Образовательная деятельность вуза в регулировании физической активности студентов
Макеева В.С. заведующая кафедрой «Туризм, рекреация и спорт»
доктор педагогических наук, профессор
Изменения в обществе привели к изменениям в системе образования и требуют соблюдения условий по эффективному развитию личности. Как субъекта в образовательном пространстве физической культуры, студента вуза отличает стремление к: избирательности поведения; профессиональной ориентации; совершенствованию контактов с другими людьми, относительно устойчивой индивидуально-своеобразной организацией активности, складывающихся в результате усилий по наилучшему достижению целей в данных внешних и внутренних условиях.
Движение выражает и одновременно провоцирует мысль и чувства представляемого лица. Только в действиях и через действия человек постигает и преображает окружающий его мир, а сам этот мир открывается человеку в его деятельности. Именно мышлением, в мышлении, для мышления и практических действий с теми или иными объектами формируется личностное знание, новые способы действий и деятельности. Совершенствуя движения, студент совершенствует свою форму, создавая широкие возможности своего развития, в котором физическая активность представляет единство исследовательского процесса и одновременно управления им, т. к. всегда присутствует реальный результат, в конечном счете, направленный на него самого. Развитие студента в пространстве физической культуры как особая форма деятельности является результатом формирования образа тела (физическое Я); когнитивного развития (психическое Я); формирования навыков социального взаимодействия, возникающего в процессе физкультурно-спортивной деятельности; способов и характера реагирования в соответствии с конституциональными особенностями организма и др. Наиболее важно то, что доминирование активно-творческих компонентов в учебно-тренировочном процессе детерминирует развитие осознанной способности самообразования, которая в пассивно-репродуктивных занятиях часто маскируется удовлетворительным выполнением каких-то конкретных видов деятельности. Во всех случаях значительного изменения привычных условий, возникновения существенно новых требований, необходимость быстрого овладения новыми приемами или видами деятельности (т.е. «выход» за рамки знакомого, привычного, уже освоенного) неизбежно обнаруживает недостаточное саморазвитие, что проявляется в различных деятельностных (поведенческих) трудностях и «сбоях».
Самообразование в качестве своего инварианта предполагает реализацию этапов организации учебной деятельности (исходный анализ и оценка учебной ситуации, проектирование учебной деятельности, реализация учебной деятельности, итоговый анализ и оценка учебной деятельности), функций мотивирования, регулирования, контролирования и оценивания. Целенаправленная деятельность к физическому совершенству в соответствии с образом, идеалом человека, в сочетании с активностью, природной любознательностью составляют собой самодвижение, выводящее на более высокую ступень культуры, где профессиональное развитие личности есть одновременно и результат и исходная позиция для дальнейшего развития.
Важным условием успешности формирования физической активности студента является комплексный подход к организации его деятельности. Основным требованием комплексного подхода является единство учебной и воспитательной работы, тесное взаимодействие форм и методов формирования, реализуемых в учебном процессе и во внеучебное время. Чем больше студент использует поступающую информацию для развития собственной личности, тем больше ее профессиональный выход и наоборот, а установка на профессиональную деятельность выступает в качестве управляющего механизма, источника разрешения личностных и профессиональных проблем.
Студент, претендующий на высшее и особенно университетское образование, должен владеть методами достижения оптимальных физических кондиций и освоения образовательного пространства физической культуры, что опирается на ряд важнейших условий:
- понимание организационной структуры профессиональной деятельности и интегрированную междисциплинарную специфику физической культуры, ее связь с комплексом дисциплин гуманитарного, профессионального, общеобразовательного компонентов профессионального образования;
- всесторонние знания физических упражнений как основного средства физической культуры;
- совершенные знания человека как объекта воздействия физическими упражнениями;
- знание и владение формами, методами организации и управления процессом самообучения и тренировки;
- диагностирование и своевременная коррекция своего физического развития и состояния и его реабилитации для сохранения здоровья.
Соблюдение перечисленных условий является одной из наиболее важных составляющих сторон подготовки студента в образовательном пространстве физической культуры.
В процессе исследования выделены обобщающие темы по учебному курсу, которые дают возможность определения знаний и умений студентов, увидеть это на практике, выявить слабые стороны разделов физической подготовки и управлять процессом в необходимом направлении. При таком подходе к построению курса физической культуры часть вопросов полностью переносится на самостоятельную проработку, что способствует втягиванию студента в регулярную, систематическую исследовательскую работу по оценке своего психофизического состояния, планировать и продуктивно организовывать время самостоятельной работы. Важное место в комплексной формирующей системе отводится различным внеаудиторным мероприятиям, деятельности в спортивных клубах по интересам, участие в занятиях различных секций, участие в организации и проведении соревнований, конкурсах, выставках творческих работ, олимпиадах, конференциях. Параллельно этому проводились обучающие тренинги «Психофизический тренинг», «Двигательная активность и здоровье», «Здоровый образ жизни и профессиональная деятельность» и др., позволяющие развивать умения и навыки общения, преподавания, развития профессионально важных качеств.
Активация собственных сил и возможностей по самовоспитанию, саморазвитию физических, личностных и профессиональных качеств студентов - это работа по подготовке себя к активной социальной и профессиональной деятельности. При совпадении внешних педагогических воздействий в личности студента происходит преобразование внутренней работы над собой. Возникают процессы самообразования и самовоспитания, которые становятся областью деятельности самого студента, а преподаватель выступает в роли консультанта. В случае несовпадения целей и задач, работа преподавателя и студента продолжается по выявлению причин неудач и постановки новых задач.
Уровень развития физической активности студентов оценивали с использованием рейтинговой системы оценки: обязательный расчет рейтинга по каждому блоку предметной подготовки; обязательная самостоятельная подготовка по выявленным показателям рейтинга специальных карт-заданий; ранжирование студентов по результатам выполнения творческих заданий; учет посещаемости занятий. Чтобы исключить «авралы» в процессе учебной деятельности, внедрена система дополнительных стимульных баллов за посещаемость занятий и хорошо и вовремя выполненную самостоятельную работу (в соответствии с графиком прохождения раздела учебной дисциплины). Предусмотрено начисление поощрительных баллов за творческое решение задач, своевременное представление задачи. Определение шкалы рейтинга переводилась на 4-х балльную шкалу.
В процессе анализа экспериментальных данных было выявлено, что специально построенные педагогические ситуации актуализировали потребность в реализации ориентировочной деятельности студентов к самообразованию и самовоспитанию через освоение навыков измерения своих психофизических состояний и оценки их динамики на протяжении учебного года, разнообразной физкультурно-спортивной деятельности и самостоятельного физического совершенствования.
Качественные различия в условиях, способствующих и препятствующих развитию умений самоуправления в их наиболее выраженном «идеализированном» виде соответствуют полярным значениям на условной шкале развития: полная творческая пассивность, подражание, репродуктивная деятельность либо, напротив, инициативность, полностью осознанная активность, продуктивная самостоятельность. В реальном деятельностном бытии студентов эти способы, как правило, не проявляются «в чистом виде» систематически, как взаимно исключающие друг друга. Вместе с тем, специфические проявления одного из способов могут отчетливо превалировать в разных формах произвольной активности как устойчивая субъектная характеристика. Особенности осознанного самоуправления, его возможности и характер проявления в значительной степени определяются освоением новых разнообразных (по форме, предметному содержанию, способам, условиям и т.д.) видов физкультурно-спортивной деятельности, социальных отношений, поведения при установлении субъектно-деятельностных отношений с осваиваемой действительностью.
Физическая активность выбора, его оптимального варианта предметного и физического совершенствования наиболее полно обеспечивает познание студентом своих физических, психологических, функциональных и других возможностей, формируется отношение к себе. Новый уровень развития самопознания и самоотношения выступает условием организации собственной деятельности, стимулом к осуществлению личностно-смысловой активности, в стремлении проверить себя, реализовать свои возможности (интеллектуальные, коммуникативные, операциональные, творческие, физические). Самодеятельность выступает итоговым звеном в этом процессе, как необходимое звено сущностных сил профессионала. Проявив себя в физкультурно-спортивной деятельности, студент стремится, используя средства физической подготовки, завоевать определенную личностную позицию, найти свое место в жизни, самоутвердиться.
Таким образом, успех готовности к профессиональной деятельности, безусловно, связан с тесной интеграцией всех ее компонентов. Содержательная сторона каждого из этих компонентов требует основательного научного обоснования и практического подтверждения, что обусловлено новизной и технологии подготовки специалистов новой формации.