I. общие методические указания

Психологический факультет

Кафедра педагогической

Психологии и педагогики

А.И. Скоробогатова

Ф.А. Саглам

О.А. Антонова

Г.Р. Юсупова

Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса

Методические указания по выполнению курсовых работ

Казань – 2013

УДК 371.015 (0.75.8)

ББК 88.6 я73

П 86

Печатается по решению секции психолого-педагогических дисциплин

Учебно-методического совета

Института экономики, управления и права (г. Казань)

П 86 Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: метод. указ. по выполнению курсовых работ / А. И. Скоробогатова, Ф. А. Саглам, О.А. Антонова, Г.Р. Юсупова– Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права (г. Казань), 2013. – 49 с.

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры педагогической психологии и педагогики.

Методические указания по выполнению курсовых работ подготовлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование». Предназначены для студентов-бакалавров, преподавателей.

УДК 371.015 (0.75.8)

ББК 88.6 я73

© Институт экономики,

управления и права (г. Казань), 2013

© Скоробогатова А. И., 2013

© Саглам Ф.А., 2013

© Антонова О.А., 2013

© Юсупова Г.Р., 2013

СОДЕРЖАНИЕ

I. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.......................................... 4

II. НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО КУРСОВЫМИ РАБОТАМИ............. 10

III. ВЫБОР ТЕМЫ РАБОТЫ.................................................................. 11

IV. РАЗРАБОТКА ПЛАНА КУРСОВОЙ РАБОТЫ.............................. 12

V. СБОР, АНАЛИЗ, ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА.............................. 15

VI. НАПИСАНИЕ ТЕКСТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ............................. 18

VII. СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ.............................................. 33

VIII. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.................... 35

IX. ПРАВИЛА БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ.................... 37

X. ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ...................................................... 40

XI. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................. 44

Приложения....................................................................................... 45

I. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Курсовая работа является самостоятельной научно-учебной работой, выполняемой студентами в соответствии с утвержденным учебным планом высшего учебного заведения. Она является составной частью аттестации студента, проходящего обучение по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», дает дополнительную оценку знаний, полученных при изучении соответствующих дисциплин. На втором курсе психологического факультета Института экономики, управления и права (г. Казань) студенты выполняют курсовую работу по дисциплине «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса».

В результате изучения данной дисциплины студент должен овладеть следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

ОПК – 8: способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики;

ОПК – 9: способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития;

В результате освоения данных компетенций студент должен

Знать:

– сущность, структуру, типы межличностного взаимодействия;

– социально-психологические основы конфликтного взаимодействия;

– особенности психолого-педагогического взаимодействия в условиях дошкольной образовательной организации;

– особенности психолого-педагогического взаимодействия в условиях массовой школы;

– особенности психолого-педагогического взаимодействия в педагогическом коллективе и в системе «педагог-родитель»;

– методы исследования психолого-педагогического взаимодействия;

– методы повышения эффективности психолого-педагогического взаимодействия;

уметь:

– ориентироваться в моделях психолого-педагогического взаимодействия;

– проявлять гибкость в выборе способов и приемов взаимодействия;

– строить образовательныепроцессв конструктивном взаимодействии его участников;

– использовать методы исследования психолого-педагогического взаимодействия в своей профессиональной деятельности;

– использовать в своей профессиональной деятельности методы повышения эффективности психолого-педагогического взаимодействия;

владеть:

– технологиями психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса;

– рефлексивными навыками.

Курсовая работа по дисциплине «психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса» предполагается как самостоятельная исследовательская работа. Студент должен изложить свою личную позицию по вопросам, рассматриваемым в работе. В ходе подготовки курсовой работы студент должен показать умение работать с литературными источниками, научной литературой, при необходимости – материалами педагогической практики.

Курсовая работа выступает одной из наиболее важных форм научной работы студентов. Соответственно при написании работы студент учится анализировать, сопоставлять точки зрения на проблему, которые высказывались различными деятелями науки, при необходимости – полемизировать с учеными. Подходы к рассмотрению научных проблем должны быть взяты в развитии, с учетом принципа историзма. При этом студенту необходимо показать знание современной общественной жизни, закономерностей ее функционирования. Для этого следует изучить и обобщить данные педагогической практики, прежде всего, деятельность образовательных учреждений, относящуюся к выбранной теме курсовой работы и смежным с ней темам. Студенты ко второму курсу должны приобрести навыки критического анализа научных точек зрения, а также складывающейся психолого-педагогической практики. Работа должна быть методологически выверена, то есть в ней должны использоваться методы исследования, характерные для современной педагогической науки.

Курсовая работа предполагается как творческое сочинение, которое носит самостоятельный характер, показывает способность изложить теорию и общественную практику в пределах выбранной темы. Творческий элемент курсового сочинения может выражаться в том, что студент самостоятельно ставит те или иные вопросы, предлагает оригинальные пути решения тех или иных научных (по определенным темам – практических) проблем, находит новые аргументы, обосновывающие или опровергающие уже имеющиеся точки зрения. Кроме того, это могут быть обоснованные рекомендации по внесению изменений в действующую практику воспитания, выявление недостатков и позитивных сторон воспитательной деятельности образовательных учреждений (по отдельным темам).

В курсовой работе не допускается плагиат, то есть использование работ и мыслей других авторов без ссылок на источник. Не рекомендуется также использовать курсовые работы, написанные ранее по той же или аналогичной теме. Дело в том, что материал очень быстро устаревает в силу того, что появляются новые материалы психолого-педагогической практики, научные и учебные работы, которые необходимо изучить, чтобы в полной мере раскрыть тему и сделать правильные выводы. Кроме того, использование уже имеющихся работ может быть признано как нарушение авторских прав. Наконец, студент, который самостоятельно не работает над курсовым сочинением, не получает навык самостоятельной творческой работы и рискует в будущем встретиться с негативными последствиями отсутствия опыта работы над текстами. Кроме того, усложняется сам процесс защиты работы, поскольку студент, не занимавшийся разработкой темы, не способен раскрыть проблемные моменты, пути разрешения проблем, ответить на элементарные вопросы членов комиссии по защите курсовых работ.

Исходя из вышеизложенного, к курсовой работе предъявляются следующие основные требования: самостоятельный и творческий характер, актуальность используемого теоретического и практического материала; точное и логичное изложение материала; использование студентом апробированных в психологии и педагогике методов исследования, обобщения, систематизации материала; правильное оформление.

Целью курсовой работы по дисциплине «Моделирование образовательных программ» является закрепление и расширение теоретических и практических (по определенным темам) знаний и применение этих знаний при дальнейшем обучении по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование»; формирование навыков самостоятельной исследовательской работы, овладение основами современных методик научных исследований.

Наши рекомендации