Оценка социально-экономической эффективности программы

Оценка социальной эффективности Программы осуществляется по следующим ключевым параметрам:

• социальная необходимость программных мероприятий, определяющая их вклад в развитие чтения, в поддержание существующих и создание новых соответствующих организационных структур;
• социальная полезность программных мероприятий, указывающая на их качество, результаты и последствия, способствующие развитию чтения, повышению культурной компетентности, качества жизни граждан, минимизации социальных напряжений, установлению партнерских отношений между обществом и государством;
• социальная привлекательность программных мероприятий, подразумевающая, что они вызвали массовый интерес, приобрели широкую популярность, расширили поле культурных коммуникаций по всему российскому обществу, объединили людей для организованных совместных действий.

Социальная эффективность не является предметом традиционного экономического анализа. Это предполагает разработку специальных показателей и методов для ее оценки.

Социальная необходимость (значимость) программных мероприятий оценивается следующими показателями:

• улучшение качества социокультурного пространства чтения для читателей; определяется как соответствие количества и качества учреждений нормативным значениям, определяемым в рамках Программы;
• повышение социального статуса персонала учреждений, связанных с продвижением чтения; определяется как повышение престижа соответствующих профессий в обществе, как рациональная реализация имеющегося профессионального потенциала для развития чтения в стране;
• преодоление тенденций снижения в обществе интереса к чтению; определяется через увеличения круга читателей; увеличение времени, затрачиваемого на чтение; повышение качества востребованной печатной продукции; увеличение количества посещений библиотек (в том числе через систему удаленного доступа, через Интернет).

Социальная полезность программных мероприятий оценивается по следующим показателям:

• повышение культурной компетентности граждан; определяется через улучшение способности ориентироваться в каналах коммуникации, понимания информации (печатных и медиатекстов);
• повышение уровня квалификации специалистов; определяется через периодичность переобучения и соответствие учебного материала мировому уровню;
• вклад программного мероприятия (организации) в развитие чтения в рассматриваемом социокультурном пространстве (социальный слой в рамках региона или поселения).

Социальная привлекательность программного мероприятия (организации) представлена следующими показателями:

• удовлетворенность пользователей качеством проведенного мероприятия (качеством и количеством услуг организации);
• удовлетворенность персонала рабочим местом;
• повышение интереса к чтению различных социальных групп

Обобщенные показатели социальной эффективности программных мероприятий (функционирования организаций), связанных с развитием чтения

Параметр Критерий Показатели
Социальная необходимость (значимость) Влияние услуг учреждения на развитие чтения Соответствие количества и качества услуг программным задачам развития чтения и повышения культурной компетентности читателей. Соответствие количества и уровня квалифицированности персонала интересам (жизненным проблемам) пользователей.
Социальная полезность   – социализация: мера использования знаний и навыков, полученных в учреждении, в повседневной жизни; – социальная коммуникация: влияние контакта с учреждением на расширение круга социальных контактов и социального участия, связанного с чтением; – рекреация: влияние контактов с учреждением на компенсацию усталости от пребывания в рутинных ситуациях.
Социальная привлекательность   – удовлетворенность пользователей услугами учреждения; – удовлетворенность пользователей результатами контактов с учреждением в повседневной жизни.
Социальная необходимость (значимость) Влияние характеристик учреждения на работу персонала Соответствие нормативным (или программным) требованиям: – количества и квалификации персонала учреждения; – организации труда и качества управления; – технологической оснащенности.
Социальная полезность   Повышение уровня квалифицированности персонала. Технологическая модернизация учреждения. Расширение степени участия персонала в управлении учреждением и взаимодействий с пользователями.
Социальная привлекательность   Удовлетворенность: – содержанием работы, занимаемой должностью; – социокультурным климатом в учреждении; – отношениями с пользователями; – общественным мнением в отношении учреждения или проекта.
Социальная необходимость (значимость) Влияние функционирования учреждения или реализации проекта на внешнюю социокультурную среду В повседневной жизни: поддержание программного уровня развития чтения и культурной компетентности читателей за пределами учреждения. В общественном мнении: участие персонала учреждения в пропаганде чтения и необходимости повышения уровня культурной компетентности.
Социальная полезность   В повседневной жизни: участие в локальной культурной политике развития чтения. В общественном мнении: систематическое включение проблем чтения в сферу повседневного внимания общественности.
Социальная привлекательность   В повседневной жизни: повышение интереса потенциальных пользователей к чтению и связанных с ним видов социальной активности. В общественном мнении: участие в формировании благоприятного образа просвещенного читателя.
Социальная ценность Социальная востребованность Корреляция между ростом численности пользователей и рационализацией деятельности учреждения.
  Социальная оценка Корреляция между отношением к чтению в общественном мнении, степенью удовлетворенности пользователей работой учреждения и персонала – своей деятельностью в его рамках.

Построение и измерение (оценка) показателей социальной эффективности учреждения или проекта, связанных с чтением, предполагает сбор информации, содержащей количественные, качественные и поддающиеся рейтинговой оценке данные.

Характеристики данных для построения и измерения (оценки) показателей социальной эффективности учреждения (проекта), связанного с развитием чтения

Количественные данные Качественные данные Рейтинговые данные
Количество: – услуг учреждения из нормативного (программного) перечня; – персонала учреждения (в том числе распределение по квалификационным признакам); – пользователей (в том числе распределение по социальным слоям); – персонала, занятого в социальном участии; – читателей, занятых в социальном участии; – однородных учреждений в поселении; – потенциальных пользователей – сочетание услуг из норм тивного (программного) перечня; – квалификация персонала; – интересы пользователей; – круг социальных контактов пользователей; – организация труда в учреждении; – объективные данные пользователей – качество услуг; – уровень культурной компетентности пользователей; – уровень культурной (профессиональной) компетентности персонала; – степень использования читателями знаний, полученных из книг, в повседневной жизни; – удовлетворенность пользователей: • услугами учреждения • результатами пользования услугами учреждения в повседневной жизни – удовлетворенность персонала: • содержанием работы, занимаемой должностью; • социальным климатом и руководством учреждения; • отношением общественного мнения к профессии и учреждению; • собственной квалификацией; – технологическое оснащение в соотношении с нормативными (программными) требованиями – участие персонала в делах управления учреждением; – участие персонала в привлечении читателей и организации их социальной активности.

Количественные данные получаются с использованием методов:

– анализа документов;

– опросов, связанных с объективными данными респондентов. Качественные данные получаются с использованием методов:

– анализа документов;

– опросов персонала учреждений и пользователей;

– изучения общественного мнения. Рейтинговые данные получаются с помощью методов:

– экспертных опросов;

– опросов пользователей и персонала учреждений;

– изучения общественного мнения.

оценка социально-экономической эффективности программы - student2.ru главная • библиотекам • читателям • мир библиотек • infolook • виртуальная справка • читальный зал новости • библиоnet • форум • конкурсы • биржа труда • регистрация • поиск по порталу
О портале | Карта портала | Почта: [email protected] При полном или частичном использовании материалов активная ссылка на портал LIBRARY.RU обязательна оценка социально-экономической эффективности программы - student2.ru оценка социально-экономической эффективности программы - student2.ru оценка социально-экономической эффективности программы - student2.ru © АНО «Институт информационных инициатив» © Российская государственная библиотека для молодежи
 

[U1]Познавательные УУД

[U2]Личност, комм УУД

Наши рекомендации