цыплятки» (см. Приложение 2, с. 132)

Чему учится ребенок: различать частое и редкое звучание металлофона; раз­вивать ассоциативное мышление; знать и называть курицу, цыплят.

Оснащение: картинка.

Ход игры: покажите ребенку картинку «Курочка с цыплятками». Скажите: «Это курочка. Это ее детки, цыплятки. Покажи курочку. Кто это? Покажи цы­пляток. Кто это?» Ребенок отвечает. Прочтите рифмовку:

Курочка гуляла,

Червячка искала. (редко ударяйте по металлофону)

Червячка нашла,

Деток позвала.

Цыплятки прибежали,

Червячка склевали. (часто ударяйте молоточком)

Спросите:

«Про кого я играю?» {ударяйте молоточком то редко, то часто)

Ребенок показывает курочку и цыпляток, по возможности называя их.

ДЕКАБРЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ «Подарок елочки»

Чему учится ребенок: различать звучащие игрушки: барабан, металлофон, бубен; знать и употреблять названия этих игрушек; понимать и употреблять в речи глаголы «играет», «звенит», «звучит».

Оснащение: искусственная елочка, барабан, бубен.

Ход игры: поставьте на стол искусственную елочку. Скажите: «Елка в гости к нам пришла, всем игрушки принесла (вынимайте барабан). Это барабан. Он звучит так (постучите палочками). Это бубен (позвените бубном). Это метал­лофон (поиграйте на металлофоне)». Предложите ребенку поиграть на бараба­не, позвенеть бубном, поиграть на металлофоне. Прочтите рифмовку:

А теперь не зевай, Что играет, угадай!

Закрывайте инструменты-игрушки елочкой, выставляйте перед ребенком еще один набор таких же игрушек. Вызывайте звучание игрушки, ребенок угадыва­ет, что звучит, «играет» на таком же инструменте-игрушке.

ЯНВАРЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ

«Длинные—короткие дорожки»

Чему учится ребенок: слышать и называть долгие и короткие звуки; осуще­ствлять показ долготы звука рукой; понимать и употреблять в активной речи прилагательные «длинная», «короткая», «долгий», «короткий».

Оснащение: губная гармошка.

Ход игры: покажите ребенку губную гармошку. Скажите: «Это губная гар­мошка. Она играет так» (поиграйте на гармошке).

Прочтите стихотворение:

Я гуляю по дорожке, Я играю на гармошке. Длинную дорожку

Играй, моя гармошка! (издайте долгий звук и показывайте рукой

длинную дорожку, ребенок присоединяется)

Прочтите:

Короткая дорожка —

И замолчит гармошка. (издайте короткий звук и показывайте рукой

короткую дорожку, ребенок присоединяется)

Показ долготы звука можно осуществлять на карточке с наклеенными полос­ками разной длины (лучше, чтобы полоски были выпуклыми или шершавыми).

ЯНВАРЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ «Считаем пуговки»

Чему учится ребенок: различать темп звучания, выполнять соответствующие движения быстро—медленно; понимать и употреблять наречия «быстро», «мед­ленно»; понимать и употреблять глаголы «снимает», «надевает», «считает».

Оснащение: карточка с изображением кофточки с нашитыми пуговицами.

Ход игры: дайте ребенку карточку с изображением кофточки с нашитыми пуговицами.

Прочтите рифмовку:

Маша кофту надевает,

Очень медленно считает: (пуговки перебираете)

Вот пуговка, (на слово «вот» ударяете молоточком по металло-

Вот пуговка, фону, ребенок соответственно ударам показывает

Вот пуговка, пальчиком пуговочки на изображении кофточки)

Вот пуговка!

Быстро кофточку снимает, (быстро проводите молоточком по металлофону,

Пуговки не считает. ребенок проводит пальчиком по пуговицам)

ФЕВРАЛЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ «Егорка на горке»

Чему учится ребенок: слышать высокое и низкое звучание дудочки; пони­мать и употреблять наречия «наверху», «внизу»; показывать высоту звука жес­том руки; понимать и употреблять в активной речи предложенные конструкции «на горку», «с горки».

Оснащение: дудочка.

Ход игры: покажите ребенку дудочку, издающую звуки разной высоты. Ска­жите: «Это дудочка. Дудочка может играть так (сыграйте высокие звуки, под­нимая свободную руку). Дудочка может играть так (звуки в нижнем регистре, опускайте свободную руку)». Прочтите стихотворение:

Полез Егорка

На высокую горку, (высокий звук, поднимите руку вверх)

Свалился с горки,

Ловите Егорку! (низкий звук, опустите руку)

Спросите ребенка: «Где Егорка: наверху или внизу?». Извлеките высокий и низкий звуки. Ребенок соответственно поднимает или опускает руку.

ФЕВРАЛЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ

«Мышки и мишки» (см. Приложение 2, с. 132)

Чему учится ребенок: слышать высокое и низкое звучание свистульки и ду­дочки; называть дикое животное соответственно прозвучавшим игрушкам; по­нимать и употреблять глаголы «петь», «реветь».

Оснащение: свистулька и дудочка.

Ход игры: покажите ребенку две картинки. На одной — изображение мышки, на другой — мишки. Скажите: «Это мышки. Это мишки». Попросите ребенка показать, где мышки. Затем — где мишки. Прочтите рифмовку:

Мышки стали песни петь, (поиграйте на свистульке с высоким звучанием)

Мишки начали реветь. (поиграйте на дудке в нижнем регистре)

Ну-ка, не зевайте,

Ну-ка, угадайте:

Мышки или мишки? (попеременно звучат свистулька и дудочка)

МАРТ, 1-2 НЕДЕЛЯ

«Мамочка дома или нет?»

Чему учится ребенок: различать минорные и мажорные мелодии, исполнен­ные на любом музыкальном инструменте; понимать и употреблять наречия «ве­село», «грустно», «тихо», «пусто».

Оснащение: записи.

Ход игры: прочтите ребенку стихотворение:

Мамочка проснулась,

Солнце улыбнулось,

Лучики развесило,

Сразу стало весело. (звучит мажорная мелодия, исполняемая

на любом инструменте)
Тучи гонит ветер злой,
Мамочка, иди домой.
Нам без мамы очень грустно —
В доме стало тихо, пусто. (звучит минорная мелодия, исполняемая

на любом инструменте)
Ну-ка, не зевайте,
Ну-ка, угадайте.
Кто скорее даст ответ:
Дома мама или нет? (звучит та или иная мелодия, ребенок

по ладу определяет, где мама)

МАРТ, 3-4 НЕДЕЛЯ «Машина»

Чему учится ребенок: различать громкое и тихое звучание дудочки; назы­вать положение предмета, издающего громкий или тихий звук: «далеко»-«близ­ко»; понимать и употреблять в речи наречия «далеко», «близко», «громко».

Оснащение: дудка.



Ход игры: прочтите ребенку стихотворение, издавайте на дудке громкий и ти­хий звуки.

У Ванечки машина Не едет без бензина. Близко стоит, Громко гудит. Налили в бак бензина, Поехала машина. Услышать нелегко, Машина далеко.

Спросите: «Где машина, далеко или близко?» Издавайте на дудке то тихие, то громкие звуки.

АПРЕЛЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ «Птички»

Чему учится ребенок: слышать высокое и низкое звучание свистульки и ду­дочки (выполнять соответствующий жест рукой); понимать и употреблять в ре­чи глаголы «живет», «поет», «скачет»; понимать предложенные конструкции: «в гнездышке», «на дорожке».

Оснащение: свистулька, дудочка.

Ход игры: поиграйте на свистульке с высоким звучанием, свободную руку поднимите, ребенок повторяет жест.

Прочтите ребенку рифмовку:

Птичка в гнездышке живет, Тонким голосом поет.

Поиграйте на дудочке с низким звучанием, свобод­ную руку опустите, ребенок повторяет жест. Прочтите ребенку рифмовку:

Скачет птичка по дорожке, Уходите, злые кошки.

Поиграйте на дудочке и на свистульке, ребенок по­казывает жестом высокое или низкое звучание игру­шек или говорит словами, где птичка: «в гнездышке», «на дорожке».

Ну-ка, не зевайте, Ну-ка, угадайте: Где птичка — В гнездышке Или на дорожке?

АПРЕЛЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ «Сапожки»

Чему учится ребенок: реагировать на начало и конец звучания игрушки-дудочки; называть зимнюю обувь: сапожки; знать и называть звучащую игрушку;

понимать уменьшительно-ласкательное значение слова «дудочка»; понимать и употреблять в речи наречия «весело», «грустно».

Оснащение: дудочка.

Ход игры: покажите ребенку дудку. Скажите: «Это дудка. Назовем ее лас­ково: дудочка. Дудочка играет вот так (извлеките звуки). Как весело! Так и хо­чется плясать. Аи, спряталась дудочка! Стало тихо, грустно». Прочтите стихо­творение:

Как без дудки, вот беда —

Ходят ноги не туда.

А я ноженьки обую, (делаете имитационные движения надевания

сапожек)

Да как в дудочку подую,

Сразу ножки затанцуют! (попеременно притопываете)
Что наденем на ножки?
— Сапожки. {ребенок выполняет имитационные движения —

надевание сапожек)

Поиграйте на дудке, ребенок выполняет попеременные притопы в ритме пля­совой, исполняемой на дудке. С концом звучания четко прекращает движения.

МАЙ, 1-2 НЕДЕЛЯ «Убежала посуда»

Чему учится ребенок: различать звучание металлофона и дудочки, показы­вать соответствующую картинку или называть посуду; знать и называть пред­меты посуды: чашки, блюдца, самовар.

Оснащение: картинка с изображением посуды, металлофон, дудочка. I;

Ход игры: покажите ребенку картинку с изображением посуды, убегающей от Федоры. Говорите, показывая предметы посуды: «Это чашка. Это блюдце. Это самовар».

Попросите ребенка показать чашку, блюдце, самовар. Спросите ребенка: «Что это?» — «Чашка, блюдце, самовар». Задайте вопросы: «Сколько чашек?», «Сколь­ко блюдец?», «Сколько самоваров?».

Прочтите стихотворение:

Все они спешат, несутся,

Как они не разобьются?

Чашки и блюдца летят, звенят. (играйте на металлофоне)

Самовар бежит, гудит. (играйте на дудочке с низким звучанием)

Ну-ка, не зевайте,

Ну-ка, угадайте.

Кто бежит? (играйте то на дудочке, то на металлофоне.

Что звенит? Ребенок показывает на картинке предметы

Что гудит? посуды или называет их)

МАЙ, 3-4 НЕДЕЛЯ «Комарик»

Чему учится ребенок: слышать и определять долгие и короткие звуки, изда­ваемые звучащими игрушками; понимать и называть прилагательные «долгая» (песенка), «длинная» (дорожка), «короткая» (дорожка); знать и называть насе­комых; понимать и использовать глаголы «прилетел», «запел», «звенел»; наре­чия «долго», «быстро».

Оснащение: картинки с изображением насекомых, свистулька, бубен.

Ход игры: прочтите ребенку стихотворение:

В теплый солнечный денек

Полежать на травку лег,

Тут комарик прилетел (покажите изображение комарика)

Песню звонкую запел. (извлеките долгий звук на свистульке)



Скажите: «Долго звенел комарик. Долгая песенка у комара». Выложите длин­ную дорожку (из палочек, мозаики и т. д.) Попросите ребенка: «Покажи дорож­ку пальчиком (повторите долгое звучание на свистульке)». Ребенок проводит пальчиком по дорожке. Спросите: «Какая песенка у комара?» Ребенок должен ответить: «Долгая».

Прочтите рифмовку:

Он уселся мне на лоб.

Комара я быстро: хлоп! (ударьте в бубен)

Спросите: «Как хлопнули по комару?» Ребенок должен ответить: «Быстро: оп!» Выложите короткую дорожку (повторите короткое звучание на бубне, ребенок выкладывает короткую дорожку). Скажите:

Ну-ка, не зевайте.

Ну-ка, угадайте:

Что делает комарик? (издайте долгий звук на свистульке)

Ребенок отвечает: «Комарик поет». Спросите: « Какая песенка?» — «Долгая». Покажите пальчиком длинную дорожку. Издайте короткий звук на бубне. Спро­сите: «Что случилось с комариком? Какая дорожка?» Ребенок показывает соот­ветствующую дорожку.

Усложнение: игра проводится без картинки.

Воспитание слухового восприятия, внимания и памяти — необходимое усло­вие успешного развития малыша, в частности его речевого развития.

Воспринимаемые ребенком слуховые сигналы сопровождаются показом игру­шек, картинок, так или иначе связанных со слышанными звуками или выпол­нением действий, при которых слышны те или иные звуковые сигналы.

Дети раннего возраста различают звуки по способу воспроизведения (хлопки, притопы), по темпу (быстрые постукивания — «сильный дождь», медленные —

«небольшой дождик»), по ритму (ритмичное звучание — «детки идут», сбитый ритм — «лошадка скачет»), по силе звучания (громкие звуки — «идет медведь», тихие — «крадется кошка»).

В разделе представлены 16 игр, расположенных в порядке усложнения и в со­ответствии с лексическими темами.

ОКТЯБРЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ

«Звонко хлопают ладошки»

Чему учится ребенок: прислушиваться к звукам, развивать слуховое внима­ние; формировать понятие «вот так»; понимать и использовать в речи существи­тельные в творительном падеже множественного числа: «ручками», «ножка­ми»; глаголы в форме настоящего времени множественного числа: «играем», « забавляем », « хлопаем ».

Оснащение: ширма.

Ход игры: прочтите рифмовку и выполните движения в соответствии с ее содержанием, находясь за ширмой:

С детками играем,

Деток забавляем,

Вместе хлопаем в ладошки... (вместе с ребенком хлопайте в ладоши)

А теперь топочут ножки: (вместе с ребенком топайте)

Вот так! (хлопайте в ладоши за ширмой)

Вот так! (топайте за ширмой)

Ребенок, не видя движений взрослого, выполняет движения, ориентируясь по звукам из-за ширмы.

ОКТЯБРЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ «Каждый занят делом»

Чему учится ребенок: дифференцировать неречевые звуки (2, затем 3); опре­делять по звуку производимое действие, показывать изображение этого дейст­вия на картинке; понимать и по возможности использовать в речи глагольные формы «моет», «чинит», «играет»; понимать и использовать в активной речи словосочетания «моет посуду», «чинит стул», «играет с погремушкой».

Оснащение: картинки с изображениями мамы, моющей посуду, и папы, ре­монтирующего стул; записи.

Ход игры: прочтите рифмовку:

Эй, друзья-подружки, Навострите ушки, Слушайте внимательно, Думайте старательно.

Покажите малышу картинку с изображением мамы, моющей посуду, парал­лельно включите запись — звуки плещущейся воды, постукивающей посуды: «Мама моет посуду». Покажите другую картинку — с изображением папы, кото-

рый чинит стул (забивает молотком гвозди). Одновременно включите запись со звуком стучащего молотка: «Папа чинит стул». Затем записи включите повтор­но. После прослушивания каждой записи спрашивайте: «Кто делает так?» Ребе­нок показывает картинку и отвечает: «Мама», «Папа» или: «Мама моет посу­ду», «Папа чинит стул».

Усложнение: предложите малышу еще одну картинку: «Дедушка читает газе­ту» (одновременная запись: шелест газетных страниц).

НОЯБРЬ 1-2 НЕДЕЛЯ«Хитрый мячик»

Чему учится ребенок: развивать слуховое внимание, неречевой слух: опреде­лять действие с мячом по звуку, сопровождающему действие; понимать и упот­реблять глагольные формы «скачет», «подпрыгнул», «покатился» и наречия « высоко », « далеко ».

Оснащение: большой яркий мяч.

Ход игры: возьмите мяч, ударьте им об пол и произнесите: «Мячик скачет, мячик скачет» Затем подкиньте мяч вверх: «Вдруг подпрыгнул высоко! Пока­тился далеко! Мячик хитрый — спрятался». Далее производите действия с мя­чом за ширмой и спросите: «Угадайте, что делает мячик?» Предложите ребенку взять мяч и воспроизвести соответствующие действия по звукам из-за ширмы.

НОЯБРЬ 3-4 НЕДЕЛЯ «Дождик»

Чему учится ребенок: развивать слуховое внимание; слушать ритм постуки­ваний, совершать соответствующие правилам игры действия: на редкое звуча­ние — протянуть ручку вперед (как бы ловя капельки дождя), на частое звуча­ние — сложить ладошки домиком над головой («спрятаться от дождя»); понимать наречия «понемножку», «сильнее».

Оснащение: карандаш (палочка).

Ход игры: сядьте с ребенком удобно на ковре. Предложите ему поиграть в игру вместе с вами. Читайте стихотворение и выполняйте действия в соответ­ствии с текстом:

Дождик капал понемножку, (редко стучите палочкой или карандашом по

столу)

Протянули мы ладошку, (протягивайте руку вперед ладонью вверх, как

бы ловя капли. Ребенок повторяет движения)
Дождь пошел сильней, сильней! (часто стучите по столу)
Убегайте в дом скорей! (изображайте дом ладонями, склоненными под

углом друг к другу, ребенок повторяет движе­ния)

Наши рекомендации