Методы изучения стиля семейного воспитания.

Стиль семейного воспитания - совокупность способов воспитательных воздействий на ребенка и способов обращений с ним. Можно изучать только в реальной практике (когда есть реальный ре-бенок).

Родительские установки (позиции) - готовность родителей к тем или иным воспитательным воз-действиям на ребенка и обращению к нему. Можно изучать у людей, не имеющих семью (PARI Шеффера).

Родительское отношение - не синоним родительской установки (по ТПГ), довольно запутанное понятие. Опросник А.Я. Варги (ОРГ).

АСВ

KISS (ТПГ: только он измеряет самоотношение) - косвенное измерение системы самооценок). 1 Этап: Ребенку даются карточки с рожицами, просят выбрать ту, которая больше всех нравится. Потом – ту, которая больше нравится из оставшихся и т.д. 2 этап: Просят выбрать наиболее похо-жую рожицу на самого ребенка (на маму, учителя, папу и т.д.), далее по схеме. 3 этап: Коррелиру-ют (по Спирмену) оба ряда рожиц.

Отношение к ребенку, родительское отношение и способы воздействия на ребенка могут нахо-диться в противоречии. Задача: выявить наиболее полную картину того, как родитель относится к ребенку, как это выражает, какие способы применяет.

Параметры анализа стиля семейного воспитания в психологии:

*авторитарность - демократичность; *опека - контроль; *наличие - отсутствие сотрудничества; *уважение границ - симбиоз; *стремление к контакту - избегание его.

Изучается способ предъявления требований, дисциплинарных норм, наказаний и поощрений в воспитании.

Чтобы определить, как осуществляется воспитание ребенка в семье, психологи нашей страны в большинстве случаев пользуются тремя наиболее известными методиками: «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера [6], «Тест-опросник родительского отношения» (ОРО) А.Я. Варга [2], [3], переводной опросник «Измерение родительских установок и реакций» (PARI) Е. Шефера и Р. Белла [8]. Последний из опросников, хотя и используется, но его психометрической адаптации для русскоязычной выборки ранее не проводилось. Каждый из перечисленных опросников имеет свою специфику применния. Методика ОРО в большей мере ориентирована на изучение особенностей родительской позиции матери или отца по отношению к конкретному ребенку. Опросник включает утверждения типа «Я стараюсь выполнить все просьбы моего ребенка» или «Я часто ловлю себя на враждебном отношении к мое му ребенку» и т.д. Можно сказать, что он изучает индивидуальный опыт родителя в воспитании конкретного ребенка. Методика АСВ стандартизирована и валидизирована на родителях подростков от 14 до 18 лет, находящихся на учете в ПНД и инспекции по делам несовершеннолетних. Это определяет цель использования опросника — выявление ошибок в родительском воспитании. Этот опросник так же, как и ОРО, изучает индивидуальный опыт родителя в воспитании подростка. Опросник PARI направлен на изучение наиболее общих особенностей родительского воспитания. Он не связан с установками на воспитание конкретного ребенка. Родители выражают свое мнение, касающееся воспитания детей вообще. Это позволяет изучать априорные установки родителей на воспитание ребенка, что необходимо в практике усыновления и при создании семейных детских домов.

Все три опросника можно применять как порознь, так и в комплексе, поскольку они взаимно дополняют друг друга.

Мотивы вступления в брак.

С. Голод:

1) любовь

2) духовная близость, общность интересов и ценностей

3) материальный расчет

4) одиночество (больше у молодых людей 25-30 лет)

5) моральные соображения (напр., жалость к партнеру).

Чешские социологи: + еще один мотив - уход из родительской семьи, попытка таким образом ре-шить проблемы, связанные с родительской семьей.

Ленинградские социологи: связывают мотивы вступления в брак и удовлетворенность браком у супругов со стажем 5 лет в возрасте 25-30 лет. К высокой удовлетворенности приводят мотивы любви и общности интересов, к низкой - расчет, жалость или любовь, где романтические ожида-ния не оправдались.

Ленинградские психологи: удовлетворенность семьи со стажем до 1 года (возраст 18-22 года) - разные результаты у мужчин и женщин. Причины удовлетворенности браком:

- у женщин: на 1 месте - психологическая совместимость с мужем, общность ценностей и интере-сов, симпатия мужа к ней; на 2 месте - возможность удовлетворения потребностей в браке, уваже-ния мужа к ее запросам и потребностям; 3 место - совместимость мужа с родственниками.

- у мужчин: 1 место - психологическая совместимость с женой, ее сексуальная экспрессивность; 2 место - симпатия жены к мужу, его сексуальная привлекательность для нее, ее открытость в отношении с ним. каждый пятый из опрошенных был удовлетворен браком, если считал сексуальные отношения с женой полноценными при отсутствии взаимопонимания.

Последующие изучения: в связи с увеличением стажа брака значимость сексуальной жизни для мужчин уменьшается. Более важным становится симпатия к нему жены, ее открытость и поддержка.

Наши рекомендации