СЕНТЯБРЬ. 1-я неделя обучения. А79 Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР
УДК 373
ББК74.3
А79
Арбекова, Н.Е.
А79 Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Планирование работы воспитателя в подготовительной к школе группе / Н.Е. Арбекова. — М.: Издательство ГНОМ, 2011. —96 с.
ISBN 978-5-91928-064-4
Предлагаемое понедельное планирование поможет воспитателям совместно с логопедом организовать и провести эффективную коррекционную работу в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР. Планирование разработано на тридцать шесть недель учебного года (три периода обучения). На протяжении всех периодов осуществляется уточнение и активизация словаря детей по различным лексическим темам, обучение детей пересказу, составлению рассказов по восприятию (рассказов-описаний, рассказов-сравнений, повествовательных рассказов), рассказов по представлению (из личного опыта) и рассказов по воображению (творческих рассказов). Все это будет способствовать подготовке детей с ОНР к связному изложению любых событий и предстоящему обучению в школе.
Пособие входит в комплект «Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР».
Адресовано педагогам ДОУ.
УДК 373
ББК 74.3
© Арбекова Н.Е., 2011
ISBN 978-5-91928-064-4 © Оформление. ООО «Издательство ГНОМ», 2011
Введение
Эффективность коррекционной работы логопеда по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) напрямую зависит от четко спланированной, правильно организованной и систематически проводимой предварительной работы воспитателей.
В данном пособии педагогам предлагается понедельное планирование работы, рассчитанное на тридцать шесть недель учебного года (три периода обучения) в подготовительной к школе логопедической группе детского сада.
В первые две недели сентября логопед и воспитатели проводят диагностику общего и речевого развития каждого ребенка группы, заполняют необходимые документы (заносят результаты обследования в диагностические и речевые карты). Каждая неделя обучения подчиняется определенной лексической теме. В данном понедельном планировании работы воспитателей в подготовительной к школе логопедической группе предлагается тридцать одна лексическая тема[1]*.
Перед проведением занятий по заданиям логопеда воспитателям необходимо ознакомиться с содержанием лексической темы (его краткое изложение представлено в таблице планирования), подобрать необходимый демонстрационный и раздаточный картинный материал, рекомендуемую дополнительную литературу (список дополнительной литературы по каждой лексической теме представлен на стр. 78-91).
После этого каждый день следует последовательно выполнять предлагаемые задания логопеда, представленные в соответствующих графах таблицы планирования.
Проводя беседу с детьми, воспитатель должен выяснить знания и представления детей по каждой лексической теме. Кроме этого, задавая различные вопросы по теме, воспитатель должен активизировать словарь детей, помочь каждому желающему ребенку высказаться, вступить в беседу по теме. Дети должны называть предметные картинки по теме, основные признаки и свойства предметов, объяснять значения многозначных слов, образных выражений, поговорок и пословиц; уметь находить причинно-следственные связи по сюжетным картинам и объяснять их.
Рекомендуемые речевые игры и упражнения кратко описаны в графе «Развитие речи. Речевые и словесно-логические игры и упражнения» таблицы планирования. В графу Индивидуальные занятия с детьми» логопед заносит фамилии детей, с которыми воспитатель проводит индивидуальные занятия по закреплению правильного произношения звуков речи.
Проводя с детьми занятия по заданиям логопеда, воспитатель также дол жен использовать в работе с детьми три альбома, входящие в комплект пособий «Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР»[2]*.
На протяжении всех периодов обучения осуществляется обучение детей пересказу, составлению рассказов по восприятию (рассказов-описаний, рассказов-сравнений, повествовательных рассказов)» рассказов по представлению (из личного опыта), рассказов по воображению (творческих рассказов). Постепенно у детей формируется навык составления плана любого устного высказывания, осуществляется правильный и точный подбор речевых средств.
В ходе такого целенаправленного обучения у детей с ОНР формируются представления об основных принципах построения связного сообщения (последовательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и соответствующий выбор языковых средств). Все это будет способствовать подготовке детей с ОНР к связному изложению событий и предстоящему обучению в школе.
Тематическое планирование работы воспитателя в подготовительной к школе логопедической группе
I период обучения | II период обучения | III период обучения |
Сентябрь 1. Времена года. Осень. 2. Золотая осень. Деревья и кустарники. | Декабрь 1. Времена года. Зима. 2. Домашние животные. 3. Животные Севера. Животные жарких стран. 4. Новогодние праздники. | Март 1.Времена года. Весна. Праздник мам. 2. Мебель. 3. Посуда. 4. Пресноводные, морские и аквариумные рыбы. |
Октябрь 1. Осенью в саду и огороде. Фрукты. Овощи. 2. Труд взрослых и детей в саду и огороде. 3. Садовые и лесные ягоды. | Январь 1. Домашние птицы. 2. Зимующие птицы. 3. Инструменты. | Апрель 1. Насекомые. 2. Освоение космоса. 3. Перелетные птицы. 4. Весна в лесах и садах. |
Ноябрь 1. Осенние грибы. 2. Поздняя осень. Одежда, обувь, головные уборы. 3. Дикие животные леса. Подготовка к зиме. | Февраль 1. Профессии. 2. Транспорт. 3. Проводы русской зимы. Масленица. 4. Наше Отечество. | Май 1. День Победы. 2. Цветы и травы. 3. Времена года. Лето. 4. На пороге школы. Школьные принадлежности. |
СЕНТЯБРЬ. 1-я неделя обучения