Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общепрофессиональные компетенции:

– осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОПК-1);

– владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3).

Специальные компетенции:

– способен применять знание теоретических основ и технологий начального литературного образования в формировании у учащихся начальных классов читательской самостоятельности (СК-3).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать

- детскую литературу как вполне самостоятельное историко-литературное явление, отражающее общие тенденции развития отечественной и мировой культуры, литературы, а также педагогической мысли; монографическое творчество выдающихся детских писателей, как русских, так и зарубежных; наизусть стихотворные тексты, обязательные при работе с детьми;

- высказывания о детской литературе критиков и писателей XIX, XX веков;

- иметь представление об основных этапах историко-литературного процесса формирования детской литературы; о разделах детской литературы и тематике детского чтения;

- книги и произведения ведущих писателей – русских, зарубежных; знать детскую периодическую печать.

Уметь

- продемонстрировать на практике владение ключевыми литературно-критическими письменными жанрами: аннотация, рецензия, обзор детского литературного издания; художественными жанрами: литературная сказка (стилизация, пародия, др.), загадка, рассказ (в основе которого – динамичный увлекательный сюжет);

- самостоятельно, исходя из имеющихся теоретико-литературных знаний, анализировать произведения детской литературы разных видов и жанров;

- просматривать любые детские книги, определять, для какого возраста они предназначены, каково их примерное содержание, образовательно-воспитательное и эстетическое значение;

- рассказать о любой предложенной книге и дать краткую аннотацию;

- выразительно читать произведения (в том числе и незнакомые) после непродолжительной предварительной подготовки, следить за своей речью;

- подобрать материал по теме, составить рекомендательный список книг, воспользовавшись общепринятыми средствами библиотечно-библиографической помощи;

- самостоятельно подготовить краткое сообщение о писателе, привлекая его книги и книги о нем, уметь составить книжные выставки – авторскую, тематическую;

Владеть

- навыками аналитического подхода к художественному тексту, имеющему своим адресатом ребенка или подростка.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы Всего часов Семестры
 
Аудиторные занятия (всего)  
В том числе:      
Лекции (Л)  
Практические занятия (ПЗ)  
Семинары (С)      
Лабораторные работы (ЛР)      
Самостоятельная работа (всего)  
В том числе:      
Курсовой проект (работа)      
Контрольные работы      
Реферат    
Эссе      
Учебный проект      
Подготовка к семинарским и практическим занятиям    
Другие виды самостоятельной работы: презентация1    
       
Вид промежуточной аттестации: (зачет, экзамен) Зачет    
Общая трудоемкость часы зачетные единицы      
   

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание разделов дисциплины

№ п/п Тема Количество часов
    Лекции Практ. зан. Интер. Деят. Сам. раб.
1. Введение. Специфика детской литературы. Предмет и задачи курса. Понятия «детская литература» и «Круг детского чтения»      
2. Детский фольклор. Классификация, ведущие жанры.      
3. Русские народные сказки.   Беседа в группах
4. Раздел I. Детская литература 15-19 вв. Основные этапы развития детской литературы в России 15-18 веков. Педагогическая и издательская деятельность Н.И. Новикова.        
5. Краткая характеристика русской детской литературы первой половины 19 века. Литературные поэтические и прозаические сказки. Басенный жанр в круге детского чтения.      
6. Сказки А.С. Пушкина. Конспект статьи Зуевой Т.В. «О сказках Пушкина»     Презентация. Беседа в группах.
7. Тенденция развития детской литературы второй половины 19 века. Проза, поэзия, периодика.   Лекция визуализация.  
8. Расширение круга детского чтения за счет поэзии демократов и поэтов «чистого искусства»          
9. В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов о проблемах детской литературы, детских писателей, журналах. Конспектирование их статей.      
10. Аксаков С.Т. в круге детского чтения. Сказка «Аленький цветочек».      
11. К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой как педагоги и детские писатели.   Беседа в группах.  
12. Сказки и рассказы Д.Н. Мамина-Сибиряка и В.М. Гаршина для детей.   Беседа в группах.  
13. А.П. Чехов о детях и для детей.   Работа в малых группах.  
14. Раздел II. Детская литература конца 19- нач. 20 вв. Основные тенденции развития детской литературы рубежа веков. Тема детства и творчества писателей демократического направления: А. Куприн, В. Короленко, Л. Андреев и др.          
15. Гарин-Михайловский Н.Г. «Детство Тёмы»      
16. Сказки и рассказы М. Горького в круге детского чтения.   Лекция-визуализация.  
17. Раздел III. Русская литература 20 века для детей и в детском чтении. Детская литература периода Октябрьской революции и гражданской войны. Развитие литературы для детей в 20 годы.      
18. Поэты группы ОБЭРИУ. Творчество Д.Хармса.      
19. Творчество Введенского А., Владимирова Ю. для детей.      
20. В. Маяковский и детская литература.   Займи позицию.  
21. Саша Черный – детский поэт и писатель.      
22. Поэтика сказок К.И. Чуковского.   Дискуссия.  
23. Книга Чуковского «ОТ 2 до 5». Глава 4 – заповеди детским поэтам (конспект).      
24. Детская литература 30-х годов. Литературные сказки «римейк»: (А. Толстой – К. Коллоди; А. Волков – Ф. Баум; К. Чуковский – Х. Лофтинг и др.)   Займи позицию.
25. Творчество А.П. Гайдара: спорное и бесспорное.   Работа в малых группах.  
26. С.Я. Маршак – поэт, драматург, критик.   Дискуссия.  
27. С.Я. Маршак – переводчик с английского.      
28. Детская литература в годы ВОВ и первого послевоенного десятилетия: достижения и неудачи, основные тенденции развития, своеобразные трактовки темы войны.      
29. С.В. Михалков – баснописец и драматург.      
30. Поэзия С.В. Михалкова и А.Л. Барто для детей.   Дебаты.  
31. Житков В.С. Жизнь и творчество для детей.     Лекция-визуализация.  
32. Сказы Бажова П.П. в круге детского чтения.   Лекция-визуализация.  
33. История научно-популярной и научно-художественной литературы для детей: В. Бианки, М. Пришвин, Н. Сладков и др.   Займи позицию.  
34. Н. Носов. Сказки и рассказы писателя для детей.   Лекция-визуализация.  
35. Основные пути и тенденции развития детской и юношеской прозы 70-90 годов. Современное состояние: поиск в области проблематики, конфликта, художественного жанра.   Дебаты.
36. Мир детства в произведениях А.Алексина, А. Лиханова, В. Крапивина и др.   Работа в малых группах.  
37. Статьи в современных литературоведческих журналах по проблемам детской литературы.      
38. Современная детская поэзия.   Дебаты.  
39. Раздел IV. Зарубежная литература для детей в контексте отечественной словесности. Основные тенденции и пути развития зарубежной детской литературы 17-18 вв. Сказки Ш. Перро, Г.Х. Андерсена, бр. Гримм и их обработка Л. Толстым, Е. Шварцем.     Лекция-визуализация.
40. Зарубежная детская литература 19 в. для детей и в детском чтении. Романтическое и реалистическое направление. Сказка Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес» и русская детская литература нонсенса, парадокса.   Работа в малых группах.
41. Литература конца 19-нач. 20 века для детей и в круге детского чтения дошкольников. Творчество Р. Киплинга, Л. Стивенсона, М. Твена и др.   Работа в малых группах.
42. Английская литературная сказка 20-90-х годов 20 века: А. Милна, ДЖ. Р. Толкиена, Дж. Роулинг в круге современного дошкольника.   Работа в малых группах.
43. Литературная сказка Скандинавии. Трилогия А. Линдгрен о малыше и Карлсоне.     Работа в малых группах.
  Всего:  

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Лекции – 20 часов

Лекция № 1.

Тема:Введение в курс «Детская литература» - 2 часа.

Специфика детской литературы и ее периодизация. Детская книга и круг детского чтения. 3. Виды ребенка-читателя.

Лекция № 2.

Тема:Детский фольклор – 2 часа.

Общее понятие о фольклоре. Устное народное творчество как первоисточник детской литературы и детского чтения. Жанровый состав и классификация детского фольклора. Его роль в воспитании дошкольников и младших школьников. Произведения игрового фольклора. Его роль в воспитании дошкольников и младших школьников. Внеигровой фольклор: фольклорная проза (сказки, анекдоты, былички, загадки и др.), малые жанры (дразнилки, скороговорки, загадки и др.), фольклорная поэзия (баллады, песни). Собирание, публикация и изучение детского фольклора.

Лекция №3.

Тема:Детская литература 15-19 вв. – 2 часа.

Основные этапы развития детской литературы в России 15-18 веков. Педагогическая и издательская деятельность Н.И. Новикова.

Истоки детской литературы: житийная литература, исторические книги, учебные ниги (Буквари, азбуковники, приветствия, письмовники, «Юности честное зерцало». Деятельность А.Т. Болотова, деятельность Н.И. Новикова. Первый журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума».

Лекция №4.

Тема: Тенденция развития детской литературы второй половины 19 века. Проза, поэзия, периодика.

Творчество В.И. Даля (Сказки «Елка в деревне», «Дурачок», «Нянина молодость» и Н.П. Вагнера для детей. Сборник «Сказки Кота Мурлыки».

Лекция № 5.

Тема:Дооктябрьское творчество М. Горького. Сказки и рассказы писателя для детей – 2 часа.

Рассказы, статьи А.М. Горького о детях и детстве. Сказки писателя: «Воробьишко» - о животных; «Случай с Евсейкой» - научно-познавательная сказка; «Самовар» - сатирическая сказка; «Про Иванушку-дурачка» и др. Значение творчества.

Лекция №6.

Тема:Детская литература 30-х годов – 2 часа.

Литературные сказки «римейк»: (А. Толстой – К. Коллоди; А. Волков – Ф. Баум; К. Чуковский – Х. Лофтинг и др.)

Лекция № 7.

Тема: Житков Б.С. Жизнь и творчество – 2 часа.

Начало творчества для детей. «Что я видел» - энциклопедия для самых маленьких. Рассказы о море и моряках. Анализ рассказа «Механик Салерно». Рассказы о животных: «Кенгура», «Мангусты», «Про слона» и др. Сказка «Храбрый Утенок».

Лекция № 8.

Тема: Сказы Бажова П.П. в круге детского чтения – 2 часа.

Сборник сказов «Малахитовая шкатулка», жанровое, композиционное и художественное своеобразие.

Лекция № 9.

Тема:Н. Носов. Сказки и рассказы писателя для детей – 2 часа.

Сборники рассказов для детей «Затейники», «Ступеньки», «Тук-тук-тук», повести для детей «Веселая семейка», «Дневник Коли Синицына», трилогия о Незнайке.

Лекция №10.

Тема: Зарубежная литература для детей в контексте отечественной словесности.

Основные тенденции и пути развития зарубежной детской литературы 17-18 вв. Сказки Ш. Перро, Г.Х. Андерсена, бр. Гримм и их обработка Л. Толстым, Е. Шварцем. Расширение детского круга чтения в связи с изданием переводов и переработок для детей классических произведений зарубежной литературы 17-18 вв. Сказки Ш. Перро. Библиографическая справка. Основные особенности сказок писателя: их источники; основные темы, особенности композиции; драматизм сюжетов; сочетание фантастических и юмористических мотивов; основные художественные приемы. Проанализировать одну сказку писателя (на выбор) на отдельном листе. Немецкие народные сказки в обработке братьев Гримм (Якоба и Вильгельма). Основные этапы работы писателей над немецкими народными сказками (названия сборников, время их выхода, основные источники). Основные группы сказок (привести примеры на каждую группу). Проанализировать сказки: «Еж и заяц», «Бременские музыканты» на выбор. Сказки Г.Х. Андерсена. Биографическая справка. Основные идейно-художественные особенности сказок писателя: их источники и основные идеи; поэтичности и романтизм повествования; лиризм, юмор и сатира в сказках; автобиографичность. Проанализировать сказки: «Гадкий утенок», «Снежная королева» (устно), «Огниво» (письменно). Познавательное и воспитательное значение сказок Ш. Перро, бр. Гримм, Г.Х. Андерсена.

Практические занятия – 32 часа

Практическое занятие № 1.

Тема: Русские народные сказки – 2 часа.

План:

1. Сказка как ведущий жанр устного народного творчества (определение сказки как жанра, основные темы сказок, идеи, функции).

2. Тематические группы сказок:

а) сказки о животных:

- рассказать о происхождении животного эпоса;

- охарактеризовать круг основных образов, нравственную и социальную проблематику данной группы сказок;

- охарактеризовать речевые особенности животного эпоса (роль устойчивых словесных формул, уменьшительных и увеличительных суффиксов, постоянных эпитетов, инверсий и др.

б) Сказки волшебные:

· жанровые особенности;

· назвать наиболее распространенные мотивы и сюжеты волшебных сказок;

· охарактеризовать «темный» и «светлый» мир этой группы сказок;

· своеобразие положительного героя волшебной сказки;

· показать особенности языка волшебной сказки (устойчивые речевые формулы, постоянные эпитеты, сращенные синонимы и др.);

· сделать выводы относительно основных особенностей поэтики волшебных сказок.

в) Бытовые сказки (основные темы, сюжеты, главные герои).

3. Сказки кумулятивного типа и докучные сказки.

4. Проанализировать содержание отдельных сборников русских народных сказок.

Задание.

1. Прочесть и уметь анализировать 2-3 сказки каждой выделенной группы.

Литература:

1. Аникин В.П. Русская народная сказка. – М., 1977.

2. Померанцева Э.В. Судьбы русской сказки. – М., 1965.

3. Детская литература // Под ред. Е.Е. Зубаревой. М., 1989, с. 35-39.

4. Сборники русских народных сказок.

5. Отдельные издания сказок для детей с хорошими иллюстрациями.

Практическое занятие № 2.

Тема: А.С. Пушкин сказки – 2 часа.

План:

1. Место жанра сказки в творчестве Пушкина. В.Г. Белинский о сказках Пушкина.

2. Народность, реализм и фольклорность сказок А.С. Пушкина.

3. Поэтика сказок Пушкина в свете особенностей детской литературы (острый конфликт между силами добра и зла, динамичный сюжет, яркие и четко выраженные характеры героев, образный язык, ритмичность стиха, запоминаемость рифмы и др.).

4. Анализ сказок Пушкина:

- «Сказка о мертвой царевне»,

- «Сказка о попе и работнике его Балде».

План анализа сказок:

1. общая характеристика сказки;

2. время, место написания;

3. фольклорная и литературная основа;

4. главные герои;

5. основной конфликт;

6. тема, идея сказки.

5. Нравственно-эстетическое, воспитательное значение сказок поэта.

Литература:

1. Белинский В.Г. Сочинения А.С. Пушкина. – М., 1969.

2. Ахматова а. Последняя сказка Пушкина // Анна Ахматова о Пушкине. Статьи и заметки. – Л., 1977..

3. Детская литература // Под ред. Е.Е. Зубаревой. М., 1989.

4. Желанский А. Сказки Пушкина в народном стиле. – М., 1936..

5. Макогоненко Г.П. Творчество А.С. Пушкина. – Л., 1974.

6. Сказки Пушкина в школе. – Сб. статей // сост. В. Коровина. – М., 1962.

7. Слонимский А.А. Сказки // В кн.: Слонимский А.А. Мастерство А.С. Пушкина. – М., 1968.

8. Чернышов В.И. Пушкин и русские сказки// Сказки, легенды пушкинских мест. – М., 1956.

Практическая занятие №3.

Тема: Творчество К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстой для детей – 2 часа.

Педагогическая деятельность и статьи К.Д. Ушинского и Л. Толстого, посвященные проблемам воспитания. «Родное слово» и «Детский мир» К.Д. Ушинского, « «Азбука» и «Новая азбука» Л.Н. Толстого, их идейно-художественное своеобразие, роль в формировании системы воспитания в 19 веке. Ведущие жанры творчества писателей: сказки, басни, рассказы. Значение творчества.

Литература:

1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М., 2010, с. 130-135, 135-145.

2. Детская литература / Под ред. Зубаревой Е.Е. – М., 2009, с. 126-135.

3. Русская литература для детей / Под ред. Полозовой Т.Ю. – М., 1997, с. 182-189, 189-200.

4. Детская литература / Под ред. А.В. Терновского. М.: Просвещение, 1977. – С. 133-142.

Практическое занятие №4.

Тема: Сказки и рассказы Д.Н. Мамина-Сибиряка и В.М. Гаршина для детей – 2 часа

1. Рассказы об Урале и людях Урала («Емеля-охотник», «Зимовье на Студеной», «Богач и Еремка», Сборник «Аленушкины сказки», их идейно-художественное своеобразие.

2. Сказки В.М. Гаршина для детей: «Лягушка-путешественница», «Сказка о жабе и розе», рассказы «Медведи» и «Красный цветок», их идейно-художественное своеобразие.

Литература:

1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М., 2010, с. 145-150, 150-153.

2. Русская литература для детей / Под ред. Полозовой Т.Ю. – М., 1997, с. 238-254.

3. Детская литература / Под ред. А.В. Терновского. М.: Просвещение, 1977. – С. 142-147.

4. Дергачев И.А. Д.Н. Мамин–Сибиряк: Личность, творчество. - Свердловск, 1981.

5. Кремянская Н.И. Д.Н. Мамин–Сибиряк как детский писатель. – Свердловск, 1952.

6. Стариков В.А. Жить тысячью жизней: Повествование – хроника о жизни Мамина-Сибиряка. – Свердловск, 1986.

Практическое занятие № 5.

Тема: А.П. Чехов о детях и для детей – 2 часа.

Отношение А. Чехова к детской литературе. Педагогические послания писателя. Рассказы о детях, вошедшие в круг детского чтения. Образы детей, особенности сюжетного повествования. Две сказки из собачьей жизни: «Каштанка» и «Белолобый».

Литература:

1. Бегак Б.А. Классики в Стране Детства. - М., 1983.

2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М., 2010, с. 153-161.

3. Русская литература для детей / Под ред. Полозовой Т.Ю. – М., 1997, с. 254 - 272.

4. Детская литература / Под ред. А.В. Терновского. М.: Просвещение, 1977. – С. 147-153.

Практическое занятие №6.

Тема:В. Маяковский – детям – 2 часа.

Поэтика стихов Маяковского для детей. Анализ «Сказки о Пете и Симе». Тема труда в стихах поэта: «Кем быть?», «История Власа…», «Конь – огонь» и т.д. Новаторство стихов Маяковского. Значение творчества.

Литература:

1. Детская литература / Под ред. Зубаревой Е.Е. – М., 2009, с. 249-255.

2. Заметки о книгах современных детских писателей. – М., 1980.

3. Шустова О.А. Выбирая книгу для ребенка // Н.шк. - № 2. – 2000.

4. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М., 2010, с. 228-235.

5. Детская литература / Под ред. А.В. Терновского. М.: Просвещение, 1977. – С. 219-224.

6. Чернявская Я.А, Розанов И.И. Русская советская детская литература. – Мн.: Высшая школа, 1984. – С. 163-179.

Практическое занятие №7.

Тема: Поэтика сказок К.И. Чуковского – 2 часа.

Общая оценка вклада поэта, критика, сказочника в развитие детской литературы. Сказки и стихи Чуковского для детей.

Литература:

1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М., 2010, с. 211-225.

2. Детская литература / Под ред Зубаревой Е.Е. – М., 2009, с. 255-262.

3. Русская литература для детей / Под ред. Полозовой Т.Ю. – М., 1997, с. 317-323.

4. Детская литература / Под ред. А.В. Терновского. М.: Просвещение, 1977. – С. 233-242.

5. Чернявская Я.А, Розанов И.И. Русская советская детская литература. – Мн.: Высшая школа, 1984. – С. 179-195.

Практическое занятие № 8

Тема:Творчество А.П. Гайдара: спорное и бесспорное – 2 часа.

«Обыкновенная биография в необыкновенное время». Повесть «Р.В.С.» Рассказы «Чук и Гек», «Голубая чашка». Тема, композиция, образы детей. Сказки «Горячий камень», «О Мальчише-Кибальчише». Значение творчества.

Литература:

1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М., 2010, с. 264-267.

2. Творчество Гайдара. Сборник материалов. Горький, 1975.

3. Бегак Б.А. Беседы о сказках русских советских писателей. – М., 1989.

4. Русская литература для детей / Под ред. Полозовой Т.Ю. – М., 1997, с. 331-352.

5. Детская литература / Под ред. А.В. Терновского. М.: Просвещение, 1977. – С. 242-253.

6. Чернявская Я.А, Розанов И.И. Русская советская детская литература. – Мн.: Высшая школа, 1984. – С. 237-266.

Практическое занятие № 9.

Тема: С. Маршак – поэт, драматург – 2 часа.

План:

1. Основные события жизни и творчества.

2. Маршак С.Я. О Литературе для маленьких. Статьи «О кораблях и караванах», «Кролик еще ждет писателя», «Истоки чувств» и др.

3. Стихи поэта для детей. Стихотворные циклы: «Круглый год», «Детки в клетке», «Веселый счет», «Про все на свете», «Веселое путешествие от А до Я», «Разноцветная книга», «Лесная книга».

План анализа:

1. История создания; тема, идея, особенность композиции; познавательные и воспитательные задачи; художественные особенности, определенные читательским адресом (своеобразие характеристик, речи, ритмического многообразия, элементы юмора и драматизма); языковые и художественные особенности (лексика, синтаксис, виды тропов, метафоры, сравнения, инверсия и т.п.).

2. Тема труда в стихах: «почта», «Пожар», «Быль-небылица».

3. Особенности сатирических стихов:

· назвать веселые книги поэта и определить их связь с фольклорной традицией;

· к каким формам комического: к юмору, иронии или сатире прибегает поэт в стихах «Где тут Петя, где Сережа?», «Чего боялся Петя?». Охарактеризовать приемы, которые использует писатель, решая поставленную задачу;

· особенности композиции стихов «Кот и лодыри», «Книжки про книжки», в чем смысл финала последнего стихотворения?

· проанализировать стихотворения «Мастер-ломастер»: на какие 2 основные части его можно разделить; принцип их соотнесения и в чем эффект этого приема; чему служит изменение ритмического рисунка (определить размер) и система повторов; от какого фольклорного жанра отталкивается Маршак, давая своему произведению такое название, какие качества в ребенке высмеивает?

· «Человек рассеянный»: смысл названия, история создания; тема, особенности композиции; какой прием использует автор для заострения ситуации, в которой находится герой; как, по-вашему, а герой ли Рассеянный с Бассейной улицы»? Художественные особенности стихов поэта, основные выводы.

4. С.Я. Маршак – драматург.

ранние пьесы («Кошкин дом», «Горе-злосчастье», «Сказка про козла»);

пьеса-сказка «12 месяцев»: фольклорная основа, тема, сюжет, композиция, художественные особенности, главные герои; сказка-комедия «Умные вещи». Общая характеристика.

2. Маршак – переводчик.

Литература:

1. Галанов Б.С. С.Я. Маршак. Жизнь и творчество. – М., 1965.

2. Жизнь и творчество Маршака. Сборник статей / Сост. Галанов Б. – М., 1975.

3. Сивоконь С. И словом и делом (Самуил Маршак) // Сивоконь С. Уроки детских классиков. – М., 1990.

4. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М., 2010, с. 235-245.

5. Русская литература для детей / Под ред. Полозовой Т.Ю. – М., 1997, с. 323-331.

6. Детская литература / Под ред. А.В. Терновского. М.: Просвещение, 1977. – С. 224-233.

7. Чернявская Я.А, Розанов И.И. Русская советская детская литература. – Мн.: Высшая школа, 1984. – С. 195-224.

Наши рекомендации