Использование ИТ в образовании

Введение

В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа - технологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Но, сегодня, учитывая современную реальность, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Возникает вопрос, зачем это нужно. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиа средств.

Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромное количество информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий (ИТ), в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения интересным, плодотворным и понятным для ученика.

Преимущества компьютера как средства поддержки учебного процесса достаточно широки (наглядность, быстрота доступа к большим объёмам информации и др.). Но создание полноценных программ, использующих средства мультимедиа, требуют достаточно высокого уровня знаний и опыта, что под силу лишь подготовленному программисту. Но большое количество учителей физики такими знаниями не обладают. Таким образом, решением данной проблемы является предоставление учителям физики возможности самостоятельно разрабатывать необходимые мультимедийные программные средства учебного назначения, обладая при этом основными навыками работы с ПК.

При подготовке к урокам незаменимым помощником учителя может оказаться приложение Power Point, который входит в состав пакета Microsoft Office.

Использование программы MS Power Point, как и других новых информационных технологий возможно на всех этапах обучения: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

Глава 1 Теоретические основы применения ИТ на уроках физики

Физика и информатика

В настоящее время компьютер – это помощник человека, который по некоторым параметрам его заметно превзошел. Например, скорость выполнения различных вычислений, быстрый поиск нужной информации, её обработка. Важнейшим направлением развития ИТ является широкое использование компьютера в образовании.

Информатизация образования отразилась и на методике преподавания всех дисциплин, и в первую очередь — дисциплин физико-математического цикла. Применение ИТ при изучении физических явлений существенно расширяет возможности преподавателя, позволяя ему использовать современные методы исследования и сочетать теоретическое изучение явлений с компьютерным моделированием, демонстрацией видеофрагментов и анимаций, реальным экспериментом, в котором компьютер выступает в качестве части экспериментальной установки или для обработки результатов измерений.

Между физикой и информатикой существует тесная связь, обусловленная тем, что:

1) вычислительная техника позволяет объяснить и показать использование физических принципов на практике;

2) компьютер может быть использован в качестве генератора сигналов или измерительного устройства в учебном эксперименте;

3) появилась возможность осуществления в рамках учебного процесса вычислительного эксперимента.

Кроме того, ПК может быть использован для обработки файлов, полученных на других устройствах (сканерах, фото- и видеокамерах и т.д.), для математической обработки и графического представления результатов. Таким образом, основным инструментом учителя, использующего ИТ, является персональный компьютер.

Использование ИТ в образовании

Информатизация образования требует повышения качества учебного процесса, осуществление соответствующих исследований и разработок современных методов обучения, основанных на использовании информационных технологий.Это предусматривает приобщение учащихся к информационной культуре, построение в их сознании научной картины мира, овладение современными методами обработки информации.

В информатике под информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) понимают компьютерные методы хранения, обработки и передачи информации, в результате использования которых получается новый продукт (текстовый, графический, звуковой и т.д.). Поэтому основная цель применения компьютеров в образовательном процессе состоит в оказании педагогического воздействия на ученика, которое связано с получением новых знаний, формированием умений, созданием оптимальных условий развития существенных сторон его личности, а также тестировании, оценки знаний и умений учащихся.

Изучение методов обработки информации на ПК предполагает знакомство учащихся с различными текстовыми и графическими редакторами, с базами данных и динамическими таблицами, а также создание и обработка видео-, аудио- и графических файлов. При изучении информатики учащиеся осваивают методы алгоритмизации и программирования, изучают языки Basic, Pascal, Visual Basic, Delphi и т.д., что позволяет им создавать несложные программы и решать соответствующие задачи.

Развитие мультимедиа технологии превратило ПК в эффективное средство для создания чувственно-наглядных образов изучаемых объектов и явлений, построения виртуальной модели реального мира. Интеграция современных средств информационных и коммуникационных технологий делают возможным дистанционное образование (предоставление образовательных услуг), получение доступа к информационным ресурсам Интернета.

Мультимедиа технологии

Внедрение мультимедиа технологий в образовательные процессы является одним из ключевых моментов информатизации образования. В настоящее время мультимедиа технологии относятся к одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных технологий. Попробуем разобраться, что имеется в виду под термином “мультимедиа”. Термин пришел к нам из английского языка. multimedia - от multi - много и media – среда, приводят к неудачному термину “многосреды” Поэтому предпочитают пользоваться оригинальным английским термином и это кажется вполне оправданным в виду того, во многих литературных источниках дается поверхностная односторонняя трактовка содержания этого понятия Мультимедиа - это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющий пользователю работать с разнородными данными, организованными в виде единой информационной среды. Мультимедиа аппаратное и программное обеспечение являются определяющими аспектами мультимедиа.

Актуальность применения мультимедиа технологий в образовательном процессе обусловлена тем, что на современном этапе нашего общественного развития происходит информатизация общества и широкое распространение глобальной компьютерной сети Интернет.

Использование информационных технологий дают большую степень усвоения материала учащимися.

Интерактивность является очень важной составляющей мультимедиа. Люди запоминают только 20% того, что они видят, и 30% того, что они слышат. Также запоминается 50% того, что видят и слышат, и целых 80% того, что они видят, слышат, и делают одновременно.

Основными целями применения мультимедиа являются переход от знаньевой (ЗУН) педагогики к компетентностной, развитие творческих способностей учащихся через интерактивность, которая открывает перед учащимися огромные познавательные способности.

Компьютеризированное обучение на базе технологии мультимедиа не может заменить человека-преподавателя, но оно может дополнить и усовершенствовать деятельность преподавателя, особенно в тех областях, в которых развиваются самостоятельность и творческое мышление.

Наши рекомендации