Тестовые задания для самостоятельной работы. 1. Впервые в курс «Человек» включены такие разделы, как: а) опора тела и движение, б) обмен веществ и энергии

1. Впервые в курс «Человек» включены такие разделы, как: а) опора тела и движение, б) обмен веществ и энергии, в) кровь и кровообращение, г) индиви-дуальное развитие организма, д) нервная система, е) органы чувств.

2. В курсе «Человек» доминируют понятия: а) анатомо-физиологические, б) санитарно-гигиенические, в) медицинские, г) морфолого-экологические.

3. К общебиологическим понятиям курса «Человек» относятся: а) живой организм – единое целое, б) строение сердца, в) газообмен в легких, г) взаимосвязь организма со средой, д) скелет конечностей, е) гигиена дыхания.

4. Прикладными понятиями курса «Человек»: а) анатомические, б) медицинские, в) морфологические, г) санитарно-гигиенические, д) специальные.

5. Программой по курсу «Человек» предусматриваются а) практические работы, б) лабораторные работы, в) самонаблюдения, г) наблюдения, д) внеурочные работы, е) демонстрации.

6. К методическим особенностям изучения курса «Человек» не относятся: а) организация самонаблюдений, б) проведение внеклассной работы, в) различия уроков по формируемым понятиям, г) организация лабораторных работ, д) разнообразие наглядных пособий, е) формирование прикладных умений, ж) выполнение фронтальных опытов.

7. Специфическим приемом изучения учащимися своего организма являются: а) организованные наблюдения, б) наблюдения, в) самонаблюдения, г) систематические наблюдения.

8. Наблюдения школьников за своим организмом поводятся: а) на уроках, б) дома, в) во внеурочное время, г) на внеклассных занятиях.

9. На уроках по курсу «Человек» доминируют самонаблюдения: а) длительные, б) кратковременные, в) исследовательские, г) поисковые, д) иллюстрированные, е) иллюстративные.

10. Чаще всего на уроках самонаблюдения организуются: а) фронтально, по «команде» учителя, с показом, б) фронтально, по «команде» учителя, без показа, в) индивидуально, по карточкам-инструкциям, г) индивидуально, по карточкам-инструкциям, с показом.

11. Темами уроков, на которых проводятся самонаблюдения, являются: а) «Строение и значение скелета», б) «Соединение костей скелета», в) «Строение костей», г) «Состав костей», д) «Скелет головы».

12 Опыты, проводимые на уроках по курсу «Человек», делятся на: а) демон­страционные, б) лабораторные, в) иллюстративные, г) индивидуальные.

13. В курсе «Человек» опыты проводятся по следующим темам: а) «Состав костей», б) «Газообмен в легких», в) «Переваривание питательных веществ», г) «Почки, их работа», д) «Ухо – орган слуха».

14. Натуральные наглядные пособия по курсу «Человек» не подразделяются на: а) немонтированные, б) монтированные, в) сборочные, г) сборные, д) плоскостные, е) объемные.

15. К немонтированным натуральным пособиям относятся: а) наборы костей, б) плоские препараты, в) свежая кровь животных, г) органы в фиксирующей жидкости.

16. Из объемных наглядных пособий чаще всего на уроках по курсу «Человек» используются: а) муляжи, б) макеты, в) модели, г) слепки.

17. Муляжи позволяют формировать у учеников представления: а) об окраске органов, б) о назначении органов, в) об объеме органа, г) о положении органов.

18. При изучении внутренних органов человека следует применять: а) учебные фильмы, б) натуральные объекты, в) объемные пособия, г) слайды, д) таблицы.

19. Учебные фильмы нежелательно использовать при изучении материала: а) физиологического, б) анатомического, в) медицинского, г) санитарно-гигиенического, д) морфологического.

20. В курсе «Человек» целесообразно использование элементов моделирования: а) образно-знакового, б) схематично-знакового, в) вербально-знакового, г) графико-знакового.

21. В курсе «Человек» практические работы: а) однообразны, б) разнообразны, в) направлены на формирование учебных умений, г) предполагают показ органов, д) предусматривают определение положения органов.

22. Темами уроков, на которых формируются анатомо-физиологические понятия, являются: а) «Строение сердца и его работа», б) «Газообмен в легких», в) «Сос-тав крови и ее значение», г) «Органы кровообращения», д) Скелет головы».

23. Особенности уроков с анатомо-физиологическим содержанием: а) домини-рование практических методов, б) преобладание наглядно-практических методов, в) привлечение самонаблюдений, г) проведение внеурочной работы.

24. При изучении анатомо-физиологического материала из словесных методов применяются: а) рассказ, б) беседа, в) пояснение, г) инструктаж, д) объяснение, е) разъяснение.

25. Темами уроков, на которых формируются медицинские понятия, являются: а) «Гигиена дыхания», б) «Закаливание организма», в) «Первая помощь при повреждении кожи», г) «Глистные заболевания», д) «Пищевые отравления».

26. Особенности уроков с медицинским содержанием: а) доминирование словесно-наглядных методов, б) преобладание словесно-практических методов, в) проведение внеурочной работы, г) прикладная практическая деятельность учащихся, д) организация внеклассной работы.

27. Темами уроков, на которых формируются санитарно-гигиенические понятия, являются: а) «Пищевые отравления, их предупреждение», б) «Влияние никотина на органы дыхания», в) «Закаливание организма», г) «Правила питания», д) «Сон, его значение».

28. Особенности уроков с санитарно-гигиеническим содержанием: а) сочетание всех методов обучения, б) доминирование словесно-практических методов, в) максимальная опора на жизненный опыт учащихся, г) проведение наблюдений.

29. Рассказ учителя в сочетании с элементами беседы применяется при изучении материала: а) анатомо-физиологического, б) санитарно-гигиенического, в) цитогистологического, г) медицинского.

30. В курсе «Человек» доминируют … понятия.

31. В курсе «Человек» предусматривается формирование прикладных … умений.

32. Специфическим приемам изучения учениками своего организма являются … .

33. Самонаблюдения предусматривают наблюдения учащимися за … .

34. Самонаблюдения чаще всего проводятся при изучении … материала.

35. Из объемных пособий при изучении организма человека применяются … .

36. Из немонтированных натуральных пособий применяются … .

37. Из монтированных натуральных пособий используются … .

38. При изучении внутренних органов человека применяются … и… пособия.

39. Графическое моделирование применяются при изучении … материала.

40. На уроках с анатомо-физиологическим содержанием доминируют … методы.

41. На уроках с медицинским содержанием преобладают … методы.

42. На уроках с санитарно-гигиеническим содержанием доминируют … методы.

43. Жизненный опыт учащихся привлекается при изучении … материала.

44. Элементы деловой игры используются на уроках с … содержанием.

45. В курке «Человек» практические работы чаще всего предусматривают … .

46. Установите последовательность выбора наглядных пособий при изучении курса «Человек»: а) влажные препараты, б) модели, в) таблицы, г) схемы, д) слайды, е) муляжи, ж) наборы костей животных.

47. Установите последовательность изучения систем органов человека: а) дыхание, б) кровь и кровообращение, в) питание и пищеварение, г) опора тела и движение, д) нервная система, е) органы чувств, ж) выделение.

48. Установите последовательность формирования системы понятий в курсе «Человек»: а) органы, б) клетка, в) система органов, г) ткани, д) организм человека.

49. Установите последовательность описания органов человека: а) положение, б) название, в) внутреннее строение, г) значение органа, д) взаимосвязь строения и функции, е) гигиена органа, ж) выполняемая функция.

50. Установите соответствие типов формируемых понятий с их примерами.

Типы понятий: 1) медицинские, 2) санитарно-гигиенические.

Варианты соответствий: а) нормы питания, б) пищевые отравления, в) помощь при кровотечениях, г) правила питания, д) переливание крови, е) закаливание организма, ж) гигиена сна.

51. Установите соответствие типов уроков с особенностями их проведения.

Типы уроков: 1) медицинские, 2) санитарно-гигиенические.

Варианты соответствий: а) оптимальное сочетание методов, б) доминирова-ние словесно-практических методов, в) организация внеклассной работы, г) максимальная опора на жизненный опыт учащихся, д) проведение внеурочной работы, е) формирование прикладных умений.

52. Установите соответствие типов уроков с особенностями их проведения.

Типы уроков: 1) санитарно-гигиенические, 2) анатомо-физиологические.

Варианты соответствий: а) преобладание наглядно-практических методов, б) доминирование словесно-практических методов, в) привлечение меди-цинских работников, г) опора на жизненные опыт учащихся, д) организация внеклассной работы, е) формирование прикладных умений, ж) проведение самонаблюдений, з) использование элементов деловой игры.

СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УПРАВЛЯЕМОЙ РАБОТЫ

На самостоятельную управляемую работу (СУР)по методике преподавания биологии во вспомогательной школе отведено 4 часа (по 2 часа в каждом семестре). В течение года студентам предлагаются две самостоятельные работы. За выполнение первой из них студенты отчитываются в седьмом семестре, а второй – в восьмом.

2. Самостоятельная работа № 1предусмотрена по материалам лекций, представленных на электронном и бумажных носителях. Рекомендуются и другие литературные источники (основные – 1, 4, 9). За выполнением студентами заданий самостоятельной работы № 1задействованы следующие методы контроля:

2.1. Тестовые задания,решение которых осуществляется в седьмом семестре на последнем практическом занятии. В их содержание включены две темы общей методики обучения биологии:

Тема 1. Задачи и содержание обучения биологии

Специфика биологии как учебного предмета.Изучение конкретных объектов (растения, животные, человек), сложных явлений живой природы и ее развития. Разнообразие форм организации учебной работы (уроки, экскурсии, домашние задания, внеурочная работа, внеклассные занятия и др.). Доминирование наглядно-практических методов. Наличие материальной базы (кабинета биологии с лаборантской, уголка живой природы, учебно-опытного участка, площадей закрытого грунта и др.). Широкое применение краеведческого принципа. Экологическая и прикладная направленность обучения биологии.

Задачи обучения биологии. Образовательная задача: формирование у школьников элементарной по уровню обобщенности системы биологических знаний: фактов, представлений, понятий, причинно-следственных зависимостей. Практическая задача: формирование прикладных умений (агротехнических, зоотехнических, санитарно-гигиенических, медицинских). Коррекционно-развивающая задача: коррекция и развитие познавательных процессов учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Воспитательная задача. Наличие определенной системы воспитывающего обучения биологии. Планомерная работа по воспитанию не только на уроках, но и во время экскурсий, на внеурочных и внеклассных занятиях. Тесная взаимосвязь элементов воспитания между собой: мировоззрения – с экологическим, патриотического – с гражданским, трудового – с эстетическим, этического – с экологическим. Воспитание мировоззрения: формирование элементарной системы научных взглядов об окружающем мире. Патриотическое воспитание: формированиеуважения и любви к своему отечеству, своему краю, родной природе, стремление сберечь, украсит, и защитить ее. Этическое воспитание: накопление опыта и знаний о правилах поведения, воспитание нравственного отношения к труду, природе, ко всему живому, окружающим людям. Экологическое воспитание: формирование экологической культуры, воспитание заботливого, бережного и ответственного отношения к природе, соблюдение определенных правил общения с ней. Санитарно-гигиеническое воспитание: формирование санитарно-гигиенических умений и навыков (привычек), воспитание гигиенической культуры, соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил, сохранение и укрепление здоровья. Эстетическое воспитание: воспитание чувства прекрасного, развитие уменийвидеть, познавать и охранять красивое в природе, быту и общении. Трудовое воспитание: формирование готовности к труду, воспитание добросовестного и ответственного отношения к разным видам трудовой деятельности.

Дидактические принципы построения программы по биологии. Научность: гарантирование полноценных научных знаний (фактов, представлений, понятий, причинно-следственных связей). Доступность: создания условий для преодоления трудностей в процессе обучения. Единство обучения, воспитания и развития: комплексное решение задач по достижению заданного уровня образованности, воспитанности и развития учащихся. Наглядность: применение натуральной, предметной наглядности. Связь обучения с жизнью. Систематичность и последовательность: обеспечение целенаправленного упорядочения знаний и умений учащихся. Системность: ориентирование на системную организацию обучения на основе всех его компонентов (целей, задач, содержания, методов, форм и средств обучения). Единство теории и практики. Гуманизация: создание комфортных условий для обучения.

Специфические принципы построения программы по биологии.Причинность: отражение материального характера приспособленности в живом мире. Эффективностьнатуральной наглядности: способствование формированию «живых, образных представлений». Вхождение в природу: непосредственное ознакомления с живыми объектами в природном окружении. Единство живого: объяснение многообразия живого мира, его происхождения, продвинутости отдельных групп в системе организмов. Сезонность природных явлений. Краеведение: систематическое ознакомление со своим краем, постоянное использование краеведческих знаний в обучении, формирование краеведческих умений. Экологизация: обоснование необходимости сохранения живой природы, охраны окружающей среды. Преемственность содержания и его развитие от курса к курсу.

Особенности программы по биологии. Упрощенная структура построения. Сокращенный объем учебного материала. Замедленный темп его изучения. Исключение определенной части специальнойтерминологии (главным образом систематической). Максимальная опора на чувственный опыт учащихся. Ориентированность на наглядно-практическую деятельность школьников.

Структура программы по биологии. Пояснительная записка: формулировка целей и задач обучения, обоснование последовательности рассмотрения курсов и важнейших разделов, наличие некоторых методических указаний к изучению отдельных из них. Образовательный компонент: распределение учебного материала по курсам, разделам и темам. Практический компонент: направленность на формирование у учащихся прикладных практических умений. Контрольно-оценочный компонент: предъявляемые требования к оценке формируемых у учащихся знаний и умений.

Содержание программы по биологии. 7 класс. Растения. Грибы. Введение. Общие сведения о растениях. Строение и жизнедеятельность цветковых растений: общий план строения цветковых растений, корень, лист, стебель, цветок, плоды и семена, размножение растений. Дикорастущие растения: леса, болота, водоема, луга. Грибы. Культурные растения: комнатные, овощные, поля, цветочно-декоративные, сада. Ядовитые растения.

8 класс. Животные. Введение. Общие сведения о животном мире. Беспозвоночные: черви и их жизненная среда, паукообразные и их жизненная среда, насекомые и их жизненная среда. Позвоночные: рыбы и их жизненная среда, земноводные и их жизненная среда, пресмыкающиеся и их жизненная среда, птицы и их жизненная среда, млекопитающие и их жизненная среда.

9 класс. Человек. Введение. Общее знакомство с организмомчеловека.Опора тела и движение. Кровь и кровообращение. Дыхание.Питание и пищеварение. Обмен веществ и энергии. Выделение. Кожа. Нервная система. Органы чувств. Индивидуальное развитие организма.

10 класс. Природа и человек. Введение. Природные богатства. Природные сообщества (экологические системы). Круговорот веществ в природе. Природа Беларуси. Экология – наука о доме. Экология человека. Природе нужна твоя помощь. Целесообразность включения курса «Природа и человек» в содержание программы по биологии для вспомогательной школы.

Литература:основная – 1, 4, 9, дополнительная – 12.

Наши рекомендации