Оценка социально-экономической эффективности программы
Оценка социальной эффективности Программы осуществляется по следующим ключевым параметрам:
• социальная необходимость программных мероп
риятий, определяющая их вклад в развитие чтения, в
поддержание существующих и создание новых соотве
тствующих организационных структур;
• социальная полезность программных мероприя
тий, указывающая на их качество, результаты и после
дствия, способствующие развитию чтения, повыше
нию культурной компетентности, качества жизни граж
дан, минимизации социальных напряжений,
установлению партнерских отношений между общест
вом и государством;
• социальная привлекательность программных ме
роприятий, подразумевающая, что они вызвали массо
вый интерес, приобрели широкую популярность, рас
ширили поле культурных коммуникаций по всему рос
сийскому обществу, объединили людей для
организованных совместных действий.
Социальная эффективность не является предметом традиционного экономического анализа. Это предполагает разработку специальных показателей и методов для ее оценки.
Социальная необходимость (значимость) программных мероприятий оценивается следующими показателями:
• улучшение качества социокультурного простран
ства чтения для читателей; определяется как соответ
ствие количества и качества учреждений нормативным
значениям, определяемым в рамках Программы;
• повышение социального статуса персонала уч
реждений, связанных с продвижением чтения; опреде-
ляется как повышение престижа соответствующих профессий в обществе, как рациональная реализация имеющегося профессионального потенциала для развития чтения в стране;
• преодоление тенденций снижения в обществе ин
тереса к чтению; определяется через увеличения круга
читателей; увеличение времени, затрачиваемого на
чтение; повышение качества востребованной печатной
продукции; увеличение количества посещений библио
тек (в том числе через систему удаленного доступа, че
рез Интернет).
Социальная полезность программных мероприятий оценивается по следующим показателям:
• повышение культурной компетентности граждан;
определяется через улучшение способности ориенти
роваться в каналах коммуникации, понимания инфор
мации (печатных и медиатекстов);
• повышение уровня квалификации специалистов;
определяется через периодичность переобучения и
соответствие учебного материала мировому уровню;
• вклад программного мероприятия (организации)
в развитие чтения в рассматриваемом социокультур
ном пространстве (социальный слой в рамках региона
или поселения).
Социальная привлекательность программного мероприятия (организации) представлена следующими показателями:
• удовлетворенность пользователей качеством
проведенного мероприятия (качеством и количеством
услуг организации);
• удовлетворенность персонала рабочим местом;
• повышение интереса к чтению различных соци
альных групп.
17