Цели и задачи деятельности. 1) формирование знаний, умений и навыков по учебному курсу «Педагогическая психология» и конкретному теоретическому блоку «Психолого-дидактический анализ
Цели деятельности:
1) формирование знаний, умений и навыков по учебному курсу «Педагогическая психология» и конкретному теоретическому блоку «Психолого-дидактический анализ урока»;
2) разработка модели собственного практического опыта на основе теоретических знаний;
3) выявление и расширение собственного творческого потенциала.
Цель определила следующие задачи для преподавателя-консультанта:
1) создание условий для профессионального совершенствования;
2) анализ уровня психолого-педагогической подготовки и продуктивности практической деятельности обучающихся;
3) усовершенствование модели системы обучения:
Организация и этапы деятельности
Читаются лекции, проводятся семинары, лабораторные занятия анализ видеоуроков, посещение и анализ учебных занятий) и индивидуальные собеседования по проблемам, появляющимся в процессе овладения теоретическим материалом.
Деятельность носит теоретико-практический характер и проводится в три этапа.
Этап 1 — констатирующий. Определение исходных позиций. Вводный блок, включающий мотивацию, целеполагание, актуализацию имеющихся у обучающихся фоновых знаний.
Этап 2 — формирующий. Работа в режиме модульного обучения, которое осуществляется по следующей программе:
· знакомство с планом деятельности;
· методическое руководство по достижению поставленных учебных целей;
· знакомство с банком информации;
· оценка степени усвоения информации (тестирование, ди
дактический и психологический анализы уроков и видео
уроков, самостоятельное проведение открытых уроков).
Этап 3 — итоговый. Анализ, обобщение и оформление результатов.
Методика работы
Используется модульная система обучения, то есть читается определенное количество лекций в течение учебного года, основной ак-цент делается на самостоятельную работу с модулем.
Учебный модуль
1. Курс «Педагогическая психология» (курс лекций).
2. Теоретические блоки по темам (информация для самостоятельной работы).
3. Список литературы (учебники и учебные пособия).
4. Система тестовых заданий.
5. Алгоритм работы (схема модуля).
Схема модуля
- Претест.
- Теоретический блок.
- Ввод в проблемную ситуацию.
- Самостоятельная работа.
- Индивидуальная работа.
- Работа в микрогруппах.
- Профессиональное саморазвитие обучаемых.
- Тест-контроль.
- Семинар.
- Лабораторные занятия.
- Коллоквиум.
- Творческая деятельность.
Этапы технологии
1. Претест. Определение степени осведомленности участников о новейших достижениях в области педагогической психологии и дидактики. Проводится в форме устного опроса (собеседования).
2. Теоретический блок. Подготовка к самостоятельной работе по теме с использованием лекций, учебников, хрестоматий, видеозаписей, научных статей в специальной периодической литературе, опорных сигналов в виде опорных конспектов, графических схем.
3. Ввод в проблемную ситуацию преподавателем. Преподаватель дает установку на восприятие информации, комментирует план работы, содержание учебного материала, помогает отрабатывать термины и понятия.
4. Самостоятельная работа. Участники работают с учебниками, учебными пособиями, хрестоматиями, дополнительной литературой, просматривают и анализируют видеоуроки.
5. Индивидуальная работа. Изучение конкретного материала с помощью алгоритма. Самоконтроль с использованием вопросов и заданий разного уровня сложности.
6. Работа в микрогруппе по предмету. В микрогруппе обсуждают возможность и варианты использования полученных теоретических знаний в процессе практической деятельности.
7. Профессиональное саморазвитие обучаемых. Подготовка к семинару по теме.
8. Тест. Проведение преподавателем тестов разной степени сложности на знание конкретного материала и умение творчески использовать полученные знания.
9. Семинар.Проведение преподавателем семинара по теме курса «Педагогическая психология» и конкретным теоретическим блокам с целью определения правильности усвоенного материала; выявления и обсуждения проблем, связанных с повышением эффективности процесса обучения; выявления умений выделять главное, вычленять причинно-следственные связи; выявления умений задавать вопросы, вести диалог, аргументировать оценку
10. Лабораторные занятия. Проведение моделей открытых уроков (фрагментов уроков) с использованием новых обучающих технологий. Формирование практических умений на основе полученных тевтических знаний.
11. Коллоквиум. Обсуждение открытых уроков. Самоанализ, взаимоанализ, анализ уроков преподавателем-консультантом.
12. Творческая деятельность. Выход в самостоятельную творческую деятельность. Выработка собственного стиля деятельности. Организация теоретической и практической информационной поддержки педагогам школ. Осмысление и систематизация собственного опыта I опыта коллег.
Рекомендуемая литература:
1. Бурцева О.Ю. Модульное обучение. Вопросы и ответы//Биология в школе. 2001. № 4.
2. Жуковская Л. Что может модульный урок//Народное образование. 1994. №3.
3. Кларин М.В. Индивидуализация образования в буржуазной педагогике XX века//Советская педагогика. 1987. № 47.
4. Шамова Т.И. Модульное обучение в школе: сущность технологии//Биология в школе. 1994. № 5.