Три подхода к воспитанию (стиля семейного воспитания)
Семья - это один из важнейших институтов воспитания.
Функции семьи:
генеративная (репродуктивная) - продолжение рода.
экономическая и хозяйственно-бытовая – ведение хозяйства на основе распределения семейных ролей и обязанностей, забота о нетрудоспособных членах семьи,
гедонистическая (функция здоровых сексуальных отношений),
рекреационная /рекреативная/ и психотерапевтическая – обеспечение условий для восстановления сил, здоровья членов семейного коллектива,
воспитательная – создание условий для формирования личности каждого члена семьи;
передача и воспроизведение социального, трудового и жизненного опыта, нравственных норм и ценностей.
первичной социализации.
Типология семей.
В зависимости от количества детей: бездетные, однодетные, малодетные (2-3 ребенка), многодетные (более 3 детей).
В зависимости от состава семьи: однопоколенные (только супруги), двухпоколеные (родители и дети), межпоколенные (прародители, родители и дети).
В зависимости от структуры семьи: полные (мать, отец, дети), неполные (мать или отец и дети), внебрачные (вариант неполной семьи, когда ребенок рождается при незарегистрированном браке).
В зависимости от характера взаимоотношений в семье: благополучная и неблагополучная.
/Традиционное деление: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная – (М.И.Буянов)/.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников.
Цель семейного воспитания – формирование таких качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.
Задачи семейного воспитания –
- создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
- передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
- научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
- воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного Я.
Принципы семейного воспитания:
- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников
- открытость и доверительность взаимоотношений в семье
- последовательность старших в своих требованиях
- оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на вопросы.
Правила семейного воспитания:
- запрещение физических наказаний,
- не морализировать,
- не требовать немедленного повиновения,
- не потакать и пр.
Три подхода к воспитанию (стиля семейного воспитания).
Авторитарный подход – подавление самостоятельности, любой инициативы ребенка, требование послушания, жесткой дисциплины, применение запретов и наказаний как основных способов воздействия.
Либеральный подход – провозглашает абсолютную свободу ребенка в выборе ценностных ориентаций, поступков и действий.
Демократический подход – единство прав и обязанностей ребенка, оптимистический взгляд на его возможности и перспективы, стимулирующий его самостоятельность, активность, целеустремленность.
Тактики семейного воспитания /А.В.Петровский выделяет/. Диктат, опека, конфронтация, мирное сосуществование, сотрудничество.
Содержание семейного воспитания охватывает все направления: умственное, физическое, трудовое, эстетическое, экономическое…
Центральное место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание.
В основе семейного воспитания лежит любовь к ребенку.
Типы неправильного семейного воспитания /М.И.Буянов/:
Воспитание по типу Золушки – чрезмерная придирчивость, безразличие, враждебность, холодность, равнодушие, повышенные требования, эмоциональная отверженность /следствие - неврозы, озлобленность, нерешительность, боязливость, неспособность постоять за себя, уход в мир иллюзий…/.
Воспитание по типу «кумира» семьи - выполняются все требования детей /следствие – эгоцентризм, капризы, упрямство, потребительское отношение к окружающим/.
Воспитание по типу кронпринца – чаще всего, в зажиточных семьях, где родители, занятые собой, не уделяют ребенку должного внимания.
Гиперопека. Лишение ребенка самостоятельности, инициативы. /следствие: нерешительность, безынициативность, бунт против родительского засилья, принципиальное нарушение запретов;
Гипоопека – ребенок предоставлен сам себе.
А также:
Безнадзорность, бесконтрольность /следствие: попадание под влияние негативных факторов социальной среды/.
«Жестокое воспитание» /следствия: страх, жестокость, приспособленчество…/.
Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности. Оправдать честолюбивые надежды родителей /страхи, постоянная тревога, невротические срывы/.
Синдром опасного обращения с детьми. Физическое наказание. /Крившенко, с.218-219/.