I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. II. Проверка домашнего задания
II. Проверка домашнего задания
III. Орфографическая разминка
Осенние грибы
(С) нож..ком иди, ГЛ..ДИ,
щедрый взяток — вп..реди!
Сыроеж..к и з..ленок
(на) п.лянах — пру., пруди.
А когда лучи в л..су
выпьют с вереска р..су,
белые гр..бы п..лезут
так, что хоть бери к. .су.
Г. Буравкин
— Вставьте пропущенные орфограммы, объясните их написание.
— Назовите однородные члены предложения. На какие вопросы они отвечают? К какому слову относятся? Чем являются в предложении?
— Сделайте морфемный разбор слова выпьют.
— Определите части речи; время глаголов.
IV. Чистописание
гри.. ник груздь к..рзинка
— Подберите к слову корзинка синонимы (кузовок, лукошко).
Мы обшарим все ду.ки, елки и ..синки и х..рош..е гри..ки соберем в к..рзинки.
Н. Сладкое
— Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.
— Назовите однородные члены предложения.
V. Игра «Слоги рассыпались»
— Соедините ножки и шляпки грибов вместе. Не удивляйтесь, если не
найдете их рядом: они могут быть на дне корзинки или лежать сверху:
По тропинке во весь дух — Все грибы ты растрясешь!
Мчится из лесу петух. Ежик прав: у Петуха
Он кричит: --- Ку-ка-ре-ку! В кузовке одна труха.
Честь и слава грибнику' Ка-ро-мас-ле-сы-еж-вик,
Я наполнил кузов мой Нок-под-оси-вик-ры-ка-жик,
И бегу скорей домой. Ка-сич-ли-но-ре-бе-зо-но,
Из-под елки фыркнул еж: Куш-ик-ка-ин-пе-мок-вол-ов-о.
В. Волина
(Ответ: масленок, подосиновик, волнушка, сыроежка, подберезовик, рыжик, опенок, лисичка.)
VI. Загадки
Под старою сосною, Стоит при дорожке
Где склонился пень-старик, На тоненькой ножке,
Окружен своей семьею, Пестрой шляпой покрыт,
Первый найден... боровик. Несъедобен—ядовит.(Мухомор.)
Учащиеся записывают названия грибов, подчеркивают в словах орфограммы, определяют род имен существительных.
VII. Работа с учебником
Распознавание имен существительных.
1. Упр. 83, с. 52.
— Докажите, что выделенные слова — имена существительные (обозначают предметы, отвечают на вопросы кто? что?, связаны со словами, обозначающими действия предметов).
Физкультминутка (в форме игры «Съедобно — несъедобно») Учитель произносит названия грибов. Если гриб съедобный — дети хлопают в ладоши; если гриб ядовитый — приседают.
2. Упр. 84, с. 53.
— Выпишите имена существительные, стоящие во множественном числе. Измените их так, чтобы они называли один предмет. Определите их род.
3. Упр. 85, с. 54. Письмо с комментированием и выполнением грамматического задания.
4. Работа с текстом:
После пролевного теплого даждя в лису сильно пахнет грибами. По опушкам среди ретких бирез прячются в трове крепкие баравики, разовеют мокрые сыроещки. Вашно стаят нарятные мухоморы.
Под темным ельником растут скольские грузди. А под ствалами белых бирес тянутся высокие подбирезовики. На лисных палянах показались рыжыки. Ярко жилтеют на мху залатые лисичьки. По И. Соколову-Микитову
— Исправьте ошибки в написании слов. Объясните написание орфограмм.
— Обозначьте род и число имен существительных.
— Объясните постановку знаков препинания в предложении с однородными членами. Определите их роль в предложении.
— Сделайте звуко-буквенный анализ слов крепкие, желтеют.
Физкультминутка
5. Письмо по памяти:
Сто гр..бов (в) л..су найдем Мы обшарим все дубы
Обойдем п..лянку Елки и ..синки
(В) кузовок мы (не) возьмем И х..рош..е гр..бы
Бледную поганку. С..б..рем (в) к..рзинки. Н. Сладков
— Назовите слова с безударными гласными, с гласными, непроверяемыми ударением. С помощью сигнальных карточек учащиеся показывают род выделенных существительных.
6. Работа с текстом:
1) Сырое.ка, в, старая, л..су, ст.яла. 2) В..ды, однажды, дож..ь, и, п..шел, н..лил, сырое..ку, полную. 3) Еж..к, из, н..пился, ноч..ю, сырое..ки. 4) Утром, пеноч.ка-овсянка, из, п..пила, ее, ч..шеч..ки в..дич..ки. 5) Вот, в, п..и-лоч..ка, л..су, какая, появилась, ч. .десная. По В. Кастрючину
— Составьте из слов предложения.
— Озаглавьте получившийся текст. Определите его тему.
— Объясните написание пропущенных букв.
— Обозначьте род, число, падеж имен существительных.
— Подчеркните однородные члены предложения. Определите их роль и предложении.
VIII. Рефлексия
— Что обозначают имена существительные в форме единственного и множественного числа?
— Какие слова можно подставить к именам существительным мужского, женского и среднего рода? Расскажите о правилах сбора грибов.
Домашнее задание
Упр. 86, с. 55
Урок 18. Тема: Изменение имен существительных по падежам (склонение).
Цели: разъяснить сущность изменения имен существительных по падежам; дать представление об именительном падеже как начальной форме имени существительного; показать, какую пользу приносят лягушки и.жабы, уничтожая вредных насекомых; учить беречь и охранять природу.
Ход урока
I. Организационный момент