Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР

Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР

Конспекты фронтальных занятий логопеда

I период обучения

Неделя Лексическая тема Номер и тема фронтального занятия Цель фронтального занятия
Сентябрь
1-2 Обследование устной речи детей
Времена года. Осень 1» «Осень пришла» Составление описательного рас­сказа по предметным картинкам и опорному картинному плану.
Золотая осень. Деревья и кустарники 2. Описание пейзажной кар­тиныИ.С. Остроухова «Зо­лотая осень» (1886—188.7) Составление описания пейзажной картины по опорному картинному плану.
Октябрь
Осенью в саду и огороде. Фрукты. Овощи 3. «Путешествие в деревню» (часть 1) Составление рассказов-описаний фруктов и овощей по опорному картинному плану.
Труд взрослых и детей в са­ду и огороде 4. «Путешествие в деревню» (часть 2) Составление рассказов-сравнений фруктов и овощей по опорному картинному плану.
Труд взрослых и детей в са­ду и огороде 5. «Осенью в саду и в огоро­де» Составление повествовательного рассказа по сюжетной многофи­гурной картине.
Садовые и лесные ягоды 6. «Мы по ягоды пойдем» Составление рассказа с элемента­ми драматизации по предметным картинкам и опорному плану.
Ноябрь
Осенние грибы 7. Пересказ рассказа В.Г. Сутеева «Чей это гриб?» Пересказ текста по опорным ри­сункам.
Поздняя осень. Одежда, обувь, головные уборы 8. «Как щенок нашел друзей» Составление рассказа по серии сю­жетных картин.
11-12 Дикие животные леса. Под­готовка к зиме 9. «Осенью в лесу. Подготов­ка диких животных к зиме» Описание сюжетной многофи­гурной картины с придумыванием детьми предшествующих и после­дующих событий с опорой на рису­ночный план.
10. «Как подружились лесные животные» Придумывание фантастической ис­тории (сказки) по опорным картин­кам.
Декабрь
Времена года. Зима 11. Описание пейзажной картины А .С. Степанова «Лоси» (1889) Составление описания пейзажной картины по опорному картинному плану.
Домашние животные 12. «Дедушкин подарок» Рассказывание по сюжетной много­фигурной картине с придумыванием детьми предшествующих и последу­ющих событий.
Животные Севера. Животные жарких стран 13. «В зоопарке» Составление повествовательных рас­сказов о посещении зоопарка (из лич­ного опыта детей).
Новогодние праздни­ки 14. Пересказ произведения неизвест­ного автора «Рождественский ан­гел» (1913) Составление пересказа по опорным рисункам.
Январь
Зимние каникулы
Домашние птицы 15. Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Чужое яичко» Составление пересказа рассказа по схематичному плану.
Зимующие птицы 16. «Как помочь птицам зимой?» Составление рассказа по серии сю­жетных картин.
Инструменты 17. «Чудесные инструменты» Придумывание мини-сказок о раз­личных «волшебных» инструмен­тах.
Февраль
Профессии 18. «Кем быть?» Составление творческих рассказов с элементами драматизации о раз­личных профессиях.
Транспорт 19. «Путешествие на машине вре­мени» Составление рассказов о путешес­твии во времени по воображению с опорой на предметные картинки.
Проводы русской зи­мы. Масленица 20. Описание пейзажной картины Б.М. Кустодиева «Масленица» (1916) Составление описательного расска­за по пейзажной картине и опорно­му картинному плану.
День защитника Отече­ства 21. «Богатыри земли русской» Составление творческих рассказов о русских богатырях по картинам известных художников и опорному плану.
Март
Времена года. Весна. Праздник мам 22. «Весна пришла» Составление повествовательного расска­за по сюжетной многофигурной картине и опорному плану.
Мебель 23. «Чудесные превращения» Придумывание рассказов о «волшебных» предметах мебели.
Посуда 24. «В царстве дедушки Самовара» Придумывание рассказов о «волшебных» предметах посуды.
Пресноводные, мор­ские и аквариумные рыбы 25. «Если бы рыбы могли гово­рить...» Составление творческих рассказов по представлению от лица различных рыб.
Апрель
Насекомые 26. «На лесной полянке» Составление рассказов-описаний насеко­мых по предметным картинкам и опор­ному плану.
Освоение космоса 27. «Путешествие к далеким планетам» Составление творческих рассказов о не­изученных планетах и их жителях с опо­рой на картинный план.
-31 Перелетные птицы 28. «Скворцы прилетели» Составление рассказа по серии сюжет­ных картин.
Весна в лесах и садах 29. Описание пейзажной карти­ны И.И. Левитана «Цветущие яблони» (1896). Составление описания пейзажной кар­тины по опорному картинному плану.
Май
День Победы 30. Пересказ сказки К.Г. Паустов­ского «Похождения жука- носорога» Составление пересказа с опорой на ри­сунки.
Цветы и травы 31.Пересказ румынской сказки «Ромашка» Составление пересказа по рисуночному плану.
Времена года. Лето 32. «День рождения цыпленка» Составление рассказа по серии сюжет­ных картин
На пороге школы. Школьные прина­длежности 33. «Собираемся в школу» Проведение викторины о школе и школь­ных принадлежностях.

Занятие 1. «Осень пришла»





Цель: Составление описательного рассказа по предметным картинкам и опорному картинному плану.

Задачи:

-систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

-воспитывать интерес к сезонным изменениям в при­роде;

-уточнять, расширять и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по предметным и сюжетным картинкам;

-закреплять в речи детей правильное употребление предлогов за, перед;

-развивать произвольное внимание, зрительную и сло­весно-логическую память, логическое мышление;

-стимулировать мыслительную и речевую активность;

-учить детей работать сообща, помогать друг другу;

-воспитывать бережное отношение, любовь к природе.

Оборудование: предметные картинки с изображениями времен года (иллюстрации 60-63), примет осени, опорный картинный план 1 (иллюстрация 1), фишки (круглые или квадратные, из желтого двустороннего картона, около 30 штук), призовые фишки (круглые или квадратные, из красного двустороннего картона; около 20 штук), мяч, магнитно-маркерная доска.

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

Логопед просит детей вспомнить количество времён года, их названия и порядок следования. После этого про­водится игра с мячом «Что за чем, что перед чем».

Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет любое время года, например: «Осень, а за ней...» — и передает мяч ребенку справа. Ребенок берет мяч, дает свой ответ: «Зима, а за ней...» — и передает следующему ребенку. После того как мяч вернулся к педагогу, логопед задает следующий вопрос: «Осень, а перед ней...» — и передает мяч ребенку слева. Игра продолжается.

Игра проводятся в быстром темпе, поэтому дети долж­ны быть очень внимательными.

II. Основная часть занятия

Называние примет осени.

Логопед оставляет на доске картинку с изображением осени и просит детей назвать ее приметы. Логопед следит за тем, чтобы дети не отвечали односложно, отмечает де­тей, дающих полные ответы.

3.Составление рассказа по картине и опорному картинному плану.

Логопед. Сейчас мы будем составлять рассказ «Осень пришла». Но сначала вам нужно разделиться на три ко­манды по четыре человека в каждой[2].

В любом рассказе должен быть порядок. Посмотрите на этот опорный картинный план.

Логопед выставляет на доску картинный план 1, называет пункты плана и показывает порядок их следования.

Логопед. По нему мы составим рассказы о ранней осени. За составление предложений по пунктам плана участники команд получат специальные фишки. А за каждое полное «красивое» предложение, сравнение или речевой оборот любой участник может получить еще и призовую фишку.

Логопед по очереди приглашает команды к доске. Участники ко­манды должны составлять предложения об осени по цепочке и объ­единять их в рассказ (каждый участник составляет предложения по двум пунктам опорного плана). Рассказ не должен прерываться. Дети должны следить за ответами товарищей.

Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР - student2.ru

После составления рассказов каждой подгруппой логопед благода­рит всех детей за старание. Отмечает наиболее активных детей.

III. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итоги занятия. Производит подсчет фишек и определяет самую красноречивую команду. Все поздравляют победителей и аплодируют им.

Занятие 2.

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

Логопед. Ребята, давайте послушаем фрагмент песен­ки из мультфильма «Пластилиновая ворона» и вспомним, как называются основные жанры живописи.

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная лавина,

Или поле и шалаш —

Обязательно картина

Называется — пейзаж.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу —

Знай, что это — натюрморт.

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед, —

Обязательно картина

Называется — портрет.

Логопед. А теперь попробуйте определить, что перед вами: пейзаж, натюрморт или портрет?

На доску в произвольном порядке выставляется по 1-2 репродук­ции каждого жанра. Дети определяют.

II. Основная часть занятия

Занятие 3.

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

Логопед предлагает детям быстро, правильно и полным ответом ответить на вопросы: Какое сейчас время года? Месяц? День недели? Что бывает перед осенью, а что за ней? Сколько осенних месяцев? Назовите их.

II. Основная часть занятия

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

Логопед просит детей вспомнить и назвать, что растет в саду, а что в огороде (необходимо следить за тем, чтобы дети давали полный ответ). После этого проводится игра с мячом.

Игра с мячом «Что растет в саду, а что в огороде». Дети и логопед стоят в кругу. Логопед просит детей на­звать фрукты, которые растут в саду, например: «В саду на дереве растет груша»,и передает мяч ребенку справа. Ре­бенок берет мяч, дает свой ответ: «В саду на дереве растет яблоко», и передает своему соседу справа. После того, как мяч вернулся к логопеду, он просит детей назвать овощи, которые растут в огороде, например: «В огороде на грядке растет... (помидор)», и передает мяч ребенку слева. Игра продолжается.

Игры проводятся в быстром темпе, поэтому дети должны быть внимательными. Ответы детей не должны повторять­ся. Если ребенок не может подобрать название фрукта или овоща, логопед предлагает ему ответить на наводящий во­прос. Например: «Какой овощ покрыт толстой коркой?»

II. Основная часть занятия

Введение в тему занятия.

Логопед просит детей вспомнить, какие фрукты и овощи из своего сада и огорода подарила на прошлом занятии бабушка Соня. Дети называют.

Логопед. Сегодня на занятии мы с вами будем сравни­вать между собой фрукты и овощи, а затем разложим их на хранение: фрукты— в корзину, а овощи— в ящик. Но сначала вам нужно разделиться на две команды, вы­брать капитанов и провести небольшую тренировку.

Физкультминутка.

Речевой материал Выполняемые движения
Мы капусту рубим, рубим, Кисти рук прямые, как «ножи». Движе­ния кистями рук вверх-вниз.
Мы морковку трем, трем, Пальцы рук согнуть в вертикальные ку­лачки; Тереть кулачки друг о друга, ими­тируя натирание морковки на терке.
Мы капусту солим, солим, Пальцы рук сложить в щепотки, имити­ровать посыпку капусты солью.
Мы капусту жмем, жмем. Сжимание-разжимание пальцев рук в кулаки.

2. Составление рассказов-сравнений с опорой на картинный план.

Логопед выставляет перед детьми опорный план 3

Логопед. В любом рассказе должен быть порядок. По­этому мы будем составлять рассказ с опорой на картин­ный план. Участники каждой команды по очереди будут составлять предложения по пунктам картинного плана. Каждый рассказчик получит за составленное предложе­ние специальную фишку. За каждое полное и «красивое» предложение, сравнение или речевой оборот можно полу­чить дополнительную призовую фишку. В конце занятия мы подсчитаем обычные и призовые фишки и определим, в какой команде самые красноречивые рассказчики.

Логопед приглашает капитанов подойти и достать из мешочка с ово­щами и фруктами, не подглядывая, по одному предмету. С опорой на картинный план 3 (см. занятие 3) дети каждой команды по цепоч­ке параллельно составляют рассказы-описания. Например:

Капитан первой команды. Я достал из мешочка огурец. Огурец — это овощ.

Капитан второй команды. А я достал из мешочка ябло­ко. Яблоко — это фрукт.

Участник первой команды. Огурец зеленого цвета и овальный.

Участник второй команды. А это яблоко зеленого цве­та и круглое.

Если дети хорошо справляются с составлением рассказов, можно предложить капитанам достать из волшебного мешочка еще по одно­му предмету и составить параллельные рассказы-сравнения еще раз. Логопед благодарит детей за рассказы и спрашивает капитанов, куда они положат свои овощи и фрукты.

Капитан первой команды. Мы положим огурец в ящик, потому что огурец — овощ.

Капитан второй команды. Мы положим яблоко в кор­зину, потому что яблоко — фрукт.

Логопед благодарит всех детей за старание. Отмечает наиболее активных детей.

III. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итоги занятия. После этого производит подсчет фишек и определяет команду победителей. Дети ап­лодируют им. Логопед приглашает всех попробовать кусоч­ки фруктов и овощей, разложенные на большом блюде.

Занятие 5.«Осенью в саду и в огороде»

Цель: Составление повествовательного рассказа по сюжет­ной многофигурной картине.

Задачи:

— учить детей устанавливать связи между различными предметами, изображенными на картине;

— систематизировать знания детей о фруктах и ово­щах;

— уточнять, расширять и активизировать словарь де­тей по сюжетной многофигурной картине;

— развивать произвольное внимание, зрительную и сло­весно-логическую память, логическое мышление;

— стимулировать мыслительную и речевую актив­ность;

— учить детей работать сообща, помогать друг другу;

— воспитывать у детей любовь и бережное отношение к труду.

Оборудование: сюжетная многофигурная картина «Осе­нью в саду и огороде» (иллюстрация 24), предмет­ные картинки с изображениями фруктов и овощей, опорный картинный план 4 (иллюстрация 4), специ­альные и призовые фишки (примерно по 30 штук), мяч, магнитно-маркерная доска и маркеры или школьная доска и мел.

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

Логопед предлагает детям вспомнить о том, как в саду и в огороде убирают овощи и фрукты, и предлагает поиг­рать в игру с мячом.

Игра с мячом «Убираем урожай». Дети стоят полукру­гом перед логопедом. Логопед задает вопрос и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, составляет ответ и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Например: «Как убирают картофель? » — «Картофель выкапывают».

II. Основная часть занятия

Введение в тему.

Логопед. Мы с вами уже много знаем о том, как выра­щивают в огороде и в саду овощи и фрукты. А сегодня мы отправимся с вами в деревню к нашим знакомым ребятам Ване и Маше и посмотрим, как они вместе с родителями провели выходной день.

Рассмотрите картинку. Давайте поиграем в игру «Кто самый внимательный?» Сделайте из пальцев обеих рук бинокли, поднесите их к глазам. (Четыре прижатых друг к другу пальца каждой руки соединить с большими паль­цами, округлить и прижать местами соединения друг к другу — получается «бинокль».) А теперь назовите:

— Кого вы видите на картинке? (Папу, маму, Ваню, Машу, ежика, козу...)

— Что вы видите на картинке? (Сад, деревья, огород, грядки, лестницу, капусту, яблоки...)

— Какие фрукты вы видите на картинке?

— А какие овощи?

Дети поочередно называют изображения.

Логопед. А теперь давайте поиграем еще в одну игру. На­зывается она «Паутинка».

Логопед выставляет на доску любой фрукт или овощ, который при­сутствует на сюжетной картине. Дети должны установить, как свя­зан этот предмет с другими предметами, изображенными на кар­тине. Например, первый ребенок выходит к доске и начинает: «Это яблоко. Яблоко растет на яблоне». (Первое звено паутинки.) Второй ребенок продолжает: «Папа Ванн и Маши забрался на лестницу и срывает яблоки с ветки». (Второе звено паутинки.)

Можно провести соревнование между детьми по рядам, предло­жив каждому ряду составить длинные паутинки. Выигрывает ряд, составивший самую длинную паутинку.

Для игры можно использовать магнитно-маркерную доску и мар­керы или обычную школьную доску имел. Дети дают ответы на вопросы, а логопед маркером или мелом схематично зарисовыва­ет на доске обнаруженные детьми связи между предметами.

Физкультминутка. Развитие мимических и пантоми­мических движений и релаксация.

Логопед. Давайте войдем в картину и пройдемся по до­рожке, усыпанной осенними листьями. Какие звуки мы можем слышать в осеннем саду? Какие запахи мы можем почувствовать? (Дети дают ответы.)Дотроньтесь до яб­лони. Почувствуйте, какая шершавая у нее кора. Возьми­те в руки яблоко. Какое оно? (Гладкое, твердое, аромат­ное, вкусное...) Пора возвращаться.

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

Логопед предлагает детям провести речевые игры.

«Какая это ягода?» Игра с мячом. Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет любую ягоду, например: «Чер­ника», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, составляет предложение о том, какая это ягода, садовая или лесная, и возвращает мяч логопеду. Например: Черни­ка растет в лесу, значит, черника — лесная ягода.

«Поварята». Логопед раздает детям картинки с изобра­жениями ягод, просит детей приготовить из них варенье и компот. Для этого нужно составить предложение по об­разцу: «На моей картинке малина. Я приготовлю малино­вое варенье и малиновый компот».

II. Основная часть занятия

Введение в тему занятия.

Логопед. Сегодня мы с вами поговорим о ягодах. Что такое ягода? (Это небольшой сочный плод деревьев, кус­тарников и маленьких кустиков.)Давайте отправимся на сбор ягод в лес или в сад и составим рассказ о нашем путе­шествии. Но сначала вам нужно разделиться на две коман­ды и выбрать капитанов.

Логопед предлагает капитанам каждой команды вытащить из «волшебного» мешочка по одному предмету и определить, где можно встретить этот предмет — в лесу или в саду. (Например, первый ребенок вытаскивает из мешочка шишку и дает поясне­ние: «Шишку можно встретить в лесу. Значит, мы отправимся за ягодами в лес». Второй ребенок вытаскивает из мешочка яблоко. Пояснение: «Яблоко можно встретить в саду. Значит, мы отпра­вимся за ягодами в сад».)

Логопед. За составление предложений участники ко­манды будут награждаться специальными фишками. Вы также можете заработать призовые фишки, если составите полное «красивое» предложение, сравнение или использу­ете в речи поговорку или пословицу. В конце занятия мы подсчитаем фишки и определим команду победителей.

Физкультминутка.

Речевой материал Выполняемые движения
Собирала я в лесу Ягоду малинку. Я домой не донесу Полную корзинку. По ходу стихотворения дети выпол­няют соответствующие движения.
Солнце греет горячо, Далека дорога. Не отведать ли еще Ягодок немного? Закатилось солнышко, Показалось донышко, А на донышке видна Только ягодка одна. (Н. Саксонская) По ходу стихотворения дети выпол­няют соответствующие движения.

Логопед. Сейчас вы должны создать и показать неболь­шие «фильмы» о том, как вы собирали ягоды. Вам нужно составить рассказ и показать все действия по ходу расска­за. Для того, чтобы фильм получился интересным, созда­вать вы его будете по рисуночному плану.

Логопед рисует пункты плана маркером на доске.

Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР - student2.ru

Два-три человека из каждой команды составляет рассказ по плану, а остальные дети — показывают. Актеры надевают головные убо­ры, берут в руки корзиночки или железные кружечки и показывают по ходу составляемого рассказа, как они собирают ягоды.

Примерный рассказ:

«Это было летом. Маша, Дима, Надя и Сережа отпра­вились в лес за ягодами. Маша и Надя взяли с собой же­лезные кружечки, а Дима и Сережа — маленькие корзи­ночки. На лесной полянке Маша и Надя стали собирать спелую землянику, а Дима и Сережа — ароматную лес­ную малину. Ох и трудное это было занятие, но ребята с ним справились. Скоро они уже шагали по лесной тро­пинке к дому с полными кружками и корзинками ягод. Вот мамы и бабушки обрадуются!»

III. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итоги занятия, благодарит детей за составленные рассказы и показанные «фильмы». Подсчи­тывает фишки детей, определяет команду победителей. Логопед и дети аплодируют им.

Занятие 7.Пересказ рассказа В. Г. Сутеева «Чей это гриб?»

Цель: Пересказ текста по опорным рисункам.

Задачи:

— систематизировать знания детей об осени в лесу;

— воспитывать интерес к сезонным изменениям в при­роде;

— уточнять, расширять и активизировать словарь де­тей по теме «Грибы»;

— развивать произвольное внимание, зрительную и сло­весно-логическую память, логическое мышление;

— стимулировать мыслительную и речевую активность;

— учить детей работать сообща, помогать друг другу;

— воспитывать бережное отношение, любовь к природе. Оборудование: текст рассказа В.Г. Сутеева «Чей это гриб?» (см. С. 156), опорные рисунки (иллюстрации 67-70), символическое изображение сердца (иллюстра­ция 59), магнитно-маркерная доска, мяч.

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

Логопед здоровается с детьми и просит их вспомнить, какое сейчас время года, какой месяц, день недели. После этого говорит детям о том, что сегодня все отправятся в воображаемый лес.

Логопед. Закройте глаза и представьте, что мы заходим в осенний лес. Что вы слышите? (Ответы детей.) Какие запахи можно почувствовать в осеннем лесу? (Ответы детей.) Запомните все, что вы видите в лесу. А теперь от­кройте глазки. Вот мы с вами и вернулись из воображае­мого леса. Встаньте в круг. Давайте поиграем в игру.

Игра с мячом «Чего в лесу много?»

Логопед. Давайте будем передавать друг другу мячик и называть, чего в лесу много.

Логопед начинает игру, дети продолжают, составляя предложения по образцу: «В лесу я увидела много деревьев. А ты?» (Переда­ет мяч соседу слева.) Ребенок принимает мяч и составляет свое предложение: «Я в лесу увидел много листьев. А ты?» Игра проводятся в достаточно быстром темпе, поэтому дети долж­ны быть внимательными. Их ответы не должны повторяться.

II. Основная часть занятия

Физкультминутка.

Речевой материал Выполняемые движения
Грибники по лесу Шли, шли, шли... Дети шагают, высоко поднимая ко­лени.
И грибочков много Нашли, нашли, нашли. Ритмично хлопают в ладоши.
Раз грибок и два грибок — Все положат в кузовок. Приседают, «срезают» грибы. Под­нимаются и кладут грибы в вообра­жаемый кузовок.

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

Логопед. Скажите, ребята, какое сейчас время года? (Осень.)Что было перед осенью? Что будет после осени? Почему осень делят на две части: раннюю и позднюю? Рас­скажите об изменениях в природе и в жизни человека, ко­торые происходят поздней осенью.

Логопед предлагает детям рассмотреть ССК и расставить в логи­ческой последовательности картины серии на доске. Просит приду­мать название рассказу, рассмотреть рисунки-пиктограммы и со­ставить с их помощью план рассказа.

Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР - student2.ru

II. Основная часть занятия

1. Коллективное составление вариантов предложений к каждому пункту плана (части рассказа, картине).

Логопед. Рассмотрите внимательно картины и продол­жите мои предложения.

Составление вариантов предложений к каждому пункту плана (части рассказа, картине). Упражнение выполняется по подсказке логопеда — одному данному слову.

Картина 1: Наступила... Однажды... Шел... Щенок...

Картина 2: Вечером... Щенка... Девочки... Они...

Картина 3: Девочки... Щенок... Он... Дети...

Картина 4: Щенок... Он... Девочки... У детей...

В процессе составления предложений проводится обсуждение ва­риантов и выбор наиболее удачных.

Физкультминутка.

Речевой материал . Выполняемые движения
Вот собака Жучка, Хвостик закорючкой. Шерстка пестрая, Зубки острые. — Гав! По ходу стихотворения дети вы­полняют соответствующие движе­ния.

3. Объединение отработанных предложений в связные фрагменты рассказа в соответствии с повествова­тельным планом и картинами серии. Составление детьми рассказа по ССК по цепочке (при­нимают участие все дети). Логопед дает детям установку на внимание: необходимо следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить.

III. Подведение итогов занятия

Логопед. А теперь ответьте на мои вопросы. Чем вы занима­лись на занятии? Чему научились? Какие новые слова запом­нили? Как в рассказе отнеслись девочки к щенку? Как долж­ны люди относиться к птицам и животным, природе? И т.д.

Логопед благодарит детей за старание, отмечает наиболее актив­ных рассказчиков.

Занятие 9.«Осенью в лесу. Подготовка диких животных к зиме»

Цель: Описание сюжетной многофигурной картины с при­думыванием детьми предшествующих и последую­щих событий с опорой на рисуночный план.

Задачи:

— уточнить, расширить и активизировать словарь де­тей по теме «Дикие животные леса»;

— закреплять в речи детей правильное употребление предлогов в, у;

— учить детей составлению рассказов о подготовке к зи­ме от имени диких животных леса;

— учить детей описывать сюжетную многофигурную картину с придумыванием предшествующих и после­дующих событий;

— стимулировать положительные эмоции детей;

— воспитывать бережное, заботливое отношение к ди­ким животным леса.

Оборудование: сюжетная многофигурная картина «Как дикие животные леса к зиме готовятся» (иллю­страция 26), предметные картинки с изображени­ями диких животных леса (иллюстрации 37, 41, 42, 44), специальные и призовые фишки (примерно по 30 штук), мяч, магнитно-маркерная доска.

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

Логопед просит детей вспомнить, какое сейчас время года, месяц, день недели (следит за тем, чтобы дети давали полный ответ).

Логопед. Каких диких животных нашего леса вы знаете?

После этого проводится игра с мячом.

Игра с мячом в кругу «Кто живет в лесу». Дети и ло­гопед стоят в кругу. Логопед просит детей назвать живот­ных, которых можно встретить в лесу, например: «В лесу можно встретить лису», и передает мяч ребенку справа. Ребенок берет мяч, дает свой ответ: «В лесу можно встре­тить волка», и передает следующему ребенку. После того, как мяч вернулся к педагогу, логопед просит детей назвать детенышей этих диких животных, например: «В лесу мож­но встретить лисенка», и передает мяч ребенку слева. Игра продолжается.

Игра проводится в быстром темпе, поэтому дети долж­ны быть внимательными. Ответы детей не должны повто­ряться. Если ребенок не может подобрать название живот­ного или его детеныша, логопед помогает ему наводящи­ми вопросами. Например: «Назови животное, у которого длинные уши и короткий хвост».

II. Основная часть занятия

Введение в тему занятия.

Логопед. Сегодня мы с вами отправимся в осенний лес. Рассмотрите сюжетную картину.

Давайте поиграем в игру «Кто самый вниматель­ный?» Сделайте из пальцев обеих рук бинокли, поднесите их к глазам.

А теперь назовите:

— Что вы видите на картинке? (Деревья, пень, берлогу, нору...)

— Кого вы видите на картинке? (Лису, медведя у берло­ге, ежа с грибами на иголках, белку на дереве, мышку у норки, зайца...)

— Что делает каждое дикое животное? (Утки улетают в теплые края...)

Дети поочередно дают ответы и называют изображения.

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

Логопед спрашивает детей о том, какое сейчас время года и по каким приметам это можно определить. После этого предлагает детям вспомнить, семьи каких диких жи­вотных живут в лесу, и поиграть в игру с мягким мячом.

Игра с мячом «Кто у кого?» Дети стоят в кругу, логопед в центре. Логопед просит детей назвать детенышей диких животных леса. Логопед задает вопрос и бросает мягкий мяч кому-то из детей, например: «Кто у волчицы?» Ребенок ловит мяч, называет детенышей этого животного и возвра­щает мяч логопеду, например: «У волчицы волчата».

После этого логопед проводит игру по-другому. Спраши­вает: «У кого волчата?» — и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч и дает ответ: «Волчата у волчицы».

Игра проводится в быстром темпе, поэтому дети долж­ны быть внимательными.

II. Основная часть занятия

Логопед. Ребята, сегодня на занятии мы с вами снова от­правимся в осенний лес и попробуем придумать веселую сказ­ку о том, как подружились друг с другом лесные обитатели.

Логопед в произвольном порядке выставляет на доску предмет­ные картинки: заяц, лиса, пень, белка, еж, гриб, чаща леса.

Логопед. Рассмотрите картинки и назовите изображен­ные на них предметы. Разделите картинки на две группы и дайте название каждой. (Дикие животные и неживые предметы.) Какими качествами наделяют в народных сказках диких животных леса? (Например, лиса хитрая, ловкая, смелая, предприимчивая; заяц тихий, трусливый, робкий и т.д.) Какие свойства и качества имеют неживые предметы? (Ответы детей.)

Физкультминутка.

Речевой материал Выполняемые движения
Хомка, хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встает, Щечки моет, шейку трет. Подметает хомка хатку И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять! Хомка сильным хочет стать. По ходу стихотворения дети вы­полняют соответствующие дви­жения.

Логопед. А теперь мы с вами начнем сочинять нашу об­щую веселую сказку. Запомните правила.

1. В сказке должны будут встретиться все предметы, изображенные на картинках.

2. У сказки должны быть начало, середина и конец.

3. Начинаем рассказывать сказку с выбора любого пред­мета (живого или неживого). Рассказываем о нем (ка­кой он, какими обладает качествами). Сравниваем его внешний вид или его особенности с любым пред­метом, чем-то похожим на него.

4. Можем присвоить любому предмету какие-то волшебные свойства.

5. Следующий рассказчик выбирает новый предмет- картинку, подставляет ее к предыдущей картинке справа и продолжает придумывать и рассказывать сказку. Последний ребенок заканчивает сказку и под­водит итог.

В случае затруднений логопед помогает детям.

Примеры составленных детьми сказок.

Сказка 1. Однажды у колючего ежика, был день рожде­ния. Он пригласил к себе своего друга — пушистого трус­ливого зайца. Заяц очень любил танцевать. Он решил по­дарить ежику свой новый танец. Он взобрался на старый пень и начал представление. Ежик и заяц не заметили, как из чащи леса, вышла хитрая рыжая лисица. Она ос­торожно стала подкрадываться к пню, на котором тан­цевал заяц... Вдруг в голову лисы полетела еловая шишка. Рыжая плутовка испугалась, подпрыгнула от неожидан­ности и убежала. Оказалось, что белочка увидела лису и решила выручить зайчика. За спасение своего друга ежик подарил белке самый большой гриб. С тех пор и дружат ежик, белка и зайчик.

Сказка 2. Однажды бродил по лесу колючий, как ма­мина игольница, ежик. Ежик собирал грибы. Грибы были с разноцветными шляпками, как будто платочки раз­ноцветные на головы повязали. Мимо бежал пушистый зайчик. Он был очень испуган и дрожал от страха, как осиновый листок. За ним гналась рыжая, как апельсин, лисица. Зайчик попросил ежика помочь ему спрятаться. Ежик сразу вспомнил про волшебный пень, стоящий на полянке. Все, что попадало на этот пень, на время ста­новилось невидимым. Ежик помог зайчику взобраться на волшебный пень. А рыжая белочка отвлекла лисицу — она бросила в нее еловой шишкой. Лисица кинулась за зайцем, но только сильно ударилась головой о старый пень. Даже искры из глаз у нее посыпались. А зайчик исчез. Лисица ис­пугалась и убежала в дремучую чащу леса. Потом зайчик слез с пенька и снова стал видимым. С тех пор трусливый заяцдружит с добрым ежиком и смелой белочкой.

Дети могут составить самые невероятные истории и сказки. Самое главное — поддерживать желание детей к творчеству, развивать их фантазию.

III. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итог и благодарит детей за работу на занятии и за составленные интересные сказки.

Занятие11. Описание пейзажной картины А.С. Степанова «Лоси» (1889)

Цель: Составление описания пейзажной картины по опорному картинному плану.

Задачи:

— обогащать словарь детей новой лексикой;

— развивать наблюдательность и зрительное внимание детей;

— развивать логическое мышление и творческое вооб­ражение;

— учить детей составлять сложные предложения с опо­рой на картинный план;

— учить детей составлению описательного рассказа по картине известного художника;

— воспитывать интерес детей к произведениям живо­писи.

Оборудование: репродукция картины А.С. Степанова «Лоси» (иллюстрация 11), портрет художника и реп­родукции других его картин (подбирает логопед), по 1-2 репродукции картин известных художн

Наши рекомендации