Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в экзаменационный период

В процессе обучения вуз предоставляет 3 вида отдыха, различных по длительности:

· Кратковременные перерывы между занятиями.

· Еженедельный день отдыха.

· Каникулярный отдых зимой и летом.

Основная задача восстановить нарушения процессов в коре головного мозга и увеличить связанную с этим умственную работоспособность.

При умственной деятельности в коре головного мозга образуются замкнутые циклы возбуждения, которые отличаются большой стойкостью по сравнению физической деятельностью человека. Принцип активного отдыха стал основой организации отдыха и при умственной деятельности. При этом важны самостоятельные занятия физическими упражнениями, в ходе их в коре больших полушарий возникает «доминанта движений», которая оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние человека. Активный отдых повышает работоспособность, когда организм получает адекватную нагрузку аэробной направленности при (ЧСС 120-140 уд/мин). Поскольку соревновательная деятельность ведет к угнетению умственной деятельности в период сессии. Таким образом, направленность занятий в период сессии основной массы студентов носить должна профилактический характер.

Использование «малых форм» физической культуры

В режиме учебного труда студентов

К малым формам занятий в режиме учебного дня студентов можно отнести:

· утренняя гимнастика,

· физкультурная пауза.

У студентов, регулярно выполняющих утреннюю гимнастику, период врабатывания на первой паре в 2.7 раза выше, повышается психоэмоциональное состояние, настроение, улучшается самочувствие. Физкультурная пауза в вузе проводится в виде упражнений, которые направлены активизировать работу систем организма между учебными парами.

Работоспособность студентов в условиях

Оздоровительно спортивного лагеря

Здоровый образ жизни студентов подразумевает систематическое использование средств физической культуры и спорта в учебном году. Среди различных форм отдыха в каникулярный период широкое развитие в вузах получили студенческие оздоровительно спортивные лагеря (зимние и летние). Для того, чтобы рекреационный период восстановления дал положительный эффект, нужно учитывать ряд организационно-методических условий:

· разработать программу по поводу средств и методов рекреативно-оздоровительного характера;

· использование оздоровительно-гигиенических факторов и средств физической культуры и их влияние на функциональное состояние организма;

· постепенность выполнения нагрузки;

· профессионально-прикладная направленность выполняемых физических упражнений;

· адаптационные процессы.

4.11 Особенности проведению учебных занятий по физическому воспитанию для повышения работоспособности студентов

Структура организации учебного процесса в вузе оказывает воздействие на организм студента, изменяя его функциональное состояние и влияя на работоспособность. Это обстоятельство должно учитываться при проведении учебных занятий по физическому воспитанию. По семестрам обучения целесообразно применять с преимущественной (до 70-75%) направленностью на развитие скоростных, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости на пульсе 120-180 уд/мин, во второй половине каждого семестра на развитие силы, общей и силовой выносливости ЧСС 120-150 уд/мин.

Первая часть семестра совпадает с высоким функциональным состоянием организма человека, вторая с его относительным снижением. При планировании и организации учебных и самостоятельных занятий по физическому воспитанию в режиме учебного дня в период врабатывания (утренние часы – нулевая или первая учебная пара) предпочтительно использовать физические нагрузки с ЧСС 110-130 уд/мин при моторной плотности 50-65%. При двух разовых занятиях в неделю на протяжении одного семестра более эффективна зона с режимом ЧСС 130-160 уд/мин. Спортсменам, занимающимся видами спорта, довольно сложно сочетать учебу с большим спортом. При пяти занятиях в неделю целесообразно варьировать объем тренировочных занятий исходя из следующего их соотношения в пределах:

· Понедельник – 100%

· Вторник – 70-75%

· Среда – 130-140%

· Четверг – отдых

· Пятница – 130-140%

· Суббота – 100-110%

Наиболее распространенной формой организации занятий со студентами специального учебного отделения являются два занятия в неделю до 90 мин. Однако последние исследования дают основание для внесения изменений в этот режим. Эффективность занятий дают три режима:

I вариант – 2 занятия по 90 мин.;

II вариант – 4 занятия по 45 мин.;

III вариант – 6 занятий по 30 мин..

При этом учитывают однородную характеристику заболеваний студентов.

Итак, средства физической культуры направлены на улучшение функционального состояния организма студентов, длительное сохранение работоспособности, способности к быстрому восстановлению, хорошей успеваемости.

Литература: 1. Физическая культура студента. Проф. Ильинич В.И., 1999.

2. Физическая культура и жизнь. Ильинич В.И. 2001 и 2007.

3. Физическая культура. Евсеев Ю.И. 2002.

Наши рекомендации