V. методические указания студентам по выполнению отдельных видов самостоятельной работы

Работа с лекционным материалом

Проработка лекционного материала сводится к прочтению конспекта лекций и/или рекомендованной литературы.

Рекомендуется при самостоятельной проработке материала, во-первых, внимательно проанализировать теоретический материал, предложенный в лекциях, во-вторых, ознакомиться с материалами по соответствующей тематике из рекомендуемых источников.

Подготовка к лабораторным работам, практическим, семинарским занятиям и контрольным работам

При подготовке к лабораторным работам, практическим и семинарским занятиям необходимо обратиться к конспектам лекций по данному вопросу и рекомендуемым источникам, чтобы уточнить терминологию; внимательно проанализировать ход решения задач, предложенных в лекциях; самостоятельно решить по 1-2 задачи соответствующей тематики из рекомендуемых сборников задач.

Написание реферата

Реферат – письменная работа, представляющая собой краткое изложение основного содержания литературных источников или научных исследований по определенной теме. Основная цель написания реферата – изложить идеи, представленные в реферируемых источниках, раскрыть основные тезисы исходного текста. Основное требование к реферату – его аналитический характер.

Реферат не копирует дословно содержание первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате систематизации и обобщения материала первоисточника, его аналитико-синтетической переработки. Таким образом, реферат - это сокращенный пересказ содержания первичного документа (или его части) с основными фактическими сведениями и выводами.

Рефераты пишутся обычно стандартным языком, с использованием типологизированных речевых оборотов вроде: «важное значение имеет», «уделяется особое внимание», «поднимается вопрос», «делаем следующие выводы», «исследуемая проблема», «освещаемый вопрос» и т.п.

Для реферата отбирается информация, объективно ценная для всех читающих, а не только для одного автора. Автор реферата не может пользоваться только ему понятными значками, пометками, сокращениями.

Содержание работы должно быть нацелено на раскрытие в сжатом виде темы, которая указана в заголовке.

Процесс написания реферата включает:

- выбор темы из предложенного преподавателем списка;

- подбор источников и их изучение;

- составление плана;

- написание текста работы и ее оформление;

- устное выступление/изложение реферата.

Реферат готовится в печатном виде и оформляется по всем правилам, относящимся к оформлению и изложению документов учебной деятельности. Объем реферата может колебаться в пределах 10-15 печатных страниц.

Текст реферата должен содержать следующие разделы:

- Титульный лист;

- Введение;

- Основной раздел;

- Заключение (анализ результатов литературного поиска, выводы).

- Список использованных источников (не менее 10 источников, включая сетевые ресурсы).

Во введении необходимо дать обоснование избранной темы, её важности, актуальности, сформулировать цель и задачи работы.

В основной части работы, раскрывающей содержание темы, не следует выделять большое количество вопросов. Достаточно поставить три-четыре вопроса. Содержание каждого раскрываемого вопроса должно соответствовать его названию. Основная часть реферата, помимо почерпнутого из разных источников содержания, должна включать в себя собственное мнение студента и сформулированные выводы, опирающиеся на приведенные факты.

В заключении формируются общие выводы, оценки, предложения. Заключение не должно превышать объем 2 страниц и не должно слово в слово повторять уже имеющийся текст, но должно отражать собственные выводы о проделанной работе.

Список использованной литературы позволяет судить о степени фундаментальности данного реферата. В список использованной литературы необходимо внести все источники, использованные в процессе написания реферата.

Критерии оценки реферата:

- актуальность темы исследования;

- соответствие содержания теме;

- глубина проработки материала;

- правильность и полнота разработки поставленных вопросов;

- значимость выводов для дальнейшей практической деятельности;

- правильность и полнота использования литературы;

- соответствие оформления реферата стандарту;

- качество сообщения и ответов на вопросы при защите реферата.

VI. ТАБЛИЦЫ

Таблица 1 (Классификация согласных)

Место образования   Способ образования Губные Переднеязычные Средне- языч- ные Заднеязычные
Губно-губные Губно-зубные Зубные Передне- небные Среднене-бные Средне- небные Задне- небные
шумные щелевые срединные   ф в ф’в’ с з с’з’ ш ж ш’ж’ х’γ’ х γ
сонорные j
боковые л л’
смычные носовые м м’ н н’
дрожащие р р’
шумные взрывные п б п’б’ т д т’д’ к’г’ к г
аффрикаты ц дз ц’дз’ ч дж ч’дж’

Таблица 2 (Классификация гласных)

  Подъем Р я д
Передний Передне-средний Средний Средне-задний Задний
Верхний И ӱ Ы   У
Верхне-средний и ӭь ӧ ы    
Средний Э   ъ   О
Средне-нижний   ä ӑ    
Нижний     а    

Таблица 3 (Редукция гласных)

Сильная позиция После твердых согласных После мягких согласных
1 слабая позиция 2 слабая позиция 1 слабая позиция 2 слабая позиция
á дар [д а р] час [ч' а с] ӑ одарить [ӑ д ӑр' и́ т'] ъ даровой [д ъ р ӑ в о́ и'] и часы [ч' и с ы́] ь часовой [ч' ьс ӑ в о́ и']
ó год [г о т] лед [л' о т] ӑ года [г ӑд а́] ъ годовой [г ъ д ӑ в о́ и'] и ледовый [л' и д о́ в ы и'] ь ледоруб [л' ь д ӑр у́ п]
э΄ жезл [ж э з л] след [с л' э т] ы железо [ж ы л' э́ з ъ] ъ железняк [ж ъ л' и з' н' а́ к и следит [с л' и д' и́ т] ь следопыт [с л' ьд ӑ п ы́ т

Таблица 4 (Способы словообразования)

Аффиксальные (морфологические) способы Неаффиксальные (неморфологические) способы Смешанное словообразование
1. Суффиксальный: верх – верш-ин-а, лентяй — лентяй-нича-ть   2. Префиксальный: резать – раз-резать, автор – со-автор   3. Префиксально-суффиксальный: без денег — без-денеж-j-e, без заботы – без-забот-н-ый, прежний — по-прежн­-ему, близкий – при-близ-и-ть   4. Постфиксальный: стучать – стучать-ся, что – что-либо   5. Суффиксально-постфиксальный: гордый – горд-и-ть-ся   6. Префиксально-постфиксальный: ждать – до-ждать-ся, бегать – на-бегать-ся   7.Префиксально-суффиксально-постфиксальный: шептать – пере-шепт-ыва-ть-ся   8. Нулевая суффиксация: проходить — прохож-Ø-ий, пять – пят-Ø-ый, выходить – выход-Ø, , вывозить – вывоз-Ø, синий – синь-Ø   9. Нулевая суффиксация и префиксация: седой — про-седь-Ø, ловить – у-лов-Ø, моросить – из-морось-Ø
 
  V. методические указания студентам по выполнению отдельных видов самостоятельной работы - student2.ru

1. Сложение: 1) основ: лесостепь; 2) слов: диван-кровать; 3) основы и слова: непроницаемый для воды – водонепроницаемый, сухие фрукты – сухофрукты   2. Усечение производящей основы: заведующий — зав, магнитофон — маг, самоцветный камень — самоцвет   3. Аббревиация: 1) буквенные: СССР, ВВС; 2) звуковые: вуз, БАМ, цум; 3) слоговые: колхоз, завуч, филфак, местком; 4) сокращенная основа+целое слово: главврач, профтехучилище; 5) смешанного типа: гороно, главк   4. Лексико-семантический способ (слово возникает в результате изменения семантики слова, уже существующего в русском языке, в результате развития полисемии и омонимии): лакей (социальное положение) - лакей (лицо по духовно-нравственной сущности), палата (помещение) - палата (учреждение)   5. Лексико-синтаксический способ (сращение): сего дня - сегодня, с ума сшедший - сумасшедший, долго играющий — долгоиграющий   6. Морфолого-синтаксический способ: 1) субстантивация (переход в существительное): сладкое, мороженое, учительская, первое, второе, третье, учащийся; 2) адъективация (переход в прилагательное): блестящие (способности), начитанный (мальчик), первый (ученик); 3) адвербиализация (переход в наречие): бегом, рядом, весной, чудом, по-прежнему; 4) прономинализация (переход в местоимение): данный (вопрос), в определенный (момент); 5) переход в служебные слова: благодаря опыту (предлог из деепричастия), вокруг дома (предлог из наречия), хотя (союз из деепричастия от глагола хотеть); 6) переход в междометия: батюшки! караул!   1. Сложносуффиксальный: Земля, проходить – землепроход-ец; голова, кружиться – головокружи-тельн-ый   2. Сложение с нулевой суффиксацией: сено косить – сенокос-Ø, зубы скалить – зубоскал-Ø, длинные уши – длинноух-Ø-ий   3. Сложение с префиксацией: миртворить – у-миротворить   4. Сложение с префиксацией и суффиксацией: новый год – пред-новогод-н-ий, все дни – по-вседн- V. методические указания студентам по выполнению отдельных видов самостоятельной работы - student2.ru евн-ый  

Наши рекомендации