Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления. Системный подход к пониманию педагогического процесса.
В 19 века– педагоги всех стран мира начали обращать внимание, что обучение и воспитание взаимосвязаны.(Макаренко, Крупская, Блонский это обсуждали).
ПП – организованное, целенаправленное взаимодействие пед. и воспитанников, направленное на решение задач. Обучение, образование, воспитание, наставление, изучение и др. обозначают различные свойства, стороны, средства и моменты пед.процесса.
Целостный ПП предполагает организацию жизнедеятельности р-ка, которая отвечала бы их интересам, потребностям и оказывала бы воздействие на все сферы - сознание, чувства и волю. Любая деят-ть, вызывающая положительные переживания и стимулирующая мотивационно-ценностное отношение к явлениям окружающей действительности, отвечает требованиям ЦПП.
В содержательно-целевой плане ЦПП обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи ЗУН
В организационно-процессуальный обеспечивает единство относительно самостоятельных процессов-компонентов:
• содержательно- материально-оперативно-конструктивная деят-ть педагога
• делового взаимодействия субъектов по реализации содержания
• взаимодействия педагогов и др на уровне неформального общения;
• освоения содержания образования без педагога через самообразование и самовоспитание.
Псих-пед основы ЦПП единство формирования сознания поведения и воспитания чувств: гуманистические, нравственные, интеллектуальн. Сознание (понятия, ценности), поведение (мотивы, поступки)
Системный подход. Система – выделенное на основе опр.признаков, упорядоченное множество связанных элементов.
Пед система- единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека. Взаимодействие всех структурных компонентов, которые объединены одной целью развития личности.
Факторы:
-преобразования, осуществляемые в обществе (их характер, направленность, ценности)
-состояние и тенденция развития псих-пед наук.
-преобладающие установки и особенности участников (с какой целью идет)
Компоненты:
Неизменяемые: субъект-объект, их взаимоотношения (взаимодействие, воздействие)
Изменяемые: Цели, Содержание(ЗУН), организационные формы деят-ти (методы, срества), Пед.диагностика (фиксирование успешности/неуспешности), Результаты и их оценка, характеристика)
47. Сущность педагогического процесса: понятие, факторы, определяющие эффективность ПП, его компоненты.
ПП – организованное, целенаправленное взаимодействие пед. и воспитанников, направленное на решение задач ВОР
Факторы:
-степень соответствия содержания и организации ПП потребностям общества
-своевременное обнаружение и разрешение противоречий, совершенствование ПП
-степень вовлечения детей в общественную жизнь
-учет особенностей детей
-уровень профессионализма и пед мастерства
-степень полноты контроля за развитием личности
Компоненты:
-Педагог, -Ребенок, -Цели (во взаимодействии), Содержание образования (ЗУН), Организационно – управленческий ( формы, методы) Пед.диагностика(фиксирование успешности/неуспешности) Критерии эффективности ПП (оценка, характеристика) Результат(система ценностей)
Основная единица ПП – пед.задача – пед.ситуация соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления(творческое деятельность педагога и воспитания, обязательно должна быть мыслительной и практической). Пед ситуация возникает, когда нужно перейти от непонимания к пониманию, от неумения к умению, от беспомощности к самостоятельности.
48. Педагогическая задача – основная единица педагогического процесса. Движущие силы педагогического процесса.
Пед задача - осознание педагогом целей обучения и воспитание, условий, в которых он работает. В результате решения пед задач у р-ка должно появиться новообразование, в форме ЗУН, качеств личности. Основная суть в том что ее цель и результат в изменении действующего субъекта через усвоение содержания образования.
задачи:
• Стратегические(требует длительного времени, связан с достижением пед идеала)
• Тактическая(процесс выработки у человека новых качеств)
• Оперативные(поэтапное решение тактических задач).
Задачи решаются в процессе взаимодействия всех субъектов ПП.
Движущие силы – противоречия.
Соц-пед: между пед и соц,экономич, политич, культурными и ДН процессами.
Собственно-пед: отражают сам ПП (субъективные, объективные)
Субъективные – целостности личности и функциональных подход к его развитию, индивидуально-творческое становление личности и массово-продуктивный хар-р ПП, значение деят-ти в развитии личности и пассивное обучение, возрастающая роль гуманитарных предметов и технократизацией ПП
Объективные – связан с активной деят-тью природы ребенка и соц пед условиями его жизни, интересы личности и общества, коллективом и личностью, между сложными явлениями общественной жизни и недостаток опыта и понимания. Между огромным потоком инф-ции и нехваткой времени образовательн. процесса