Три подхода к воспитанию (стиля семейного воспитания)

Семья - это один из важнейших институтов воспитания.

Функции семьи:

генеративная (репродуктивная) - продолжение рода.

экономическая и хозяйственно-бытовая – ведение хозяйства на основе распределения семейных ролей и обязанностей, забота о нетрудоспособных членах семьи,

гедонистическая (функция здоровых сексуальных отношений),

рекреационная /рекреативная/ и психотерапевтическая – обеспечение условий для восстановления сил, здоровья членов семейного коллектива,

воспитательная – создание условий для формирования личности каждого члена семьи;

передача и воспроизведение социального, трудового и жизненного опыта, нравственных норм и ценностей.

первичной социализации.

Типология семей.

В зависимости от количества детей: бездетные, однодетные, малодетные (2-3 ребенка), многодетные (более 3 детей).

В зависимости от состава семьи: однопоколенные (только супруги), двухпоколеные (родители и дети), межпоколенные (прародители, родители и дети).

В зависимости от структуры семьи: полные (мать, отец, дети), неполные (мать или отец и дети), внебрачные (вариант неполной семьи, когда ребенок рождается при незарегистрированном браке).

В зависимости от характера взаимоотношений в семье: благополучная и неблагополучная.

/Традиционное деление: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная – (М.И.Буянов)/.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников.

Цель семейного воспитания – формирование таких качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.

Задачи семейного воспитания –

- создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

- передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

- научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

- воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного Я.

Принципы семейного воспитания:

- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников

- открытость и доверительность взаимоотношений в семье

- последовательность старших в своих требованиях

- оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Правила семейного воспитания:

- запрещение физических наказаний,

- не морализировать,

- не требовать немедленного повиновения,

- не потакать и пр.

Три подхода к воспитанию (стиля семейного воспитания).

Авторитарный подход – подавление самостоятельности, любой инициативы ребенка, требование послушания, жесткой дисциплины, применение запретов и наказаний как основных способов воздействия.

Либеральный подход – провозглашает абсолютную свободу ребенка в выборе ценностных ориентаций, поступков и действий.

Демократический подход – единство прав и обязанностей ребенка, оптимистический взгляд на его возможности и перспективы, стимулирующий его самостоятельность, активность, целеустремленность.

Тактики семейного воспитания /А.В.Петровский выделяет/. Диктат, опека, конфронтация, мирное сосуществование, сотрудничество.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления: умственное, физическое, трудовое, эстетическое, экономическое…

Центральное место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание.

В основе семейного воспитания лежит любовь к ребенку.

Типы неправильного семейного воспитания /М.И.Буянов/:

Воспитание по типу Золушки – чрезмерная придирчивость, безразличие, враждебность, холодность, равнодушие, повышенные требования, эмоциональная отверженность /следствие - неврозы, озлобленность, нерешительность, боязливость, неспособность постоять за себя, уход в мир иллюзий…/.

Воспитание по типу «кумира» семьи - выполняются все требования детей /следствие – эгоцентризм, капризы, упрямство, потребительское отношение к окружающим/.

Воспитание по типу кронпринца – чаще всего, в зажиточных семьях, где родители, занятые собой, не уделяют ребенку должного внимания.

Гиперопека. Лишение ребенка самостоятельности, инициативы. /следствие: нерешительность, безынициативность, бунт против родительского засилья, принципиальное нарушение запретов;

Гипоопека – ребенок предоставлен сам себе.

А также:

Безнадзорность, бесконтрольность /следствие: попадание под влияние негативных факторов социальной среды/.

«Жестокое воспитание» /следствия: страх, жестокость, приспособленчество…/.

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности. Оправдать честолюбивые надежды родителей /страхи, постоянная тревога, невротические срывы/.

Синдром опасного обращения с детьми. Физическое наказание. /Крившенко, с.218-219/.

Наши рекомендации