Методические приемы, повышающие эффективность восприятия сюжетных изображений.
Приемы, повышающие эффективность восприятия сюжетных изображений.Приемы “вхождения” в картину с целью активизации опыта и представлений детей о событиях - составление целого изображения картины из частей; - анализ цветовой гаммы сюжетного изображения, моделирование цветовой гаммы; - различные задания на развитие зрительного внимания и памяти; - моделирование сюжета изображения из отдельных объектов; - моделирование сюжета детьми в предметной и сюжетной игре.
Приемы рассматривания - детальное рассматривание картины в соответствии с алгоритмом описания - детальное рассматривание по композиционному плану - детальное рассматривание по заданному признаку - обобщение и категоризация объектов
вопросы к детям, активизирующие ориентировочно-поисковую деятел-ть: кто? что? где?
вопросы к детям, повышающие осмысленность восприятия: что ближе, что дальше? почему? зачем? что было до / после?
Примерный дидактический материал для занятий по развитию восприятия сюжетных изображений: - набор сюжетных картин (собственно сюжетные картины и пейзажи), - сюжетные картины для фронтальной и индивидуальной демонстрации, - набор масок эмоций человеческого лица (муляжи, изображения, схемы), - набор картин с изображением различных эмоциональных состояний человека, - фотороботы человеческого лица (отдельные элементы глаз, носа, бровей и т.д.). - набор картин с изображениями поз, жестов, - перфокарты на соотнесение частей суток и времени сюжета. - перфокарты на соотнесение явлений природы, времен года и сюжета. - карточки с движущимися полосками для выделения композиционных планов сюжетных изображений. - разрезные сюжетные изображения.
Примерные виды работ на занятии по развитию восприятия сюжетного изображения: - рассматривание картины по алгоритму. - составление рассказа-описания, - раскладывание силуэтов предметов и объектов на мольберте или на листе, как на картине, - узнавание героя, предмета по описанию, - составление картинки по образцу (без образца) из плоскостного или объемного материала и сравнение с имеющейся, - составление «живой» картины (моделирование детьми сюжета картины), - раскрашивание фишками героев, - узнавание объектов и персонажей картины в контурном и силуэтном изображении, - воспроизведение позы, мимики персонажа картины, определение его настроения, - составление целой картинки из частей, - определение сходств и различий в двух картинах или фрагментах картины, - раскладывание серии картин в логической последовательности, - игры «Что лишнее?», «Что перепутал художник?», «Что изменилось?» и др.
Методика обучения младших школьников с нарушениями зрения зрительному восприятию пейзажной картины.
Методика базируется на 4 ключевых идеях:
1) опора на опыт эмоционально-непосредственного восприятия (опора педагога на непосредственные эмоции детей);
2) учет ступенчатости развития художественного восприятия:
1 ступень - манипулятивно-изобразительная (по Калининой Т.В.) – до 5 лет. Основное пед. средство на этой ступени – манипуляция и игра с художественными материалами и средствами изображения. Основные приобретения ребенка – открытие сюжетного изображения (возможностей передачи связей между предметами).
2 ступень - изобразительно-выразительная (6-8 лет). Основное пед. средство на этой ступени – игра с ритмической организацией элементов художественной формы, создание изображений на основе ритмически организованной формы. Основные приобретения ребенка – открытие выразительных возможностей элементов языка искусства.
3) опора в процессе обучения на собственную художественно-практическую деятельность ребенка (создание собственных изображений в процессе совместной деятельности педагога с ребенком).
4) использование игры как ведущего метода обучения.