IV. Рефлексия (письменная творческая работа).
Молодость должна быть снисходительна к старости. Пожилые люди ждут от молодых понимания, теплого взгляда, искренней радости встречи. Надо успеть сказать своим родным, своим бабушкам доброе слово.
М.Ю. Лермонтов всю жизнь писал бабушке письма, полные благодарности
и нежной любви. Почти всегда они начинались и заканчивались одинаково:
«Милая бабушка!
Прощайте, милая бабушка, целую ваши ручки, прошу вашего благословения и остаюсь покорный внук.
М. Лермонтов».
Попробуем написать сердечные письма своим бабушкам, которые можно отправить им по почте или подарить при встрече.
Жанр письма имеет свои особенности:
1. Обращение. Вспомните, как ласково называете вы свою бабушку или придумайте нежное обращение к ней сейчас.
2. Содержание письма: что хотите сказать своей бабушке (слова благодарности, попросить прощения, рассказать о чем-то важном).
3. Подпись. Пусть она будет поэтичной, нежной, красивой.
4. Дата написания письма.
Удивительно нежными и трогательными получились «сердечные» письма ребят.
Дорогая, милая моя бабуля!
Как ты живешь, солнце моё, всё ли у тебя в порядке? Дорогая, ты всегда защищала меня под своим крылом. Я благодарю тебя за всё, что сделала ты для меня, для всей семьи. Дорогая моя, я от всей души желаю тебе удачи и побольше веселья, оставь заботы свои об огороде, о нас - отдохни! Я хочу, чтобы ты всегда оставалась именно такой, какая ты есть. Ведь именно к такой бабушке я привыкла: доброй, нежной, ласковой, трудолюбивой, красивой. Да, да! У тебя есть и внешняя, зрелая красота, и внутренняя — всё ещё молодая, жизнерадостная. Ты живешь молодой жизнью. Я рада, что ты такая!
Твоя единственная внучка
Моя дорогая, любимая бабушка!
Твои глаза напоминают мне два добрых огонька, которые всегда горят Тепло твоей улыбки согревает наш дом. Своей добротой ты можешь обогреть каждого и в стужу, и в непогоду. Твоё сердце, как открытый дом, который славится своим гостеприимством. Ссора с тобой, как вечная разлука. Твои усталые руки могут снять боль, обогреть, вылечить. Твоё терпение бесконечно, красота безгранична. Морщинки на твоем лице говорят о волнении любимых людей, о мудрости, трудолюбии, доброте. В твоих глазах никогда увидишь грусти, злости, отчаяния. Спасибо тебе за всё!
Твоя непослушная внучка
Бабулечка!
Не хватает страниц с 54 по 58!
Стр.59
Каждую весну с гор спускался старик, седой, как вершины, под которыми он жил.
В долине щебетали птицы, пели люди, но он, казалось, не слышал их голосов.
Старик начинал свой рассказ о том, чего люди никогда не видывали.
«В одной высокогорной долине возвышался замок из белого мрамора. Но прекрасному замку не повезло. Все его великолепие затмевала красота молодой властительницы. Лицо ее излучало дивное очарование. Пожалуй, другой такой красавицы не было на свете. Каждый, кому посчастливилось хоть разок взглянуть на нее, твердил, что другой такой нет. Птицы, цветы и люди жадно тянулись к ней. Всем хотелось насладиться сполна ее присутствием.
- Что может быть удивительней такой красоты? - восклицали люди, слушавшие рассказ старика.
- Бывают и более поразительные чудеса!
- Какие же это чудеса? - спрашивали слушатели.
Старик не торопился с ответом. Он давал людям возможность подумать и самим ответить на свой вопрос.
- Глаза! - говорит один.
- Доброта! - вставлял другой.
- Сердце! - заявил третий, уверенный в своей правоте.
После долгих раздумий слушатели вынуждены были признаться, что не могут отгадать тайну. Тогда старик, обведя глазами каждого из них, говорил:
- Дар сердца делает человека бессмертным.
- Ну, это чудо из чудес! Большего не бывает! - восклицали люди.
- Бывает, - спокойно возражал старик.
Прослушав отрывок, дети сформулировали вопросы:
- Что называется чудесами в сказке?
- Какие из них мы встречаем в повседневной жизни?
- Почему одни люди встречают чудеса на каждом шагу, а для других встреча с чудесами - редкость?
- Какие качества нужны человеку, чтобы он смог видеть чудеса вокруг? Обсуждая вопросы, дети сразу настроились на активный поиск ответов о
том, почему мы часто не ценим в окружающей нас жизни улыбку, чье-то доброе сердце, хорошее слово. Немногие люди способны чувствовать красоту и волшебство в самых обычных повседневных вещах.
Искать чудеса мы отправились по радуге - «улыбке неба», «радости чудесной дуге», «цветным воротам, перекинутым над землей». Дети разделились на группы по трем радужным цветам (желтому, красному и оранжевому), выбрав с нарисованной радуги жетон соответствующего цвета. Обычно любой цвет ассоциируется в нашем сознании с каким-либо предметом или явлением. Поэтому группа, которая выбрала жетоны желтого цвета, была группой маленьких солнышек, которая дарила нам радость доброты, вторая и третья группы были соответственно букетами маленьких сердечек и цветов и дарили нам чудеса милосердия и радости. Каждая группа создавала аппликацию (солнце, сердце, цветок) и искала определение своему понятию (доброта, милосердие, радость).
Каждая группа представила результаты своего труда.
В ходе мастерской дети пришли к выводу, что доброта- это ценность человеческой жизни, дар добра другим людям, милосердие- это готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается, радость- это чувство внутреннего удовлетворения, веселого настроения.
Учащиеся привели примеры встреч с «живыми» чудесами из своей жизни, вспомнили пословицы и поговорки о доброте, милосердии, радости.
- Добро век не забудется.
- Нет худа без добра.
- Будет и на нашей улице праздник.
- После грозы - ведро, после горя - радость.
- Не смейся чужой беде - своя на гряде.
Пытаясь объяснить эти пословицы, дети вспомнили о доброте мамы; о добром отношении к людям, животным, природе; о милосердном отношении к старым, немощным, больным, к детям-сиротам; о радости, которую доставляет доброе слово, помощь и поддержка, красота окружающего мира. Говорили о том, что нужно учиться делать добро, творить милосердие, дарить радость людям.
В конце мастерской мы вернулись к сказке М. Яворского, дочитав ее до
конца.
Седой, как вершины гор, старик продолжал свой рассказ:
«Хотя мы разгадали уже множество тайн, все еще есть чудеса, которые нас удивляют, перед которыми мы благоговеем. Не все открыто нашим глазам, и посему в мире так много чудес. Открывай мы их каждый день, и тогда их хватит на всех. Чудом может оказаться целая страна или какой-нибудь ее уголок. А не уголок, так пещера, чьи подземные дворцы будят немое восхищение. Чудом может оказаться студеный ключик, струящийся (как ни странно) в царстве раскаленных зноем камней. А если не ключик, то цветок. А если не цветок, то дивная красавица или благородный поступок, согревающий наши сердца, словно ласковый веселый луч».
Прослушав окончание сказки, дети привели много примеров еще не раскрытых чудес жизни. Каждый ребенок выбрал солнышко, сердечко или цветок - символы доброты, милосердия и радости - на память о состоявшемся «чуде». Дома дети продолжили рефлексию - рассказали родителям о мастерской и объяснили свой выбор солнышка, сердечка или цветка.
Мастерская подарила надежду, что наши дети станут творческими людьми, для которых будут значимы такие ценности, как доброта, милосердие, радость.